Характеристика социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности и психического новообразования младшего школьного возраста. Кризис 7 лет.




Возраст - конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей. Структура возраста включает в себя характеристику социальной ситуации развития ребенка, ведущего типа деятельности и основных психологических новообразований возраста.

Л.С. Выготский вводит понятие "социальная ситуация развития" - специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Это соотношение его внутренних и внешних условий развития психики. Социальная ситуация развивается, меняется в самом начале возрастного периода. Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития (А.Н. Леоньтев). Ведущая деятельность обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на деанной стадии развития.

Именно в контексте ведущей деятельности возникают спе­цифические для данной возрастной стадии психологические новообразования, имеющие первостепенное значение для всего последующего развития ребенка. Это те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Социальная ситуация развития младшего школьника определяется его поступлением в школу, появлением обязательной, общественно значимой, общественно контролируемой деятельности – учебой. Меняется образ и стиль жизни, появляются новые требования, осваивается новая социальная роль ученика, меняется восприятие своего места в системе отношений, ценности и интересы ребенка, весь склад его жизни. В целом социальная ситуация в младшем школьном возрасте характеризуется следующим:

1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью

2. Отчетливо виден социальный смысл учения

3. Происходит смена референтной группы

4. Происходит смена распорядка дня

5. Укрепляется новая внутренняя позиция

6. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающей средой

В учебной деятельности формируются основные психические новообразования. Это – РЕФЛЕКСИЯ (личностная, интеллектуальная), внутрен. План дейсвий (в уме, анализ) и произвольность психич процессов.

ЛС выготский считал что детская жизнь состоит из эпох, которые характеризуются медленным эволюционным развитием и отделяются друг от друга кризисами – периодами бурного, революционного развития. В качестве переходного между дошкольниками и младшими школьниками периодами считается возраст от 6 до 7 лет. Кризис у большинства детей начинается в 6 лет. Л И Божович считала, что кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка. Основная симптоматика кризиса заключается в следующем(Выготский)

1. Потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это будет иметь для ребенка. Ребенок размышляет, прежде чем сделать.

2. Манерничание. Ребенок что то из себя строит, что то скрывает, гримастничает

3. Симптом горькой конфеты. Ребенку плохо но он старается этого не показывать.

17. Содержание и структура учебной деятельности. Проблема формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Мотивы учебной деятельности.

В учебной деятельности выделяются ее предмет, средства, способы, продукт, результат действия, структура.

В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Основные характеристики учебной деятельности:

1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

3) общие способы действия предваряют решение задач, происходит восхождение от общего к частному;

4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке-ученике;

5) происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий».

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку.

1.Мотивация — первый компонент структуры учебной деятельности. Мотивация является не только одним из основных компонентов структурной организации учебной деятельности, но и существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности. Мотивация как первый обязательный компонент входит в структуру учебной деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.

2.Учебная задача в структуре учебной деятельности. Она предлагается обучающемуся как определенное учебное задание (формулировка которого чрезвычайно существенна для его решения и результата) в определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебный процесс в целом. Задача рассматривается как сложная система информации о каком-либо явлении, объекте, процессе, в которой четко определена лишь часть сведений, а остальная неизвестна. Она может быть найдена только на основе решения задачи или сведений, сформулированных таким образом, что между отдельными понятиями, положениями имеются несогласованность, противоречие, требующие поиска новых знаний, доказательства, преобразования, согласования и т. д.

3. Учебные действия в структуре учебной деятельности. Одним из важных структурных компонентов деятельности является действие — морфологическая единица любой деятельности.

4.Контроль (самоконтроль), оценка (самооценка) в структуре учебной деятельности. Контроль за выполнением действия осуществляется механизмом обратной связи или обратной афферентации в общей структуре деятельности как сложной функциональной системы. Значимость роли контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) в структуре деятельности обусловливается тем, что она раскрывает внутренний механизм перехода внешнего во внутреннее, т. е. действий контроля и оценки учителя в действия самоконтроля и самооценки ученика

 

оответственно принято различать две большие группы мотивов:

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Эти группы мотивов описаны в психологической литературе.

Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:

1) широкие познавательные мотивы, состоящие-в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым «деям и т. д.;

2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляцию учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Вторая большая группа мотивов — социальные мотивы — также распадается на несколько подгрупп:

1.широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования.

2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

3.социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие, в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать Способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив. является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: