Государственная поддержка проблемных регионов в направлении обеспечения их устойчивого развития




Переход Республики Беларусь к устойчивому развитию во многом определяется активным участием в этом процессе внутриреспубликанских регионов. Местные и региональные власти, реализуя свои специфические функции, могут внести свой вклад в устойчивое развитие и улучшение качества жизни своих жителей. Цель таких программ – обосновать основные направления перехода областей и г. Минска к устойчивому развитию с учетом их эффективного участия в общей системе по реализации этого процесса. Разработка программ, отражающих региональные аспекты устойчивого развития Республики Беларусь, должна осуществляться как в рамках действующей системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны (в качестве отдельных разделов краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов), так и в качестве самостоятельных программных документов, направленных на решение всего комплекса социальных, экономических, экологических проблем или отдельных, наиболее проблемных ситуаций на данной территории.

Региональные программы устойчивого развития областей и г. Минска должны разрабатываться с учетом присущих регионам географических, социально-экономических, экологических, демографических и других особенностей. При их разработке в первую очередь необходимо учитывать:

· местные интересы и проблемы устойчивого развития;

· имеющиеся ресурсы и необходимость их сохранения (земельные, лесные и водные, полезные ископаемые, защита атмосферы, сохранение биологического разнообразия и т.п.);

· социальные и экономические аспекты (демографическая ситуация, охрана и укрепление здоровья, борьба с бедностью, изменение структур потребления и производства, борьба с преступностью);

· необходимость содействия устойчивому развитию населенных мест;

· приоритетность общегосударственных программ устойчивого развития (продовольственных, жилищных, демографических и др.).

Исходя из этого в каждом регионе должны определяться конкретные меры, направленные на формирование структуры хозяйства на принципах устойчивого развития. Среди таких мер в первую очередь необходимо осуществлять те, которые предусматривают:

· совершенствование региональной структуры экономики с учетом локальных экосистем;

· развитие отраслей и видов деятельности на основе имеющихся природных ресурсов с использованием прогрессивных, адаптированных к местным условиям технологий, гарантирующих охрану окружающей среды;

· осуществление мер по предоставлению населению социальных видов услуг на уровне установленных социальных стандартов, обеспечению экологической безопасности жителей регионов;

· создание комфортных условий проживания населения в городских и сельских поселениях.

При определении параметров роста экономики и социальной сферы в разрабатываемых программах с учетом возможных ограничений для создания на конкретной территории оптимальной структуры хозяйства должны учитываться размер допустимой нагрузки на природную среду, экологическая ситуация и степень использования хозяйственной емкости территории.

В Беларуси имеются лишь четыре местные инициативы по разработке и реализации локальных стратегий устойчивого развития («Местных повесток XXI»): проекты в Турове, Минске, Вилейке, Дзержинске.

К достоинствам государственной региональной политики Республики Беларусь можно отнести то, что в течение последних 10 – 15 лет регионально ориентированные меры в нашей стране стали разрабатываться и реализовываться практически всеми министерствами и другими республиканскими органами государственного управления Республики Беларусь. Наиболее сильное влияние на региональное развитие оказали и продолжают оказывать: Министерство экономики, Министерство архитектуры и строительства, а также Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Республиканским органам государственного управления Республики Беларусь предстоит обеспечить постоянное укрепление и повышение эффективности сотрудничества с международными организациями – ПРООН, ХАБИ, ТАТ, ЮНЕП, Всемирным банком, ЕБРР и другими, а также с Евросоюзом и правительствами стран, добившихся в последние годы наибольших успехов в государственной поддержке региональных и местных инициатив, и в частности, в проведении национальных кампаний по разработке «Местных повесток XXI» (Германия, Швеция, Великобритания, Дания и др.).

Тем не менее, в качестве слабых мест современной государственной региональной политики, которые не удается устранить в Беларуси в течение того же достаточно длительного периода, следует отметить: • недостаточно развитую законодательную, а также другую нормативную правовую базу, определяющую политику государства по отношению к социально-экономическому развитию регионов, правовые рамки государственного регулирования этого процесса, а также механизм взаимодействия государственных органов, органов местного управления и самоуправления, общественных (неправительственных) организаций, частного сектора, а также непосредственно населения при решении региональных и местных проблем; • отсутствие четкого разграничения функций между государственными органами в области разработки и реализации государственной региональной политики, мониторинга процессов регионального и городского развития; контроля и оценивания эффективности мер, предпринимаемых в рамках государственного регулирования регионального и городского развития; • неполное и недостаточно эффективное использование внутренних резервов обеспечения устойчивого социально-экономического развития, находящихся в самих регионах и городах Беларуси, слабая правовая, организационная и финансовая поддержка местных инициатив; • ориентация действующей системы государственного регулирования преимущественно на использование не стимулирующих, а перераспределительных налогово-бюджетных и других инструментов воздействия на экономику и социальную сферу регионов и городов, которые, как и прежде, сопровождаются многочисленными и часто неэффективными административными мерами.

Крупные проблемные регионы – Чернобыльская зона, Белорусское Полесье и Белорусское Поозерье.

Самый проблемный регион Беларуси, имеющий официальный статус региона экологического бедствия, – это территории, загрязненные в результате катастрофы на ЧАЭС. В зоне загрязнения оказалось свыше 3,6 тыс. населенных пунктов (в том числе - 53 города), где проживала пятая часть населения республики. На это была направлена Государственная программа по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС на 2006-2010 годы. Ее приоритеты - восстановление здоровья и улучшение качества жизни пострадавшего населения. На реализацию программы было выделено $1,5 млрд. Основные средства были направлены на развитие Гомельской и Могилевской областей. Реализация Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года придаст новый импульс социально-экономическому развитию пострадавших регионов. Общая потребность в финансовых средствах на реализацию мероприятий по этому направлению в 2011-2015 годах составила Br865,9 млрд., причем более 70% пришлось на выполнение защитных мер в сельскохозяйственном производстве. Стратегия устойчивого развития территорий радиоактивного загрязнения до 2020 г. должна исходить из цели обеспечения повышения благосостояния проживающего здесь населения на основе комплексной эколого-радиологической и социально-экономической реабилитации загрязненного региона. Достижение главной цели предполагает решение следующих важнейших задач:

· сохранение здоровья граждан, пострадавших от радиоактивного воздействия, с достижением на загрязненных территориях сбалансированной половозрастной структуры населения и среднереспубликанских показателей продолжительности жизни;

· преодоление бедности, безработицы, рост доходов, рационализация социальной защиты пострадавшего населения на основе восстановления хозяйства на загрязненных территориях, активизации инвестиционной деятельности, создания условий для развития малого и среднего предпринимательства, фермерства;

· улучшение бытовых и социально-культурных условий проживания людей в загрязненных населенных пунктах (особенно в сельской местности), сохранение историко-культурного наследия;

· повсеместный непрерывный радиационный мониторинг земельных, водных, лесных и минерально-сырьевых ресурсов, сохранение природных экосистем;

· восстановление хозяйственного потенциала пострадавших регионов и в первую очередь наиболее пострадавших отраслей (сельского и лесного хозяйства) с обеспечением радиационно безопасных условий работы и производства «чистой» и конкурентоспособной продукции;

· проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, обеспечивающих снижение воздействия радиации на человека и экосистемы;

· совершенствование нормативно-правовой базы по защите пострадавшего населения и развитию загрязненных регионов.

Рациональное использование и охрана природно-ресурсного потенциала Белорусского Полесья – уникального природного комплекса (части Полесской низменности), занимающего на юге республики более 6 млн. га (около 30 % территории страны) – является важнейшим условием устойчивого развития этого обширного региона, Беларуси в целом, а также фактором обеспечения экологической стабильности в общеевропейском масштабе. Стратегической целью развития Белорусского Полесья до 2020 г. должно стать прекращение процессов деградации этой крупной общеевропейского средообразующего значения природной экосистемы и обеспечение перехода региона к устойчивому, сбалансированному социо-эколого-экономическому развитию. Должна быть решена задача перехода региона к устойчивому развитию на основе стабилизировавшейся экологической ситуации и повышения эффективности функционирования, добывающих отраслей, ландшафтно-адаптированного и радиологически безопасного сельского хозяйства, всемерного развития наукоемких производств в СЭЗ Бреста и Гомеля, активизации малого и среднего бизнеса (особенно фермерства) с обеспечением в итоге повышения уровня и качества жизни населения Полесья. Планируется создать в Полесье единую каркасную экологическую сеть охраняемых природных территорий и биосферных резерватов международного класса (совместно с Украиной и Польшей) и интегрировать ее в общеевропейскую экологическую сеть, сформировать инфраструктуру для развития экологического туризма

Специфическими природно-экологическими условиями выделяется Белорусское Поозерье – природный регион площадью около 5 млн. га (24 % территории и 16% населения республики), занимающий северную часть страны. Стратегия биосферно-совместимого природопользования в Белорусском Поозерье должна до 2020 г. обеспечить: переспециализацию сельхозпредприятий с учетом оценки агроэкологического потенциала различных ландшафтов и их экологически допустимого упрощения; тщательную экологическую проработку методов мелиорации земель с учетом особенностей региона; обоснованное хозяйственное использование озер с их эколого-экономической оценкой и регламентированием природоохранных мероприятий; резервирование территорий для рекреационного использования; совершенствование природно-заповедного фонда в целях формирования экологического каркаса региона и включения Белорусского Поозерья в общеевропейскую экологическую сеть; развитие экологического и охотничьего туризма; согласование решения экологических проблем с сопредельными странами и привлечение иностранных инвестиций на осуществление экологических проектов. На первом этапе (2006-2010 гг.) внимание было сосредоточено на разработке современной стратегии рекреационного освоения региона: оптимизации экологического каркаса и формировании экологической сети региона; создании и развитии инфраструктуры для экологического туризма и рекреации в Браславском и Нарочанском национальных парках и на других природоохранных территориях.

Особое внимание должно быть уделено экологизации производства в Новополоцком промузле, т.к. Новополоцк занимает первое место среди городов Беларуси по количеству выбросов в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками – около 14 % их общего количества по республике. Новополоцк — центр нефтехимической промышленности Беларуси. Удельный вес Новополоцка в объёмах производства Витебской области составляет более 71 %. Модернизация крупнейших нефтехимических предприятий промузла с соблюдением жестких экологических требований должна стать обязательным условием осуществляемого процесса их разгосударствления и приватизации.

Экологически проблемным регионом Беларуси является также Минский столичный округ, включающий Минск и Минский район. Его основная экологическая проблема и важнейшая цель стратегии устойчивого развития – необходимость обеспечения качества окружающей среды жителям в самом урбанизированном регионе страны, где на площади, составляющей чуть больше 1 % территории Беларуси, сосредоточено 18 % ее населения и более 21 % ее промышленного производства. Население Минского столичного округа сегодня имеет самые высокие в стране показатели уровня жизни, образованности, самый низкий уровень безработицы. В то же время г. Минск занимает второе место среди городов страны по объему выбросов в атмосферу загрязнений стационарными источниками и на его долю приходится около 10 % всех суммарных выбросов в атмосферу страны, а также около 25 % от общего сброса по республике сточных вод, содержащих загрязненные вещества. В соответствии с комплексной оценкой загрязнения окружающей среды г. Минска 30 % его территории характеризуется «крайне неблагоприятной» экологической ситуацией, 35 % - «неблагоприятной». Эти и другие проблемы Минского столичного округа поставлены и в определенной мере нашли решение в утвержденном генеральном плане развития г. Минска до 2030 года, а также в Концепции и комплексной городской программе «Минск – здоровый чистый город»

Некоторые проблемы развития приграничных территорий в настоящее время решаются в рамках созданных еврорегионов «Неман», «Буг» и создающегося еврорегиона «Днепр», а также в ряде совместных проектов по созданию и согласованию порядка функционирования в приграничных регионах охраняемых природных территорий. Деятельность в этом направлении необходимо активизировать, как и развитие приграничного сотрудничества в социально-экономической сфере. Устойчивое развитие депрессивных районов, к которым практически могут быть отнесены все сельскохозяйственные районы и малые города страны, может быть обеспечено лишь в результате решения макроэкономических проблем страны и разработки по каждому административно-территориальному подразделению местной «Повестки дня на XXI век» с широким участием общественных организаций. Так, в структуре доходов бюджетов ряда областных центров и 17 районов дотации составляли в первом полугодии 2015-го менее 25%. Бюджеты Барановичей, Пинска, Бобруйска и 54 районов дотировались на 25−50%, бюджеты остальных районов — на 50−70% формировались за счет финансовых вливаний из центра. В 28 регионах, то есть у четверти, обеспеченность собственными средствами составляет всего 20−40%. Бюджеты 52 регионов состоят из собственных средств на 40−60%, 21 регион обеспечивает себя за счет собственных источников на 60−80%. И только бюджеты 12 регионов Беларуси формируются более чем на 80% благодаря собственным доходам. В июне 2015 года в Беларуси был принят указ президента № 235, согласно которому отстающие регионы, юго-восточные районы Могилевской области получат ряд преференций.

 

Использованная литература

1. https://studfiles.net/preview/6657621/page:43/

2. https://un.by/images/library/thematic-publications/sustainable-development/OON_sMall_Rus.pdf

3. https://studfiles.net/preview/5404297/page:6/#10

4. https://news.tut.by/economics/466957.html

5. https://news.tut.by/economics/466957.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: