Что такое рисунок?
Рисунок – это изображение, созданное с помощью графических средств.
Графика – это вид изобразительного искусства, в котором изображение создается с помощью специальных выразительных средств: точки, линии, штриха и пятна.
Помимо графики существуют другие виды изобразительного искусства: живопись, скульптура, фотография, мультипликация, кино и некоторые другие. Каждый из них использует свои особые выразительные средства – то есть способы, с помощью которых создается произведение.
Таким образом рисунок – это изображение, относящееся к графике.
Также рисунком называют учебный предмет в художественных школах, университетах и академиях, на котором учатся работать графическими средства, как правило, основным материалом – графитным карандашом.
Подобным образом будем работать и мы.
Сегодня для занятия нам понадобится графитный карандаш, мы привыкли называть его простым. Графитный он потому, что пишущий стержень этого инструмента состоит из графита – природного минерала. Стержень спрятан в деревянную рубашку, чтобы не пачкать руки. Это основной инструмент, которым мы будем пользоваться на каждом занятии.
Помимо карандаша нам понадобится плотный лист бумаги формата А3 и ластик.
Итак, проверьте инструменты и материалы для занятия: лист бумаги формата А3, ластик и графитные карандаши разной мягкости (что такое мягкость и маркировка карандашей разбирались в предыдущем материале).
Последовательность работы:
1. Для начала расположите перед собой лист бумаги горизонтально (чтобы его ширина была больше высоты). Теперь его необходимо разделить линиями на 5 вертикальных столбцов, проведя 4 вертикальные линии. Постарайтесь сделать столбцы приблизительно одинаковыми. Линии проводите от руки! Линейкой на занятиях рисования пользоваться нельзя. Даже если линии будут немного неровные или уходить в сторону – это не страшно! Главное – начать тренировать руку! И со временем ваши линии станут более уверенными и ровными.
2. Теперь подпишите первые 4 столбца по названиям выразительных средств рисунка.
Выразительное средство – это то, с помощью чего создается изображение.
В графике (рисунке) – это точка, линия, штрих, пятно.
При этом материалы для работы можно использовать очень разные: графитный карандаш, маркер, фломастер, цветные карандаши, ручку, уголь, акварельные или гуашевые краски… Но если рисунок создается с помощью одного или нескольких, а может быть и всех сразу, перечисленных выразительных средств – то это графика.
3. Точка – хорошо вам знакома. Но точка может быть разная!
У точки могут меняться: размер (больше-меньше); светлота (светлее-темнее).
Заполните первый столбец разнообразными точками. Для этого можно использовать разные по мягкости карандаши. Попробуйте! Чем мягче карандаш, тем темнее он будет делать точку. В нижней части столбца попробуйте собрать из разнообразных точек любой произвольный простой рисунок (солнышко, цветочек, листик, сердечко…)
4. Линия – это множество маленьких точек, расположенных одна за другой. Линия проводится непрерывным движением руки.
Линия может быть очень разной:
- по направлению движения (горизонтальная, вертикальная, наклонная, закрученная в спираль или пружину);
- по светлоте (светлая, темная);
- по ширине (тонкая, широкая);
- по характеру (прямая, волнистая, ломанная).
Заполните второй столбец разнообразными линиями. Используйте разные по мягкости карандаши. Для изменения светлоты или ширины линии попробуйте давить на карандаш с разной силой. Для увеличения ширины также можно проводить дважды или трижды по одной линии. Используйте все варианты нанесения линий простым карандашом, которые знаете.
5. Штрих – тонкая короткая линия.
Штриховка – сочетание расположенных рядом множества штрихов (маленьких линий).
Штриховать – заполнять поверхность листа штриховкой.
Обратите внимание: при выполнении штриха рука движется вперёд-назад прерывистыми движениями. То есть каждая линия в штриховке отдельна от другой.
Заполните третий столбец разнообразными штрихами. Используйте те же приемы, что и в работе линиями – изменяйте длину, направление, наклон, нажим. Светлоте и темнее штриховку можно делать, нажимая сильнее на карандаш или располагая штрихи ближе или дальше друг от друга.
Пример выполнения штриха можно посмотреть в видео в группе.
6. Пятно.
В графике пятно создается с помощью тушёвки – заполнения пространства непрерывными движениями карандаша вперед-назад. В отличие от штриха – рука не отрывается от листа, то есть всё пятно – это как будто одна непрерывная линия.
Пример выполнения тушёвки можно посмотреть в видео в группе.
Заполните четвертый столбец разнообразными пятнами. Они могут меняться по форме, размеру, светлоте (с помощью нажима на карандаш).
(разнообразные штриховки и тушёвки – пример из интернета)
(разнообразные штриховки и тушёвки – пример из книги Николая Ли «Основы учебного академического рисунка»)
7. В последнем столбце предлагаю вам пофантазировать и нарисовать собственного персонажа, используя все выразительные средства графики.
У меня получился вот такой милый житель фантастической планеты:
Всем спасибо за занятие!
Подготовил: педагог дополнительного образования Чернышова В.Н.