Вторник 21 марта 2017, 10.00-13.00, ауд. П8, 2-й ГУМ




Программа лекционного курса

Профессора Жерара ДЕССОНА

(Университет Париж-8)

Во Французском университетском колледже в Москве с

По 21 марта 2017.

Литература

Искусство и литература в XX веке

 

Краткое содержание:

 

Вопрос о «диалоге», который ведут между собой различные виды искусства, составляет одну из главнейших тем современной литературной критики.

Но на самом деле, вопрос этот имеет давнюю историю. Эрудиты эпохи Возрождения и классицизма проявляли большой интерес к сопоставлению разных родов искусства: живописи, скульптуры, музыки, поэзии. Еще ранее художники и писатели пытались, каждый на свой лад, осмыслить афоризм, приписываемый Симониду Кеосскому (V-IV вв. до н.э.): «Живопись есть молчащая поэзия, поэзия – говорящая живопись». Это двойное определение живописи и поэзии во многом определило европейскую культуру, от классицизма и до эпохи романтизма.

В XIX и XX вв. отношение между живописью и поэзией перестает быть объектом сравнения. Поэты и художники начинают находить иные способы сблизить эти два вида искусства, изобретая особые, неведомые ранее способы перехода от живописи к поэзии и от поэзии к живописи.

Свидетельством тому является творчество четырех поэтов, которых мы будем изучать в курсе лекций:

- Антонен Арто: «Ван Гог, самоубитый обществом» (в книге: Пространство другими словами. Французские поэты XX века об образе в искусстве / Сост., пер., примеч. и предисл. Б. В. Дубина. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2005_.

- Анри Мишо: «Пассажи» (адрес электронного доступа: https://e-libra.ru/read/248618-portret-a.html; «Рисовать, чтобы отбиваться» [эссе о живописи]// Иностранная литература, 1997, № 6; Мишо А. В стране магии// Иностранная литература, 2000, № 8; Мишо А. Портрет А./ Сост. О.Кустовой, А.Поповой. СП.: Симпозиум, 2004; Мишо А. [Эссе о живописи]// Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб, 2005, с.51-87.

- Сен-Жон Перс: «Створы» (Amers, 1957), «Птицы» (Oiseaux, 1962) (Сен-Жон Перс. Избранное. М.: Русский путь, 1996)

 

- Виктор Сегален: Картины (Peintures) (Вадим Козовой. Французская поэзия: Антология. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001, с.159-163).

 

Понедельник 13 марта 2017, 17.00-20.00, ауд. П10, 2-й ГУМ

Лекция 1 (с синхронным переводом):

Введение в проблематику. Общая характеристика произведений.

 

Вторник 14 марта 2017, 17.00-20.00, ауд. П10, 2-й ГУМ

Лекция 2 (с синхронным переводом):

Антонен Арто: «Ван Гог, самоубитый обществом», проблематика.

 

Среда 15 марта 2017, 16.00-19.00, ауд. П10, 2-й ГУМ

Семинар 1 (без перевода):

Антонен Арто: «Ван Гог, самоубитый обществом», проблематика.

 

Четверг 16 марта 2017, 16.00-19.00, ауд. П8, 2-й ГУМ

Семинар 2 (без перевода):

Анри Мишо «Приключения линий »

 

Пятница 17 марта 2017, 17.00-20.00, ауд. П10, 2-й ГУМ

Лекция 3 (с синхронным переводом):

Анри Мишо «Приключения линий »

 

Суббота 18 марта 2017, 10.00-13.00, амфитеатр 01, ГЗl

Семинар 3 (без перевода):

Виктор Сегален и говорящая живопись

 

Понедельник 20 марта 2017, 17.00-20.00, ауд. П10, 2-й ГУМ

Лекция 4 (с синхронным переводом):

Виктор Сегален и говорящая живопись

 

Вторник 21 марта 2017, 10.00-13.00, ауд. П8, 2-й ГУМ

Семинар 4 (без перевода):

Заключение

 

 

Био-библиография профессора:

 

Жерар ДЕССОН

E-mail: gdessons@univ-paris8.fr

 

Профессор французского языка и литературы («Искусство и литература XX века »)

 

Докторская диссертация (Habilitation), защищена в1992 в Университете Париж 8

«Язык и манера выражения»

Кандидатская диссертация, защищена в 1989 в Университете Париж 8.

«Ритмика поэзия Сен-Жон Перса»

Агреже: Литература новейшего времени, 1977

Список трудов:

- Maeterlinck, le théâtre du poème (Метерлинк, театр поэмы), Paris, Classiques Garnier, 2016.

- Introduction à l’analyse du poème (Введение в анализ стихотворного текста),Paris, Armand Colin, 2016.

- La Voix juste. Essai sur le bref (Голос истины. Размышления о краткости), Paris, Manucius, 2015.

- L’Odeur de la peinture. L’hypothèse Rembrandt (Рембрандт. Запах живописи.), Paris, Manucius, 2013.

- Manière folle. Essai sur la manie littéraire et artistique (Безумная манера. Эссе о безумии в искусстве и литературе), Paris, Manucius, 2010.

- Emile Benveniste, l’invention du discours (Эмиль Бенвенист, изобретение дискурса), Paris, In Press, 2006.

- .Introduction à la poétique. Approche des théories de la littérature (Введение в поэтику. О литературных теориях),Paris, Armand Colin, 2005.

- L’Art et la manière. Art, littérature, langage (Искусство и манера. Искусство, литература, язык), Paris, Honoré Champion, 2000.

- Traité du rythme. Des vers et des proses (Трактат о ритме. О стихах и прозе) (совместно с Анри Мешонником), Paris, Nathan, 1998.

Рекоменду емая литература:

 

Арто А. Театр и его двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра. СПб.: Симпозиум, 2000.

Максимов В. И. Введение в систему Антонена Арто. СПб.: Гиперион, 1998.

Мамардашвили М. К. Метафизика Арто // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992.

Гароди Роже. О реализме, который не знает границ: (Пикассо - СентДжон Пэрс - Кафка): пер. с фр.; предисл. Луи Арагона. М., 1964.

 

Роже Кайуа. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. М.: ОГИ, 2007.

 

Жерар Дессон. Картины, явленные в слове // Искусство versus литература. Франция – Россия – Германия на рубеже XIX -XX веков. Материалы русско-французского коллоквиума / Под ред. Е.Е. Дмитриевой.. М.: ОГИ, 2006. С.426-442.

 

Жерар Дессон. Чем пахнет живопись (перевод с франц. Е. Дмитриевой) // Ароматы и запахи в культуре. Книга 1/ Cост. О.Б. Вайнштейн. М.: НЛО, 2003. С. 277-292.

 

Сергей Шамшинов. Метод чтения живописи // Искусство versus литература. Франция – Россия – Германия на рубеже XIX -XX веков. Материалы русско-французского коллоквиума / Под ред. Е.Е. Дмитриевой.. М.: ОГИ, 2006. С. 443–454.

Henri Michaux, L’Herne, 1983.

Méthodes et savoirs chez Henri Michaux, G. Dessons (éd), La Licorne, 1993

 

Paule Thévenin, Antonin Artaud, ce Désespéré qui vous parle, Seuil, “Fiction & Cie”, 1993.

Artaud, Obliques, 1986

 

Victor Segalen, Essai sur l’exotisme, Fata Morgana, 1978, LDP, 1986.

Victor Segalen, Les Origines de la statuaire de Chine, Fata Morgana, 1987.

 

Roger Caillois, Poétique de Saint-John Perse, (1954), 1972.

Henri Meschonnic, «Historicité de Saint-John Perse », dans Critique du rythme, Verdier, 1982.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: