День памяти - 13 марта (по нов. ст.)




Блаженный Николай Саллос, Псковский, Христа ради юродивый

Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает "блаженный, юродивый", и еще при жизни почитали как святого, называя также Микула Свят.

К зиме 1569-1570 года волна опричного террора уже наводнила Россию: сотнями рубились головы бояр, был заключен в темницу и дожидался мученической смерти митрополит Филипп, пытавшийся остановить кровавую вакханалию опричнины, всадники с привязанными к седлам собачьими головами и метлами сеяли ужас среди окружающих. Однако события, которые произошли в эту зиму, превзошли все прошлые преступления безумного тирана.

Поздней осенью 1569 года Иоанн Грозный отправился во главе опричного войска в поход против Новгорода и Пскова, население которых было обвинено им в измене. Были разгромлены города Торжок, Тверь, Новгород и их окрестности. Поход сопровождался немыслимыми жестокостями. По указаниям летописей, лед реки Волхов, протекающей через Новгород, был полностью окрашен кровью казненных горожан. Такая же судьба ждала и Псков. Как свидетельствует Псковская летопись, «прииде царь... с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити».

Однако жестоким планам Иоанна IV не суждено было сбыться. Грозного царя остановило не войско, которого, естественно, не было у беззащитного города, а человек, который, на современный взгляд, по своему социальному положению никак не мог повлиять на могущественного владыку. Этим человеком и был святой Николай Саллос.

Наступила зима 1570 г. Царь Иоанн Грозный подступил ко Пскову. В субботу на 1-й седмице Великого поста он остановился на ночлег в 5 верстах от города. Странная борьба происходила в душе его: предсмертные слова прп. Арсения*: «Я буду неотступен от тебя во Пскове» — звучали в ушах его. «Теперь во Пскове все трепещут, говорил он приближенным, — но напрасно: я не сотворю им зла». Действительно, в городе происходило смятение; вести об участи Новгорода уже достигли до него, и жители не знали, что им делать: бежать всем в леса? сопротивляться? В то же время между местным архиепископом, воеводой — князем Юрием Токмаковым — и Христа ради

---------------------------------------------------------- блаженный николай саллос --------------------------------------------------- 2

юродивым Николаем Салосом происходило совещание. По совету юродивого решено было устроить торжественную встречу. И вот когда царь, окруженный опричниками, вступил в город, он увидел, что перед каждым домом поставлены столы с хлебом и солью, а рядом со столами — на коленях граждане с женами и детьми.

Злоба опять закипела в душе царя. Когда первым поднес ему хлеб и соль князь Токмаков, он с яростью оттолкнул блюдо, и соль рассыпалась. Все вздрогнули от ужаса. В это время на палочке, как дитя, подъехал к нему юродивый. «Иванушка, Иванушка, — сказал он, - покушай хлеба и соли, а не человеческой крови». Царь велел схватить его, но юродивый скрылся. Царь вошел в Троицкий собор, и там начался молебен. После молебна блаженный опять подошел к нему и пригласил его в свою келью: он жил под соборной колокольней. Царь, который успел немного успокоиться, согласился.

В чисто убранной келье на лавке была разостлана скатерть, а на ней лежал кусок сырого мяса. «Покушай, Иванушка», - ласково сказал блаженный. «Я христианин, — сказал царь, — мяса постом не ем!» — «Ты делаешь хуже, - строго возразил ему блаженный, - ты питаешься плотию и кровию человеческою. Ты забываешь не только пост, но и Бога!» Злоба опять закипела в душе царя. Он приказал начать грабеж. «Оставь нас, прохожий человек, — строгим голосом сказал тогда блаженный,— ступай скорей от нас. Если еще помедлишь, то не на чем будет тебе бежать отсюда». Но царь уже не слушал, на соборной колокольне уже снимали лучший колокол. И в это самое время поспешно входит опричник и докладывает, что любимый царский конь пал. Тогда только царь опомнился — он поспешно вышел из кельи, приказал немедленно прекратить грабеж и выступать из города. Однако же награбленную добычу отвезли в Москву.

Блаженный Николай преставился 28 февраля 1576 года и в силу особенного уважения псковичей был погребен под соборным храмом спасенного им города. Этой почести удостаивались тогда только князья, а впоследствии архипастыри Псковские.

По видению, бывшему в 1581 году Дорофею, старцу Псковского монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы, во время нападения польского короля Батория на Псков преподобный Корнилий и блаженный Николай с другими святыми ходатайствовали пред Пречистой, чтобы Она умолила Сына Своего за людей согрешивших, и Богоматерь исполнила молитву их. Благодарные псковичи тогда же написали икону Богоматери с предстоящими преподобными Антонием и Корнилием, с князьями Владимиром Киевским, Гавриилом и Тимофеем Псковским и с блаженным Николаем.

Эта икона прославилась чудесами; она была поставлена и доныне находится в Покровской церкви; празднование ей совершается 1/14 октября.

 

---------------------------------------------------------- блаженный николай саллос --------------------------------------------------- 3

Местное празднование блаженному Николаю началось с того же 1581 года, всего пять лет спустя после его кончины.

 

* Пре­по­доб­ный Ар­се­ний Нов­го­род­ский, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый, вел строгую подвижническую жизнь. На те­ле он но­сил вери­ги, при­кры­тые вет­хой одеж­дой, и пре­бы­вал в по­сто­ян­ной слез­ной мо­лит­ве. За это Гос­подь спо­до­бил его да­ра про­зор­ли­во­сти. После разгрома Новгорода, узнав о пре­по­доб­ном Ар­се­нии, царь Иоанн Грозный при­шел к нему с щед­ры­ми по­дар­ка­ми. Но свя­той не при­нял да­ров, упрек­нув ца­ря за же­сто­кость, стро­го го­во­ря: «Мно­гие непо­вин­ные ду­ши по­слал ты в Цар­ство Небес­ное». Ко­гда, со­би­ра­ясь в Псков, Иоанн Гроз­ный вновь при­шел к пре­по­доб­но­му Ар­се­нию и про­сил бла­го­сло­ве­ния на до­ро­гу, по­движ­ник ска­зал: «Зав­тра, го­су­дарь, го­тов и я в путь». Об­ра­до­вал­ся его го­тов­но­сти царь, но это бы­ло толь­ко та­ин­ствен­ное пред­ска­за­ние о собст­вен­ной кон­чине. На­ут­ро, при­об­щив­шись Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин, пре­по­доб­ный Ар­се­ний пре­дал на мо­лит­ве чи­стую свою ду­шу Бо­гу.

Источники: 1) https://blagovest.cofe.ru/Svyatyie-Blazhennyie/Blazhennyiy-Nikolay-Hrista-radi-yurodiv

2) https://www.zakonbozhiy.ru/anons/?news_id=294, 3) https://azbyka.ru/days/sv-arsenij-novgorodskij

 

Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество Божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. А.С. Пушкин
Наш век Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует. Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит… И сознает свою погибель он, И жаждет веры… но о ней не просит… Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как ни скорбит перед замкнутой дверью: «Впусти меня! – я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!..» Ф.И. Тютчев

 


https://aleksandronevskii.prihod.ru/propoved_(video)/view/id/1118604



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: