Современные методы усвоения правописания слов с непроверяемыми написаниями.




Запомнить большое количество слов с непроверяемыми написаниями и научиться писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учащимися начальной школы.

По сравнению с традиционной методикой усвоения словарных слов С.Н.Лысенкова считает, что через словарную работу надо провести не только слова из словаря учебника, но и некоторые группы слов по некоторым изучаемым темам, трудно усваиваемым младшими школьниками.

Отобранные слова распределены на блоки, помещенные в таблицы по 5-8 слов. Приведем примеры таких блоков, чтобы стал понятен принцип распределения слов.

город огород ягоды завтрак зима коллектив

улица овощи земляника обед мороз коллекция

завод капуста малина ужин коньки милиция

магазин морковь черника посуда каток лекция

работа огурец смородина кастрюля салазки акция

машина горох крыжовник тарелка иней

помидор стакан лопата

сахар

Работа с одним блоком занимает неделю. В понедельник – знакомство. В течение недели – усвоение с помощью различных видов словарных диктантов, занимательных игр и мнемотехнических приемов. В последний день – контроль и проверка. При этом учащимся предлагается вспомнить и те слова, которые были усвоены ранее.

В последнее время интересной работой, имеющей важное значение для лингвистического развития учащихся и дающей положительные результаты при усвоении слов с непроверяемыми написаниями является этимологический анализ. Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяют для того, чтобы побудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, «упрощенным».

Ученикам нравится «разгадывать» всем вместе написание того или иного трудного слова. Так, в III классе, работая со словами телефон, телеграф, телевизор, телескоп, учащиеся узнают, что первая часть слов теле- пришла в русский язык из греческого языка и обозначает «далеко». Ребята легко и осознанно запоминают графический образ этих слов.

Работа по выяснению происхождения изучаемых слов делает процесс обучения увлекательным. В одном из рассказов К. Паустовского говорится о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение и которому это занятие доставляло большую радость. «Найдешь слову объяснение и радуешься», - говорил он писателю. «Попробуем и мы догадаться, почему отдельные растения, птицы, животные называются именно так», - говорит учитель ребятам. Показывает цветные картинки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя. Рассматривая рисунки, учащиеся делают выводы, свои первые «открытия»: «Гвоздику так назвали потому, что по форме она похожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина как бы состоит из малых ягод, синица – синяя (в окраске ее оперения преобладает синий цвет), медведь любит мед и потому знает (ведает), где его искать». Читает ребята стихи Е. Серовой из цикла «Подскажи словечко»:

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями

Полюбуйтесь дикими

Алыми … (гвоздиками).

Но не всегда происхождение слова так ясно, так понятно. Очень часто о происхождении слова мы можем узнать только из особых книг, словарей.

Вот как можно провести работу со словом рябина, которое учащиеся часто пишут неверно.

Сначала дети отгадывают загадку:

Под ярусом – ярусом

Висит зипун с красным гарусом.

Ученики читают слово, написанное на карточке, сначала про себя, затем два раза вслух и наконец проговаривают его хором. После этого записывают его в тетрадях или в словариках. Учитель показывает цветной рисунок и говорит: «Слово рябина произошло от славянского слово ряб, что означало рябой, пестрый; ведь сочетание ярко-зеленых мелких резных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает такое ощущение, что в глазах рябит». С использованием разборных таблиц составляются и записываются слова с корнем рябин-. Разборные таблицы используются на уроке так: необходимые для работы части слова пишутся на кусочках белой плотной бумаги, сложенных вдвое и аккуратно склеенных внизу. Причем каждая морфема пишется чернилами одного цвета (например, приставки – зелеными, корни – красными, суффиксы – коричневыми, окончания – черными). В ходе объяснения и образования слова выбирает из всего «строительного материала» нужные морфемы и прикладывает к фланелеграфу, можно к магнитной доске. Слово как бы строится на глазах учащихся. Ученики лучше его запоминают.

- Как мы назовем маленькую рябину? Что нам надо, чтобы образовать слово рябина? Как называют рябиновую рощу, заросли рябины? Что нужно, чтобы образовать слово рябинник? Сколько н надо писать в слове рябинник? Почему? Как мы назовем куст рябины? (Рябинный). Что потребуется для строительства этого слова? Сколько н надо писать в данном прилагательном? Почему? Как мы назовем варенье, приготовленное из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмем для этого слова?

В ходе беседы на доске и в тетрадях учащихся появляется следующая запись:

рябина ряб – пёстрый, рябой

рябинка

рябинник

рябинный

рябиновое

На следующем уроке дети используют данные слова в предложениях:

Под рябиновым кустом цветик розовый цветет. Рябину называют осенней красавицей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растет целый рябинник.

Кроме того, в работе над словами с непроверяемым написанием можно использовать замену развернутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы учащиеся получают задания типа «Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; человек, который едет в поезде; дорога с рядами деревьев по обеим сторонам; площадка, с которой производится посадка на поезд».

Другое задание: «1. Ответь на вопросы, ответы записать. Кто продает билеты в кассах? Какую единицу массы составляет тысяча граммов? Как называется группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами? Как называется рисунок в книге? 2. При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова.

1). Сообщение по телеграфу-… 2). Килограмм – это тысяча … 3). Смотр готовности войск - … 4). Рисунок в книге - … 5). Огородное растение, растущее кочаном, - … 6). Учреждения, в котором собирают, хранят и выдают книги - ….

Для учащихся, показывает практика, этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном усвоении чего бы то ни было степень запоминания значительно повышается. Немаловажно и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит человеку большее моральное удовлетворение, чем механическая. Порой на помощь учащимся приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами. Вот учатся дети писать правильно слово лимон.

На доске стихотворение Г. Сапгира «Ли-мон».

Что за ли?

Что за мон?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут?

- Лимон… -

Сразу станет кисло.

Две первые строчки легко запоминаются, и в перемену только и слышится: «Что за ли? Что за мон?» Значит, в этом слове ошибок не будет.

Описанные виды заданий и приемы работы имеют свои цели: сделать словарную работу основой для развития речи учащихся и повышения их грамотности, связать ее с различными видами работ по развитию речи и по изучению грамматики, сделать ее более интересной и привлекательной.

В последнее время популярностью пользуется способ, который позволяет запомнить непроверяемую букву в словарном слове интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, точно подмеченной К.Д.Ушинским: «Ребенок мыслит образами».

Для этого нужно «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. И тогда буква О в слове «автомОбиль» превратится в колеса, в слове «шОссе» - в дорожный знак. А в тетрадях учащихся появятся слова из привычных букв в сочетании с рисунком-буквой. Такой прием запоминания психологи называют мнемотехническим и считают самым интересным и наиболее тренируемым и лучшим для запоминания не смысловой информации. Непроверяемая буква в словарном слове соотносится с каким-либо предметом на основе ассоциации.

К сожалению, не к каждой букве можно придумать рисунок, отражающий смысловое значение слова или ассоциацию с этим словом. Поэтому в некоторых случаях для запоминания применяется прием «слово в слове». Например, слово «путешествие» можно запомнить так: учащиеся находят по заданию учителя слово «шест» и объясняют его лексическое значение. (Палка, посох, помогающий при ходьбе, особенно по неровной местности). Затем учащимся предлагается заранее написанное на доске стихотворение:

Шест в путеШЕСТвие возьмем, с шестом мы легче путь пройдем.

Можно использовать для запоминания и рифмованные строки. Например, для запоминания слова «хорошо»: «Хорошо, что хорошо пишется через три О: хОрОшО.

Обеспечить их качественное запоминание довольно сложно. Но если работу над непроверяемыми написаниями привести в систему и поэтапно проводить ее, можно облегчить усвоение детьми словарных слов и добиться хороших результатов в повышении грамотности учащихся.

На начальном этапе необходимо создать условия для наиболее яркого, полного восприятия слова, задействовав максимальное количество способов восприятия. Для запоминания дается сразу несколько слов, которые должны быть связаны между собой по каким-либо признакам.

 

 
 


Например: т релка

К стрюля

ст кан

 

Приемы работы и виды заданий для запоминания словарных слов:

1. Разгадать кроссворд.

2. Собрать слова из слогов:

ма за им ка

ран на вод ник

фель дам уче порт

1. Узнать слово по лексическому значению. Например: группа людей, занимающихся определенным общим делом (коллектив).

2. Разгадать загадки.

3. Найти среди записанных слов слова с непроверяемыми написаниями.

4. Объяснить значение слова: аллея -?

5. Анаграммы: ОМОРЗ.

6. Найти на рисунке предметы, в названии которых есть непроверяемые написания.

7. Разгадать ребусы.

8. Объединить слова по каким-либо признакам (сорока, ворона, воробей).

9. Познакомить детей с этимологией слова.

10. Подобрать пословицы, поговорки, стихотворения с данными словами.

11. Составить новое словарное слово из букв, обозначающих орфограммы в словах: гру пп а, в е сна, весе нн ий, к а рандаш, ко лл ектив → п е н а л.

12. Узнать слово по его синониму (антониму): медленно - … (быстро); здравствуй - … (до свидания); увлекательный - … (интересный).

13. Учить работе со словарями (орфографическим, толковым, словообразовательным, этимологическим).

На втором этапе нужно научить ребенка находить для изучаемого слова ассоциативный образ. Суть заключается в том, что трудная орфограмма связывается с ассоциативным образом, который вспоминается при написании слова. Например: береза - белая. Ассоциативный образ должен быть связан со словом каким-то признаком: по цвету, по форме, по звучанию, по назначению, по вкусу, по действию и др. Он должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является в словарном слове сомнительной. Ассоциацию можно изобразить в рисунке.

Учитель не должен навязывать свой ассоциативный образ, а может показать образец его нахождения. Ценность заключается в том, чтобы каждый ребенок сам умел найти ассоциативный образ. После обсуждения и выявления правильности выбора ассоциации можно зафиксировать этот образ в авторской книжке ученика. Это блокнот, тетрадь, в которой ученики работают самостоятельно над творческими заданиями. Такие книги ученики ведут со второго класса.

Следующий образ – закрепительный. На нем осуществляется введение изучаемого слова в активный словарь учащихся для закрепления его написания. Учитель в течение недели составляет различные упражнения, в которые включает изученное слово, также сами дети предлагают свои задания.

Виды упражнений на данном этапе:

1. Запись слов в алфавитном порядке.

2. Запись слов цепочкой.

3. Подбор родственных слов.

4. Составление текста с данными словами.

5. Разбор слова: по составу, как часть речи, фонетический разбор.

6. Использование словарных слов для зрительного диктанта.

7.Включение слов в тексты для списывания (орфографическое проговаривание).

8. Восстановление деформированного текста:

м д в д е е и з л а л е и г в б р л г е о у

9. Группировка слов по схожести написания: -сс-; -оро-; -ете-.

10. Запись слов по какой-то теме. Например, по теме «Школа».

11. Выбор правильного ответа: п..ортрет (а/о), ко..ектив (лл/л).

12. Составление статьи о слове.

13. Нахождение лишнего слова.

14. Выборочный диктант.

15. Словарный диктант.

16. Творческий диктант.

17. Подбор загадок, пословиц, поговорок, фразеологизмов.

18. Подбор синонимов, антонимов.

19. Списывание текстов с пропущенными буквами.

Последний этап – контрольно-оценочный. Цель этапа – диагностика качества запоминания. На этом этапе проводится проверочная работа, по анализу которой составляется таблица, где фиксируется, кто и как запомнил новые слова.

Список учащихся Изученные слова Слова, в кот. доп. ошибки
  алфавит, портфель, газета, пенал, карандаш    
Попов Киселев Маликова и т.д. +++-+ +-+++ +++++ пенал портфель -

Эта таблица позволяет видеть картину усвоения каждого слова каждым учащимся и класса в целом. Также таблица помогает подобрать упражнения для коррекции индивидуально и фронтально.

Использование методики, разработанной Г.А.Бакулиной позволяет обеспечить качественное запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Знакомство с новым словарным словом включает следующие этапы:

1. Выполнение задания логического характера и самостоятельное определение учащимися слов, с которыми предстоит познакомиться на уроке.

2. Работа над лексическим значением слова, этимологическая справка.

3. Нахождение слова в орфографическом словаре и его выписывание в тетрадь.

4. Введение слова в активный словарь учащихся.

Каждый этап предусматривает совершенствование целого ряда интеллектуальных качеств личности младшего школьника. Выполнение предлагаемых учащимся заданий способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи и творческих способностей. Разнообразие предлагаемых Г.А.Бакулиной приемов способствует повышению познавательной активности и учебной мотивации детей. Разработки уроков русского с подробным описанием словарно-орфографической работы предлагаются в пособии «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», разработанном Г.А.Бакулиной для каждого учебного года начального обучения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: