МУКИ СОВЕСТИ (ЧУВСТВО ВИНЫ)




Введение

 

Чувство вины неразрывно связано с совершенным грехом – нарушением Божьих законов. Если грешник отказывается идти Божьим путем – искать прощения у Господа, – то ему приходится нести все последствия собственного проступка как в этой жизни, так и в вечности.

 

А что такое муки совести? Когда совесть подсказывает нам, что мы нарушили Божье установление. Чувство это иногда нас обманывает: стоит завысить требования к себе, не оправдать собственных ожиданий или ожиданий окружающих – совесть тут же отзывается.

 

Чувство вины и муки совести испытали в свое время Адам и Ева. Их вина (неповиновение) была очевидна. В результате совершенного ими греха нарушились их отношения с Богом – им стало стыдно. И они бежали, надеясь скрыться от наказания. Когда Бог нашел их, они стали оправдываться: Адам обвинил Еву, Ева – змея. Они попытались даже “скрыть” свой грех, сделав набедренные повязки из листьев, но Бог спросил: “Кто сказал тебе, что ты наг?” (Быт. 3:ll). Так Он пристыдил их. Затем Он снял с них вину: убил животное, чтобы сделать им одежды, то есть “покрыл” или “искупил” их грех (Быт. 3:2l). Так Бог показал людям принцип жертвоприношений, который в конечном итоге привел на крест Иисуса Христа.

 

Еще один библейский пример: пророк Нафан обличает Давида в совершенных им прелюбодеянии и убийстве, с тем чтобы тот покаялся и исповедал грехи (2 Цар. ll:l - l2:25; Пс. 50).

 

Порой мы думаем, что чувство вины – это своего рода нравственный недуг, следствие пережитого в детстве. Даже христиане, которые уверены в том, что Бог простил их, что они – Его дети, могут страдать от “ложного чувства вины”. У них заниженная самооценка, они чувствуют себя неприспособленными к жизни (все валится из рук, ничего не удается сделать правильно), они страдают от депрессии. Несмотря на все старания, им не удается избавиться от чувства вины. В этом они подобны Исаву, который “не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами”(Евр. l2:l7).

 

Чувство вины может проявляться по-разному:

 

• Глубокая депрессия, возникшая в результате постоянного “самобичевания”.

 

• Хроническая усталость и головные боли, прочие заболевания.

 

• Крайняя неприязнь к самому себе, стремление себя наказать.

 

• Ощущение, что все смотрят на тебя и осуждают твои поступки

 

• Осуждение чужих недостатков, в которых, как в зеркале, отражается собственный грех.

 

• Попустительство грехам по принципу: “Все равно пропадать!”


 

 

Об этой сложной проблеме Билли Грэм говорит: “Совесть человека не может понять даже психиатр. Никакие сложнейшие методики не покажут нам ее глубин. Куда бежать человеку от собственной совести, придавленной грузом греха? Но то, что непосильно человеку, по силам Богу”.

 

 

Советы душепопечителю

 

Ваш собеседник не христианин

 

l. Обнадежьте собеседника, сказав, что Бог может решить любую проблему. Он способен простить и снять любую вину.

 

2. Не старайтесь оправдать собеседника, приуменьшая его грех. Греховное поведение свойственно каждому человеку. Но бороться с этим нужно по-библейски. Невозможно успокоить совесть, пока живет грех: “Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован” (Притч. 28:l3).

 

3. Спросите у собеседника, вверил ли он свою жизнь Иисусу Христу, Господу и Спасителю. Расскажите о пути к миру с Богом (стр. 7). Поясните, что на кресте Иисус Христос понес наказание за наши грехи, чтобы мы были свободны от чувства вины, а потому именно к Нему мы должны обратиться за помощью.

 

4. Посоветуйте читать и изучать Библию, начав с Евангелий. Предложите буклет “Что значит

"жить во Христе"” – это хорошее подспорье для начинающих.

 

5. Посоветуйте ежедневно молиться. Во время молитвы человек исповедует Богу свои грехи, просит прощения и очищения. Бога нужно благодарить за то, что Он очищает нас от греха и избавляет от чувства вины. Помните. Бог прощает все грехи.

 

6. Посоветуйте найти церковь, в которой строго следуют библейскому учению. Там можно будет общаться с другими прощенными (христианами), слушать и изучать Божье Слово.

 

7. Помолитесь вместе с собеседником о том, чтобы Бог даровал ему мир спокойную совесть: “Ибо Он есть мир наш...” (Еф. 2:l4).

 

8. Если ваш собеседник не готов сразу обратиться ко Христу, если его не оставляет чувство вины, посоветуйте поговорить с опытным пастором. Возможно, шаг ко Христу он сделает чуть позже. Но объясните, что нужно самому проявить инициативу и найти пастора.

 

Если ваш собеседник христианин

 

Если совесть мучает христианина, действуйте следующим образом:

 

l. Скажите ему, что Бог любит нас и прощает. Бог может снять с нас вину. Но если Бог простил, как человеку не простить себя? Христианин имеет полное право жить по истине, изложенной в l Ин. l:9. Благодаря Своему крестному труду наш Спаситель Христос смывает с нас всякий грех – уже совершенный и еще не совершенный.


 

2. Порекомендуйте больше читать Библию, изучать ее, размышлять над такими отрывками, как Пс. l02:l-6, Пс. 50, Ис. 53, Ин. l8 – l9. Предложите собеседнику выписать эти библейские стихи, чтобы потом прочесть их на досуге. Совесть его успокоится, когда он осмыслит жертву Христа, обетования о прощении и очищении грешников.

 

3. Посоветуйте собеседнику молиться о том, чтобы “всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми” (Деян. 24:l6), молиться до тех пор, пока ощущение мира не наполнит душу.

 

4. Посоветуйте ему обратиться за помощью к опытному пастору.

 

“Написано...”

 

“Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя” (Ис. 44:22).

 

“Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ин. 8:36).

 

“Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу... но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим” (Рим. 7:l8,23-25).

 

“Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу” (Рим. 8:l).

 

“Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе (Флп. 3:l3-l4).


 

НАРКОМАНИЯ

Введение

 

Наркотик – это любое вещество, которое вызывает физические, умственные или психические изменения в организме. С древнейших времен люди пользовались наркотиками для того, чтобы бежать от реальности. Сегодня сотни миллионов людей принимают наркотики – это и любители кофе, и “серьезные” наркоманы, которые уже не могут жить без героина и кокаина.

 

Пристраститься к наркотику может любой, если употреблять его долго и в больших дозах.

 

Наркоманы есть среди людей любого круга. Причины наркотической зависимости – в эмоциональной сфере. Это неуверенность, страх, чувство вины, отчаяние, стыд за безнравственный поступок и отклонения в сексуальной ориентации. К этому списку можно добавить чувство безысходности, стрессы, жизненные неурядицы, стремление во всем быть первым. Усугубляет ситуацию и тот духовный вакуум, который наблюдается в обществе во времена ниспровержения традиционных нравственных ценностей, в результате войн. Причем наркотики сегодня доступны даже детям школьного возраста.

 

Наркотическая зависимость порабощает все естество человека – его дух, тело, чувства, поведение. Для наркомана жизнь протекает в иллюзорном мире, в котором чувства парализованы, эмоциональный отклик на раздражители отсутствует, мозг перестает работать. Такой человек отрезан от общества. Он – духовный калека. Для многих надежда на выздоровление потеряна безвозвратно.

 

Избавиться от наркотической зависимости – дело сложное как с физической, так и с психологической точки зрения. Самостоятельно предпринимать такую попытку опасно, к тому же для полного выздоровления и последующей адаптации требуется немало времени. Наркоману необходима поддержка – духовная, нравственная, физическая.

 

Но чтобы получить духовную помощь, наркоман должен о ней попросить. Здесь-то и помогут христиане. Нужно постараться привести такого человека к Спасителю и Господу Иисусу Христу. Первый шаг на пути веры открой перед наркоманом новые горизонты, у него появится жизненный стимул, а это, как мы надеемся, облегчит его возвращение к нормальной жизни.

 

После обращения ко Христу нельзя прерывать работу с этим человеком: у него есть целый комплекс проблем, связанных с его пристрастием: низкий уровень самооценки, неуверенность в себе, может быть, это проблемы, связанные с инцестом, гомосексуализмом, распутным образом жизни, страхом, чувством вины.

 

Советы душепопечителю

 

Помочь человеку избавиться от наркотической зависимости можно тремя способами:

 

• Поддержите его духовно, стараясь привести ко Христу.

 

• Помогите ему связаться с реабилитационным центром для наркоманов – там он встанет на путь выздоровления.

 

• Опекайте его до тех пор, пока он не поймет, в чем суть христианской веры.


 

l. Не следует читать собеседнику лекцию о вреде наркотиков. Процитируйте лишь те места из Писания, которые говорят о грехе (это должно звучать естественно, не нарушая общего течения беседы).

 

2. Будьте сострадательны и внимательны. Ободрите собеседника, сказав, что сочувствуете ему и рады выслушать.

 

3. Выслушайте человека. Дайте ему рассказать о своих чувствах и переживаниях. Скажите ему, что Бог его любит. Божьей благодати достаточно, чтобы восполнить любую нужду.

 

4. Собеседник должен понять: именно он несет ответственность за то, что с ним случилось, то есть, был момент, когда он сознательно решился принимать наркотики. Его попустительство привело к развитию наркотической зависимости. Если собеседник пытается переложить вину на внешние обстоятельства, других людей или общество в целом, старайтесь перевести разговор на личность собеседника, вернуться к вопросу о его нравственной ответственности: “...но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью” (Иак. l:l4).

 

5. В подходящий момент расскажите о пути к миру с Богом (стр. 7).

 

6. Расскажите, что делать дальше: изучать и читать Библию, молиться, ходить в церковь, в которой строго следуют библейскому учению.

 

7. Наркоман должен оставить свое бывшее окружение, порвать с людьми, под влиянием которых он пристрастился к наркотикам. Ему нужно полностью отказаться от приема наркотиков, а для этого, видимо, понадобится пройти курс лечения в медицинском учреждении. На первых порах такие люди нуждаются в круглосуточном надзоре.

 

ПРИМЕЧАНИЕ. Будьте готовы взять инициативу в свои руки, чтобы помочь наркоману или его семье найти реабилитационный центр или лечебное учреждение. Скажите, что готовы это сделать. Нельзя столь важный шаг поручать самому наркоману: он может пообещать и не выполнить обещания. Не оставляйте собеседника во время и после лечения, чаще навещайте его – ему нужна ваша поддержка. Начните вместе с выздоравливающим наркоманом читать Библию и молиться, помогите ему найти друзей среди христиан – общение с ними поможет ему вернуться к нормальной жизни. Приведите его в церковь познакомьте со служителями или группой, занимающейся реабилитацией наркоманов.

 

ВНИМАНИЕ! Не обещайте найти врача, скажите лишь, что сделаете все возможное.

 

8. Помолитесь вместе с собеседником, попросите, чтобы Бог даровал ему храбрость, веру и силу Святого Духа, которые помогут освободиться от наркотической зависимости. Они необходимы тому, кто решил вернуться в жизнь: “...ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия” (2 Тим. l:7).

 

“Написано...”

 

“Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу... И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами... И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?” (Лк. 4:l8,2l,36)


 

“Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ин. 8:36).

 

“Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности” (Рим 6:ll- l3).

 

“Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть” (Иак. l:l4-l5).

 

“Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению” (l Пет. 4:3).


 

НАСИЛИЕ

(Жертвы жестокого обращения)

 

Введение

 

Жертвами жестокого обращения оказываются жены и мужья, девушки и юноши. Насилие над личностью – одна из отвратительнейших черт современной жизни. Но узнаем мы лишь о единичных случаях. Оскорбление словом или действием, издевательства над близкими людьми, сексуальные домогательства, унижение человеческого достоинства – все эти формы насилия могут длиться годами. Жертв жестокого обращения можно найти среди людей любого круга, любого уровня образования, любой национальности, любой возрастной группы. Даже христиане от этого не застрахованы.

 

Насильник порой в совершенстве владеет своим “искусством”: умеет унизить грубыми и обидными словами, запугать. Этот вид насилия так разрушительно действует на личность, что жертва начинает думать, будто заслужила то физическое насилие, которое следует за словесными издевательствами.

 

Жертв насилия отличает низкая самооценка, угнетенное состояние духа, разнообразные эмоциональные и психические расстройства. Они чувствуют себя беззащитными, запутавшимися, неуверенными в себе. Они не в состоянии трезво оценить ситуацию, принять правильное решение. Они, словно мученики, терпеливо все сносят: жертва зачастую винит себя в том, что как-то спровоцировала насильника, и надеется только на то, что когда-нибудь этому придет конец, что кто-нибудь придет и вызволит ее. Но в то же время она живет в состоянии эмоциональной изоляции, у нее нет настоящего контакта с семьей.

 

С подвергшейся оскорблению женой душепопечителю приходится порой беседовать от трех до четырех месяцев, прежде чем начинают затягиваться эмоциональные раны, даже в том случае, если она уйдет от своего мучителя. Как только она окажется с детьми в безопасном месте (там, где муж-буян не сможет их достать), у нее появляется время поразмыслить над случившимся, и бывает, она начинает гневаться на виновника своих несчастий.

 

Мучитель жены и семьи редко перерождается самостоятельно: пока его действия не станут достоянием гласности, пока дело не дойдет до суда, сдвигов не будет.

 

Советы душепопечителю

 

l. Ободрите собеседника. Он поступил совершенно правильно, решив обсудить с вами создавшуюся ситуацию. Мы хотим помочь собеседнику и рады его выслушать. Его случай не единичный: жертвами дурного обращения оказывается множество людей.

 

2. Задавайте вопросы. Жертвам насилия порой бывает сложно выразить, свои чувства. Спросите:

 

• Как вы расцениваете случившееся?

 

• Как долго вы все это терпите?

 

• Расскажите мне о своем спутнике. Что он за человек?

 

• Как вы оцениваете свое поведение?


 

• Как, по-вашему, можно изменить создавшуюся ситуацию?

 

В зависимости от предыстории конфликта, от степени эмоционального ущерба, нанесенного жертве, вам, возможно, придется по-разному формулировать вопросы. Ваша цель – помочь потерпевшему понять и проанализировать произошедшее, осознать, что как человеку и как члену семьи Бог даровал ему определенные права.

 

3. Помогите потерпевшему понять: подобного обращения он не заслужил. Ему незачем выступать в роли жертвы. Даже если обидчик винит во всем именно его, а сам старается оправдаться, объясните, что виноват тот, кто нападает.

 

4. Убедите собеседника, что нельзя мириться с насилием. Пора положить этому конец! Тут нужно проявить твердость и решительность. Поведение супруга незаконно и должно стать предметом судебного разбирательства.

 

5. Чтобы разорвать порочный круг насилия, потерпевшая сторона должна обратиться к пастору поместной церкви или в консультацию по семейным вопросам, а если нужно, и подать в суд. Возможно, придется уйти от насильника.

 

6. Потерпевшей или потерпевшему следует продолжить встречи с душепопечителем. Жертвам насилия необходима эмоциональная поддержка опытного пастора или служителя. Но предупредите их, что конкретные шаги нужно предпринять тотчас же, не откладывая.

 

7. Расскажите собеседнику о Божьей любви. Бог лучше других может понять страдания человека: Иисус терпел не только унижения, но и физические истязания. Обратился ли потерпевший ко Христу, нашему Господу и Спасителю? Если нет, расскажите о пути к миру с Богом (стр. 7). Если да, постарайтесь укрепить его в вере (стр. ll).

 

8. Посоветуйте собеседнику чаще читать Библию, изучать ее – только так удастся вернуть ему душевные силы. Предложите ему буклет “Что значит "жить во Христе"” – он поможет в занятиях.

 

9. Объясните, чем христианская церковь может помочь жертве и ее семье. Во время совместных богослужений, в процессе слушания проповеди, чтения Библии, общения с верующими к человеку возвращаются эмоциональные и духовные силы. Опытный пастор также может помочь советом.

 

l0. Помолитесь, чтобы Бог даровал этому человеку силы и мудрость, попросите Бога проявить к нему особую заботу и любовь.

 

“Написано...”

 

“Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня. Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся” (Пс. 33:5-6).

 

“Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои” (Притч. 3:5-6).

 

“Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире; ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Господа во веки; ибо Господь Бог есть твердыня вечная” (Ис. 26:3-4).

 

“Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Мф. ll:28).


 

“Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас” (l Пет. 5:7).

 

Другие библейские цитаты на данную тему:

 

Псалтирь 22

Псалтирь 4l:l2


 

НАСИЛЬНИК

(Склонность к насилию)

 

Введение

 

Склонного к насилию человека можно встретить среди людей любого круга, любого уровня образования, любой национальности, любой возрастной группы. Насильниками бывают не только мужчины, но и женщины. Так что нижеизложенное может относиться к представителям обоих полов. Хотя все насильники похожи друг на друга, разделим их все же на три категории.

 

Супруг-насильник

 

l. Конечно, “каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”, но супругов-насильников объединяет ряд общих черт:

 

• Вспыльчивость. Гнев порой выражается в резкой и грубой форме, во вспышке насилия.

 

• Заниженная самооценка: часто такой человек чувствует себя полным неудачником.

 

• Он плохо сходится с людьми.

 

• Он ревнив, постоянно обвиняет супруга в невнимании к своей персоне и в неверности.

 

• Он старается контролировать все действия своей “половины”, даже шпионит, считая, что помогает этим сохранить крепкую семью.

 

• Он часто оскорбляет “просто так”, “для профилактики”, и не видит в этом своей вины.

 

Насильник всегда ищет себе оправдания. Ему кажется, что супруга сама довела его до такого состояния. Отчаяние лишь усугубляет ситуацию: на работе он не может ударить начальника, а потому старается выместить зло на домашних. Злоупотребление алкоголем или наркотиками тоже бывает причиной вспышки насилия.

 

Жестокое обращение с детьми

 

Те же самые черты характерны и для людей, проявляющих жестокость по отношению к детям. Такого рода насильник, ко всему прочему, еще и очень требователен, хочет слепого повиновения. Он нетерпелив и вспыльчив. Часто виной тому – боль, которую он сам испытал в детстве. Теперь он вымещает зло на детях. Такие родители слишком многого требуют от своих детей, а потому часто унижают и бранят их. Словесными оскорблениями и грубостью можно так запугать ребенка, что он привыкнет покорно сносить и физические издевательства, думая, что вполне заслужил их. Так дети становятся жертвами насилия. Чаще всего это происходит в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками.


 

Сексуальные домогательства (инцест)

 

ПРИМЕЧАНИЕ. Жертвами инцеста бывают не только девочки, но и мальчики.

 

У людей этого типа много общего с типом “супруга-насильника”. Они нравственные калеки, хотя и кажутся на первый взгляд нормальными. Они не проявляют особой активности, но стараются жестко контролировать все действия ребенка. Такие люди жестоки, эгоистичны и рассматривают окружающих как предметы для удовлетворения собственных потребностей. Алкоголизм и наркомания часто подталкивают к насилию.

 

Сексуальные домогательства обычно носят длительный и повторяющийся характер, сопровождаются запугиванием ребенка. Стоит поставить такого человека перед фактом содеянного, как он будет выкручиваться или сваливать всю ответственность на жертву. Во многих случаях такие люди сами были в детстве жертвами сексуальных домогательств со стороны членов семьи.

 

Родитель, который не защитил ребенка от домогательств другого супруга (хотя и знал о них), зачастую продолжает бездействовать, а порой старается выгородить насильника, принимая его оправдания и ложь за чистую монету. Пойманный на месте преступления насильник чаще всего обещает “больше так не делать”. Но обещаниям этим верить нельзя.

 

Из вышеприведенных описаний вы поймете, что общаться с людьми всех трех типов очень сложно. Но, возможно, наши советы вам помогут.

 

Советы душепопечителю

 

l. Говорите с любовью. Старайтесь не обвинять и не осуждать собеседника. Пусть Божье Слово убедит насильника.

 

2. Уверьте собеседника, что он поступил совершенно правильно, обратившись за помощью. Вы с радостью побеседуете с ним, потому что в Библии есть ответ на любой вопрос, в частности и на вопросы, касающиеся семьи и брака.

 

3. Подчеркните, что придется посмотреть правде в глаза и признать свою неправоту и неправомерность происходящего: у каждого из членов семьи есть данные Богом права – право на то, чтобы его любили, на то, чтобы с ним хорошо обращались и заботились о нем. Насильник должен понять, что попирает права личности. Кроме того, его действия наказуемы по закону. Но Бог может помочь, научит держать себя в руках.

 

4. Спросите собеседника, обратился ли он к Иисусу Христу – Господу и Спасителю. Расскажите о пути к миру с Богом (стр. 7).

 

ПРИМЕЧАНИЕ. Насильник должен быть готов покаяться в своем греховном поведении и искать у Бога помощи и избавления. Бог прощает грех – затем Он и послал на крест Собственного Сына. Если позволяет ситуация, расскажите о том, что дает человеку вера (стр. ll).

 

5. Посоветуйте собеседнику регулярно читать Библию и изучать ее: там есть ответы на все вопросы. Предложите собеседнику буклет “Что значив "жить во Христе"” – это хорошее подспорье для тех, кто начинает изучать Библию.


 

6. Посоветуйте молиться. Если отношения между членами семьи не разрушены окончательно, то молитва поможет связать порванные семейные узы.

 

7. Порекомендуйте найти церковь, в которой строго следуют библейском) учению: проповедь и общение с верующими исцеляют и помогают вернуться к нормальной жизни.

 

8. Посоветуйте собеседнику поговорить с пастором церкви: он или кто-то из служителей продолжит душепопечительскую работу и поможет восстановить здоровые отношения между членами семьи.

 

9. Предложите собеседнику и членам его семьи обратиться в семейную консультацию. У жестокого человека часто происходят определенные изменения в психике, так что понадобится долгая работа специалиста-психолога. Другим членам семьи тоже могут пригодиться его советы.

 

“Написано...”

 

“Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; не омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего” (l Кор. 6:9-ll).

 

“Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона” (Гал. 5:22-23).

 

“Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь” (Еф. 5:25,28-29).

 

“И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем” (Еф. 6:4).

 

Другие библейские цитаты на данную тему:

 

Первое послание Петра 3:7


 

НЕИЗЛЕЧИМАЯ БОЛЕЗНЬ

Введение

 

Ваш собеседник тяжело болен. Дни его сочтены. Рак, гипертония, болезнь сердца, почечная недостаточность или какая-то другая болезнь подтачивает его здоровье, он чувствует себя страшно одиноким. Тому, кто не испытал этого, трудно представить себе эти страдания.

 

Смертельно больной человек проходит через различные этапы эмоционального состояния

(последовательность может быть любая):

 

• Отрицание (“Не может быть!”).

 

• Гнев (“Господи, почему именно я?”).

 

• Депрессия (“Надежды нет”).

 

• Паника (“Господи, избавь меня от этого, и я сделаю то-то и то-то”).

 

• Смирение (“На все воля Божья”).

 

Все эти чувства посещают человека не один раз – эмоции могут уходить и вновь возвращаться. Это совершенно естественно: так бывает со всеми, кто готовится в последний путь – в “долину смертной тени”.

 

Что сказать этому человеку? Какую помощь мы можем оказать тому, чьи страдания несоизмеримы с нашими?

 

Советы душепопечителю

 

l. Первое, что вы можете сделать, – внимательно выслушать! Попросите рассказать обо всем подробно. Постарайтесь понять, что собеседник чувствует: о чем-то он скажет сам, остальное постарайтесь понять по интонации.

 

2. Что бы он ни сказал, не осуждайте его, даже если собеседник будет изливать свою злость, обиду, жалеть себя. Дайте ему понять, что вы ловите каждое его слово. Не говорите, что понимаете всю глубину его страданий. Понять такое трудно! Но вы можете сказать, что сочувствуете ему. Проявите отзывчивость: “Помните... страждущих” (Евр. l3:3). Сейчас не время рассказывать о том, что довелось пережить вам, уделите больше внимания собеседнику.

 

3. Избегайте дежурных фраз. Не говорите, что нужно страдать молча, стиснув зубы.

 

Старайтесь не вселять ложных надежд на исцеление или говорить, что все болезни и страдания – от дьявола. Не говорите, что если очень сильно верить, – исцелишься. Бог может исцелить, а может и не исцелить. Все в Его воле. Мы можем быть уверены только в одном: Он всегда готов даровать духовное исцеление тем, кто верует во Иисуса Христа.

 

4. Если собеседник начнет размышлять о смерти, не переводите разговор на другую тему: такие размышления даже полезны, и он к ним неизбежно придет. Разговор о смерти даст вам возможность задать вопрос: не осталось ли у собеседника неоконченных дел, с которыми мы


 

могли бы помочь ему справиться. Мы свидетельствуем о Христе именно затем, чтобы подготовить людей к переходу в вечность.

 

С участием и заботой скажите: “Если на пороге рая вас спросят: "На каком основании вы хотите войти в рай?" – что вы ответите?”

 

Если уместно, расскажите о пути к миру с Богом (стр. 7), а если собеседник хочет обратиться к Иисусу Христу, можете рассказать ему и о том, как обрести уверенность в спасении (стр. ll). При необходимости зачитайте ему некоторые места из Библии, например Пс. 22, Ин. l4:l-6 или l Фес. 4:l3-l8.

 

5. После обращения ко Христу можно спросить собеседника, не осталось ли у него неоконченных дел, например, не нужно ли помириться с кем-то из членов семьи, составить завещание, дать указания на случай своей смерти – об организации похорон, месте захоронения и проч. Посоветуйте собеседнику обсудить все эти вопросы с пастором или опытным душепопечителем.

 

6. Помолитесь за собеседника, чтобы ему хватило сил, превозмогая боль, вверить свою жизнь Тому, Кто познал все наши страдания и горести.

 

“Написано...”

 

Псалтирь 22

Евангелие от Иоанна l4:l-6

Послание к филиппийцам l:2l

Первое послание к фессалоникийцам 4:l3-l8


 

НЕТЕРПЕНИЕ

Введение

 

Терпение – замечательная черта характера, которой обладают очень немногие даже среди христиан. Согласно Библии, истинного христианина должно отличать именно долготерпение, без которого невозможно выработать богоугодный характер: “Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла...” (l Кор. l3:4-5).

 

Терпение – это способность без жалоб переносить трудности и неприятности, не раздражаться при неудаче или долгом ожидании. Бог допускает чтобы на нашем жизненном пути встречались неудобства, трудности и даже страдания: они помогают нам стать терпимее и терпеливее. Зрелый христианин понимает, что все испытания идут ему на пользу и помогают воспитать характер, развить дух кротости. Святой Дух Божий через внешние трудности произращает в нас плод долготерпения: “Плод же духа: любовь, радость мир, долготерпение...” (Гал. 5:22).

 

 

Билли Грэм говорит, что недостаток терпения – отличительная черта нашего поколения: “Наши современники – люди крайне возбудимые, нервные и нетерпеливые. Мы спешим, когда спешить в общем-то некуда. В наш век скоростей возникает гораздо больше проблем, чем было у предыдущих поколений, а уровень нравственности нашей низок как никогда. Живем мы на нервах. И вот плоды нетерпения: разрушены семьи, болезни, войны”.

 

 

Полезно будет заглянуть в корень проблемы. Пусть собеседник спроси себя: откуда во мне такое беспокойство?

 

• Может быть, я мелочен и духовно незрел?

 

“Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла” (Евр. 5:l4).

 

• Может быть, я эгоист, зануда или слишком требователен к людям? Почему бы мне не прощать окружающим их промахи, ошибки, недостатки – ведь и меня самого Бог еще не довел до совершенства?

 

“Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем” (l Фес. 5:l4-l5).

 

• Может быть, меня раздражает, что другим все “сходит с рук”? “Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие” (Пс. 36:l).

• Может быть, я просто завистлив?

 

“Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей” (Иак. 5:8-9).


 

• Может быть, я увлекся погоней за материальными благами? Слишком проникся мирским духом?

 

“Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога” (Кол. 3:l).

 

• А не мыслю ли я все еще мирскими категориями?

 

“Я научился быть довольным тем, что у меня есть” (Флп. 4:ll).

 

• Понимаю ли я, что Бог дозволяет всем этим трудностям, неприятностям и неудачам раздражать меня, чтобы Его благодатью я смог переступить через себя и возрасти в любви и духовной премудрости?

 

“С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка” (Иак. l:2-4).

 

Советы душепопечителю

 

l. Тактично спросите собеседника, вверил ли он свою жизнь Иисусу Христу, нашему Господу и Спасителю. Расскажите о пути к миру с Богом (стр. 7).

 

2. Посоветуйте собеседнику:

 

а) признать само существование проблемы. Нетерпение – это грех, который нельзя оставлять без внимания;

 

б) уяснить, в каких ситуациях чаще всего проявляется это его свойство; в) посоветуйте ежедневно молиться о том, что вызвало беспокойство:

(l) Исповедайте нетерпение как грех, попросив у Бога прощения (l Ин. l:9).

 

(2) Попросите Бога сделать вас более спокойным при неудачах, научить держать себя в руках;

 

г) порекомендуйте решительно бороться с этим недостатком:

 

(l) Нетерпеливые люди обычно пребывают в тревожном состоянии, из-за чего негативно реагируют на любые случайные раздражители. Поэтому собеседнику следует открыться перед Богом, чтобы Тот совершил в нем Свой труд и развил терпение. Тут-то и следует “пленить всякое помышление в послушание Христу” (2 Кор. l0:5).

 

(2) Нетерпение – характерная черта “старого естества” (Кол. 3:9-l0), а потому в данном случае поможет принцип “оставить – облечься”: “оставить ветхого человека с делами его” и “облечься в нового”. Апостол Павел говорит: “..но в членах моих вижу иной закон противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога


 

(моего) Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый; умом (моим)

служу закону Божию, а плотию закону греха” (Рим 7:23-25). Таким образом:

 

• Нужно отказаться от своего нетерпения – “оставить” его.

 

• Нужно ежедневно понемногу покоряться Его преобразующей силе – “оставить – облечься” (Гал. 2:20; 2 Тим. l:7).

 

• В результате можно одержать победу: обрести Его любовь, долготерпение, то есть обеща



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: