Руководство по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.




Обзор

Правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

В 2016 году

Деятельность управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления по исполнению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществлялась на основании действующих на территории Российской Федерации нормативно-правовых актов.

За 12 месяцев 2016 года сотрудниками органов федерального государственного пожарного надзора в отношении субъектов надзора проведено 24 проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (за 2015 год – 45), в том числе 20 плановых проверок (за 2015 год – 37), 8 внеплановых проверок (за 2015 год – 8).

В результате проверок за 2016 год выявлено 26 нарушений (за 2015 год -13), выдано 8 предписаний (за 2015 год - 7). Степень выполнения предписаний за 12 месяцев 2016 года составила 85%.

Остановимся подробно на типовых и наиболее массовых нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее–ЗНТЧС), с указанием причин их возникновения и мероприятий по их недопущению.

 

Не создан резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статистика типовых и массовых нарушений, установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

- отсутствие номенклатуры и требуемого объема резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- отсутствие контроля за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов.

Причины возникновения типовых нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основными причинами возникновения таких нарушений являются:

- отсутствие финансирования;

- отсутствие ответственного должностного лица, в обязанности которого входит их учет, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению.

Руководство по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с Порядком создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:

- федеральный резерв материальных ресурсов в составе государственного материального резерва решением Правительства Российской Федерации;

- резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти решением федеральных органов исполнительной власти;

- резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления;

- объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет:

- средств федерального бюджета - федеральный резерв материальных ресурсов;

- средств федеральных органов исполнительной власти - резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

- средств бюджетов субъектов Российской Федерации - резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации;

- средств местных бюджетов - местные резервы материальных ресурсов;

- собственных средств предприятий, учреждений и организаций - объектовые резервы материальных ресурсов.

Созданные запасы хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Складские помещения, используемые для хранения запасов, должны удовлетворять соответствующим требованиям нормативной технической документации (стандартам, техническим условиям и т.д.). Требования к складским помещениям, а также к порядку накопления, хранения, освежения, использования и восполнения запасов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Номенклатура и объем создаваемых запасов определяются создающими их органами, организациями исходя из:

- возможного характера военных действий на территории Российской Федерации (возможный характер военных действий с применением ядерного, химического, биологического и других видов оружия на территории Российской Федерации доводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до создающих их органов, организаций в части касающейся);

- величины вероятного ущерба объектам экономики и инфраструктуры от ведения военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- потребности в запасах в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- норм минимально необходимой достаточности запасов;

- природных, экономических и иных особенностей территорий.

При этом должно учитываться и планируемое к эвакуации на данную территорию население из другого региона (регионов).

Проверка качественного состояния запасов при приемке продукции, закладке в запасы и в процессе хранения проводится методом выборочного или сплошного контроля.

Выборочный и сплошной контроль качественного состояния запасов осуществляется двумя методами:

- осмотра тары (упаковки) и маркировки находящихся в ней запасов с определением их технического состояния (средств индивидуальной защиты и приборов радиационной, химической, биологической разведки и контроля и т.д.) или пригодности к использованию (продукты питания, медикаменты и т.д.) по внешнему виду;

- проведения периодических испытаний (проверки) запасов, в том числе поверка приборов и дозиметров, лабораторные испытания средств индивидуальной защиты.

Если по результатам периодических (лабораторных) испытаний запасы признаны непригодными для эксплуатации и не подлежат ремонту, то они подлежат списанию ввиду утраты защитных и эксплуатационных свойств. При этом результаты периодических (лабораторных) испытаний (поверок) записываются в формуляр (паспорт) или складской формуляр.

По результатам периодических (лабораторных) испытаний допускается списывать фильтрующе-поглощающую коробку противогаза или лицевую часть отдельно друг от друга.

Списанные средства индивидуальной защиты подлежат утилизации, при этом отдельные медицинские средства индивидуальной защиты, списанные по истечению срока годности, подлежат уничтожению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием для продления срока хранения запасов или их списания является акт периодических (лабораторных) испытаний (поверки). В акте периодических (лабораторных) испытаний (поверки) запасов должны указываться: формулярные данные испытанных (поверенных) партий; даты испытаний и номера анализов; количество образцов (проб), подвергнутых испытаниям; результаты испытаний (поверки) по всем показателям; выводы о качестве каждой в отдельности партии, заключение испытательного (поверочного) органа.

Продление срока хранения и хранение медицинских средств индивидуальной защиты по истечении их срока годности не допускается.

Списание и утилизация запасов, утративших защитные и эксплуатационные свойства, производится по решению руководителей органов, организаций, создающих запасы, на основании актов периодических (лабораторных) испытаний (поверки). При этом должно производиться своевременное освежение и замена запасов взамен списанных. Средства индивидуальной защиты допускается списывать по истечении рекомендуемых, назначенных сроков хранения как морально устаревшие.

 

Порядок контроля организации хранения запасов

 

Организационно-методическое руководство и контроль за организацией создания и хранения запасов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций осуществляется МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами МЧС России.

Предметом контроля является состояние работы по вопросам накопления, хранения, освежения, восполнения, проверок качественного состояния, технического обслуживания и планирования использования по предназначению запасов.

Основными вопросами контроля являются:

- выполнение требований по разработке организационных и планирующих документов по созданию, хранению и содержанию запасов и их обоснованность;

- выполнение требований по оборудованию складских помещений и размещению в них запасов;

- содержание и техническое обслуживание запасов;

- состояние учета и отчетности по запасам;

- готовность к выдаче запасов.

Должностные лица, назначенные для проверки, обязаны изучить требования нормативных и руководящих документов в области хранения и содержания запасов, а также проверить и произвести анализ отчетных документов в проверяемом органе, организации:

- сведения о накопленных запасах;

- сведения о складской площади для хранения запасов;

- планы выдачи запасов;

- акты периодических (лабораторных) испытаний (поверок);

- акты на закладку и списания запасов за отчетный период и текущий год;

- акты инвентаризации запасов за текущий и предыдущие годы и другие руководящие (директивные) документы по вопросам хранения и содержания запасов.

По результатам проверки комиссией проверяемого органа в установленном порядке составляется и утверждается акт.

На основании утвержденного акта разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и доводятся выписки из указанного плана до соответствующих исполнителей.

 

 

Руководители и уполномоченные работники на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (председатель КЧС и ОПБ, председатель ПУФ, председатель эвакуационной комиссии) не прошли обучение по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

 

Статистика типовых и массовых нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

- нарушение сроков обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получения дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций (в течение первого года работы);

- нарушение сроков повышение квалификации (не реже одного раза в 5 лет);

Причины возникновения типовых нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основными причинами возникновения таких нарушений являются:

- отсутствие постоянно действующего органа управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), а именно структурного подразделения организации, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- отсутствие времени, либо отсутствие возможности обучения с отрывом от производства в связи с занимаемыми руководящими должностями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: