Задание к экзамену по дисциплине
«Развитие систем менеджмента качества»
Группа 15 УП (М) УЧР
№ раздела | Наименование раздела | Содержание раздела | Ф.И.О. СТУДЕНТА |
Теоретические основы менеджмента качества | Понятие качества, современные подходы к его определению. Многоаспектность качества. Качество и конкурентоспособность продукции, организации. Менеджмент качества: определение, принципы, преимущества. Обработать материал по вопросам Качество как социальная категория: качество жизнедеятельности. Качество персонала. Человеческий фактор и его роль в управлении качеством. Значение и виды социально-психологических методов менеджмента качества в формировании культуры фирмы. Формы мотивации высококачественного труда. Кружки и группы качества, особенности их организации и функционирования. | Ознакомиться с содержанием лекции всем Светашов Д. | |
Системный подход к менеджменту качества | Эволюция подходов к качеству. Развитие системного подхода к качеству: модели А.Фейгенбаума, Эттингера-Ситтига, Джурана. Комплексное управление качеством как результат совершенствования системных методов. Концепция всеобщего менеджмента качества (TQM). Отечественный опыт системного подхода к качеству. Принципы системного управления качеством. Постулаты Э.Деминга. | Ознакомиться с содержанием лекции всем | |
Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе | Сущность процессоориентированного подхода к управлению качеством. Система менеджмента качества как совокупность взаимосвязанных процессов: процессы, находящиеся в компетенции высшего руководства; процессы управления ресурсами; процессы жизненного цикла продукта; процессы, связанные с измерением, анализом и улучшением деятельности. Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе (в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2008). Реализация принципа постоянного улучшения, стратегии улучшения. | Ознакомиться с содержанием лекции всем | |
Создание и эффективное функционирование системы менеджмента качества | Обработать материал по вопросам Элементы системы менеджмента качества. Предпосылки разработки и внедрения системы менеджмента качества, мотивы внедрения. Этапы внедрения системы менеджмента качества. Измерение результативности системы менеджмента качества, внутренний аудит системы менеджмента качества. Сертификация системы менеджмента качества. Служба качества организации, учреждения: структура, функции, задачи(+ на конкретном примере). Реализация системного подхода к менеджменту качества в моделях премий в области TQM: премия Деминга, премия Болдриджа, приз и уровни EFQM за Совершенство, премия Правительства Российской Федерации в области качества. | Килякова О. Ознакомиться с содержанием лекции всем | |
Перспективы развития систем менеджмента качества | Новый этап развития менеджмента - создание интегрированных систем менеджмента. Элементы интегрированных систем менеджмента: подсистема экологического менеджмента по ISO 14001, подсистема управления охраной здоровья и безопасностью персонала по OHSAS 18001; стандарты корпоративной социальной ответственности (SA 8000 и ISO 26000). Обработать материал по вопросам Отраслевые стандарты ISO 22000 и 27000. Практика применения интегрированных систем менеджмента качества российскими компаниями. Интегрированные системы менеджмента качества и управление персоналом: от теории к практике применения | Ознакомиться с содержанием лекции всем Бойкова Ю. |
Обработать материал по вопросам
|
|
Инструменты контроля качества: контрольный листок, гистограмма, диаграмма разброса, метод стратификации, диаграмма парето, контрольные карты, причинно-следственная диаграмма.
Инструменты управления качеством: диаграмма сродства, диаграмма связей, древовидная диаграмма, матричная диаграмма, стрелочная диаграмма, диаграмма процесса принятия решений. Новейшие методы управления качеством: развертывание функции качества, концепция дома качества, точки управления и точки контроля, бенчмаркинг, реинжиниринг процесса, система «точно в срок» - Дударев В., Бердников В.
Материал вопросов представить в виде слайдов и описательной части – текста в формате WORD.
Основная литература
1. Никулина, Ю. Н. Развитие систем менеджмента качества [Электронный ресурс]: электронный курс лекций / Ю. Н. Никулина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Оренбург. гос. ун-т". - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 15.5 Kb). - Оренбург: ОГУ, 2014. -Архиватор 7-Zip
2. Коноплев, С. П. Управление качеством [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 351400 "Прикладная информатика (по областям)" и другим междисциплинарным специальностям / С. П. Коноплев. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 252 с.: ил. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Глоссарий: с. 235-246. - Библиогр.: с. 247-248. - ISBN 978-5-16-003562-8.
|
3. Аристов, О. В. Управление качеством [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Менеджмент организации" / О. В. Аристов.- 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 224 с.: ил. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Библиогр.: с. 216. - Глоссарий: с. 217-223. - ISBN 978-5-16-005652-4.
4. Басовский, Л. Е. Управление качеством [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Менеджмент" и специальности "Менеджмент организации" / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев.- 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 253 с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - Библиогр.: с. 211. - ISBN 978-5-16-004475-0.
5. Магер, В. Е. Управление качеством [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 220100 "Системный анализ и управление" / В. Е. Магер. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 176 с.: ил. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 174. - ISBN 978-5-16-004764-5.
Дополнительная литература
1. Системы, методы и инструменты менеджмента качества [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений [машиностроительных и экономических специальностей] / М. М. Кане [и др.].- 2-е изд., обновл. и доп. - СПб.: Питер, 2012. - 576 с.: табл. - (Учебник для вузов). - Библиогр. в конце гл. и в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-459-00313-0.
2. Недбайлюк, Б. Е. Аудит качества [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Управление качеством" / Б. Е. Недбайлюк. - Москва: КНОРУС, 2014. - 200 с. - (Бакалавриат и магистратура). - Библиогр.: с. 200. - ISBN 978-5-406-03141-4.
3. Разумов, В. А. Управление качеством [Комплект]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080507 "Менеджмент организации" / В. А. Разумов. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 208 с.: ил. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 200-203. - ISBN 978-5-16-003830-8.
4. Загидуллин, Р. Р. Оптимальное управление качеством [Текст]: [монография] / Р. Р. Загидуллин. - Старый оскол: ТНТ, 2015. - 124 с.: ил. - Библиогр.: с. 123. - ISBN 978-5-94178-320-5.
5. Окрепилов, В. В. Менеджмент качества [Текст]: учебник для студентов, обучающихся по специальности 080502 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)", а также для студентов, обучающихся по техническим специальностям 200503 "Стандартизация и сертификация", 200501 "Метрология и метрологическое обеспечение", 220501 "Управление качеством" / В. В. Окрепилов; М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. экон. ун-т. - Санкт-Петербург: Изд-во политехн. ун-та, 2013. - 650 с. - Библиогр.: с. 619-649. - ISBN 978-5-7422-4023-5.
6. Семь инструментов качества в японской экономике [Текст] / сост. Э. К. Николаева. - М.: Изд-во стандартов, 1990. - 88 с. - (Качество, экономика, общество. Современные проблемы). - Библиогр.: с. 99.
7. Вдовин, С. М. Система менеджмента качества организации [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям 090200 "Менеджмент" и 221400 "Управление качеством" / С. М. Вдовин, Т. А. Салимова, Л. И. Бирюкова. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 299 с.: ил. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 177-183. - Прил.: с. 184-296. - ISBN 978-5-16-005070-6.
8. Внутренний аудит систем менеджмента качества. Учебное пособие [Электронный ресурс] / АСМС, 2012. Электронный источник ЭБС Университетская библиотека.
9. Долгих П. П. Проектирование системы менеджмента качества продукции. Управление процессами [Электронный ресурс] / Долгих П. П. - Лаборатория книги, 2010. Электронный источник ЭБС Университетская библиотека.
10. Состав работ по разработке, внедрению, подготовке к сертификации системы менеджмента качества в организации и их документированное оформление на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 [Электронный ресурс] / АСМС, 2009. Электронный источник ЭБС Университетская библиотека.
11. Исследование систем управления качеством [Электронный ресурс] / Шумилина, Н. А. - ГОУ ОГУ, 2013. Электронный источник ЭБС IPRbooks
12. Даниляк В.И. Человеческий фактор в управлении качеством. Инновационный подход к управлению эргономичностью. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Даниляк В.И. - Логос, 2011. Электронный источник ЭБС IPRbooks
13. Михеева Е.Н. Управление качеством. Учебник [Электронный ресурс] / Михеева Е.Н., Сероштан М.В. - Дашков и К, 2012. Электронный источник ЭБС IPRbooks
Периодические издания
1. Методы менеджмента качества: журнал. - М.: Агенство "Роспечать".
2.Век качества. Связь: Сертификация,управление, экономика: журнал. - М.: Агенство "Роспечать".
3. Стандарты и качество: журнал // Стандарты и качество+Business excellence/ Деловое соглашение. - М.: РИА "Стандарты и качество"
4. Экономический анализ: теория и практика: журнал. - М.: Агенство "Роспечать".
5. Менеджмент в России и за рубежом: журнал. - М.: Агенство "Роспечать".
6. Проблемы теории и практики управления: журнал. - М.: Агенство "Роспечать".
7.Экономические науки: журнал. - М.: Агенство "Роспечать", 2006 -2010 гг.
Интернет-ресурсы
https://www.gost.ru – сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии («Росстандарт») – содержит нормативные и правовые акты и проч.
https://ria-stk.ru/ - журнал «Стандарты и качество».
https://www.panor.ru/journals/uprkach/ - журнал «Управление качеством».
www.stq.ru - РИА «Стандарты и качество» (заказ литературы, русскоязычные издания)
www.iso9000.ru - Разработка и внедрение систем менеджмента качества
www.quality.eup.ru. - Разработка и внедрение систем менеджмента качества
Управление качеством и конкурентоспособностью
www.volga-quality.ru - Поволжский клуб качества
www.ateh.h12.ru - сайт про учение, менеджмент и качество
www.certicom.kiev.ua - консультационно-методический центр «СЕРТИКОМ»
www.cfin.ru - сайт «Корпоративный менеджмент»
www.markus.spb.ru - проект «Управление изменениями в компании»
www.standard.ru - Стандарт.ру
www.fmexpert.ru - процессный подход (Репин, Елиферов)
www.iteam.ru - технологии корпоративного управления
www.tqmservice.ru - Консалтинг по построению, развитию и поддержке систем менеджмента качества
www.iso.staratel.com - сайт, посвященный серии стандартов ISO, вопросам менеджмента качества и сертификации
www.tqm.stankin.ru - проблемы качества в сфере образования
www.zhuk.net - журнал «Управление компанией»
www.sf-online.ru - журнал «Секрет фирмы»
www.qol.ur.ru - журнал «Технологии качества жизни»
www.unimgmt.eunnet.net - Журнал «Университетское управление: практика и анализ
www. q uality-j ournal. ru - журнал «Качество. Инновации. Образование»
www.q-mir.ru - межотраслевой журнал о качестве управления «Q-Мир»
www. strategy. com.ua - журнал «СТРАТЕГИИ»
www.rjm.ru - «Российский журнал менеджмента»
www.aic-poria.ru - академический инжиниринговый центр
www. farial. ru/ press/ageofquality/ - журнал «Веккачества»
www.asms.ru - Академия стандартизации, метрологии и сертификации
www.mirq.ru - «Мир качества» - официальный портал Всероссийской организации качества (ВОК)
www.gost.ru - Госстандарт, Премия Правительства РФ в области качества
www.vniis.ru - Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС)
www.vniiki.ru - Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ), информационный центр Госстандарта
www.expert-iso.ru - Современный менеджмент - это менеджмент качества. Quality consulting company «Expert Group»