Педагогический процесс: определение, составные части, цели, задачи. Участники педагогического процесса: их функции, взаимодействие.
Проце́сс — программа, которая выполняется в текущий момент.
Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Цель - это идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознании человека. Педагогическая цель представляет собой способность учителя и учеников предугадать итог их взаимодействия. Итоги обобщают и исходя из этого строят следующие компоненты педагогического процесса. Существует много видов педагогических целей. Среди них можно обозначить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели педагогов и учащихся.
Нормативные государственные цели представляют собой общие цели, которые определены в государственном стандарте образования. Одновременно имеются общественные цели, это цели разнообразных слоев общества, которые зависят от их потребностей, интересов и требований по профессиональной подготовке. Инициативные цели - это непосредственные цели, которые педагог-практик и ученики создают сами, учитывая при этом тип учебного заведения, профиля учебного предмета, уровень развития учащихся, готовность педагога. У любой цели существует то, что предполагается воспитать у учащегося, это называется предмет. Исходя из вышесказанного выделяются три группы целей.
- цели формирования сознания и поведения.
- цели развития отношений к обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.д.
- цели воспитания творческой деятельности, воспитание способностей, задатков, интересов учащихся.
Задачи педагога заключаются в обучении учащихся процедурам целеполагания, постижении и знании целей каждого ученика, содействии исполнению полезных целей. В педагогическом процессе цели учащихся должны совпадать с целями, поставленными преподавателем, так как главным условием успешного педагогического процесса является совпадение целей педагога и учащихся.В педагогике принято различать шесть первостепенных функций взаимодействия субъектов педагогического процесса при условии оптимального и благоприятного педагогического общения:
-конструктивная функция, которая представляет собой педагогическое взаимодействие преподавателя и студента, в процессе которого происходит обсуждение и растолкование содержания знаний и практической немаловажности данного предмета;
-организационная функция, которая выступает как организация коллективной, (общей) учебной деятельности преподавателя и студента, взаимной личностной информированности и совместной ответственности за успехи в процессе учебно-воспитательной деятельности;
-коммуникативно-стимулирующая функция, которая представляет собой соединение всевозможных и разнообразных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой и фронтальной), организация взаимопомощи, преследуя при этом такую цель, как педагогическое сотрудничество; введение студентов в курс дела того, что в процессе обучения они должны узнать, понять на занятии и чему они должны научиться и какие навыки должны приобрести;
-информационно-обучающая функция, которая выглядит как представление отношения учебного предмета с производством с целью наиболее правильного и точного миропонимания и ориентированности студента в событиях общественной жизни; маневренность степени информационной емкости учебных занятий и ее всесторонность при сочетании с эмоциональным изложением нового учебного материала, основываясь при этом на наглядно-чувственную сферу студентов;
-эмоционально-корректирующая функция, которая представляет собой осуществление в процессе обучения принципов "открытых перспектив" и "победного" обучения при поведении смены видов учебной деятельности; наличие доверительных взаимоотношений между преподавателем и студентом;
-контрольно-оценочная функция, которая представляет собой налаженность взаимоконтроля учителя и ученика, совместное подведение итогов и оценку с самоконтролем и самооценкой.
Организация методической работы в образовательном учреждении.
Методическая работа — основанная на достижениях науки и педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагога, его профессионального мастерства, а в конечном счете — на рост уровня образованности, развитости и воспитанности учащихся образовательных учреждений. Методическая рабо та в школе рассматривается как целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалиф. и проф. мастерства каждого учителя и воспитателя (включая и меры по управлению проф. самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение тв-го потенциала пед. коллектива в целом, в конечном счете на совершенствование учебно-восп. процесса, достижение оптимального уровня образ., воспит. и развития конкретных школьников.
ПринципыМР делятся на методологические, педагогические и организационные.
К методологическим относ.: пр-п соц. обусловленности проф. развития пед. кадров, научности, системности, непрерывности, целостности единства типа образовательной рефлексии.К педагогическим относ.: единство обучения, воспитания и развития, целенаправленность и перспективность проф. развития, сбалансированность теории и практики, оптимизация, наглядность метод. работы, активность пед. коллектива, единство коллективных и индивид. форм работы.В группу организационных входят след. пр-пы: всеобщности и обязательности, комплексности, преемственности, управляемости, плановости, регулируемости и координации, мониторинга и контроля, рациональности использования матер. базы, стимулирования метод. работы.Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе развития школы, на наш взгляд, являются: теоретический семинар, семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, дни науки, методический фестиваль, методический мост, методическая мозаика, дискуссия, методический ринг, деловая игра, педагогический клуб, мозговой Штурм, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, лекторий, профессиональная выставка, защита проекта, тематический педагогический совет, открытый урок и др. К новейшим формам обуч. пед. кадров относ. инновационные, организ.-деятельностные, деловые и другие игры, кот. способствуют формир. интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.
3. Понятие «предметно-развивающая среда», его сущность, значение в организации обучения, воспитания и развития в современном образовательном учреждении.
Предметно - развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития Понятие предметно – развивающая среда рассматривается в педагогике как фактор стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка.
Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей
. Предметная среда детства предоставляет ребёнку условия для творческого духовного развития и возможность ‘’вычерпать‘’ из неё информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности. Эта среда должна отвечать принципам обогощенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребёнка.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Под развивающей предметно- пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановк, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей в группе.
-соответствие среды структуре когнитивной сферы ребенка;
- предметная средадолжна удовлетворять потребности в информации, новизне, преобразовании и самоутверждении;
-учет возрастных интересов развития детской деятельности; соответствие предметной среды возможностям ребенка.
Изучая вопрос организации предметно-развивающей среды необходимо выделить ее условия, как развивающей среды для детей:
-способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов;
- ее содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;
- ее объекты должны быть включены в разные виды деятельности;
- учитывать индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей;
- учитывать особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагать наличие «зоны приватности»; «зоны отдыха» и др.;
-учитывать индивидуальные интересы, склонности, предпочтения, что обеспечивает право ребенка на свободу выбора;
- предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.
Организация предметно-развивающей среды должна учитывать интересы и потребности ребенка и его развития, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение являются мощным фактором, обогащающим детское развитие. В основе организации такой среды лежит системный подход к коррекционно-развивающему обучению детей с нарушениями в развитии и современное представление о предметном характере деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка младенческого, раннего и дошкольного возраста. Важнейшим механизмом полноценного развития личности, начиная с раннего детства, является деятельность ребенка, ее разнообразные виды: общение, игра, движение, труд, конструирование, рисование. На разных этапах воспитания те или иные виды деятельности выступают в качестве ведущих: в период младенчества - ориентировочно-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях общения с взрослыми, в период раннего детства - предметная деятельность, в дошкольном детстве - игровая.Для обеспечения полноценного развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми.