(практическое занятие)
Цель занятия: определить методологические характеристики, структуру и логику педагогического исследования; охарактеризовать методы педагогического исследования
Вопросы и задания для обсуждения:
1. Методологические характеристики педагогического исследования.
Задание 1.1. Определите, насколько корректно и согласованно определен методологический аппарат исследования:
Тема: Творческий подход учителя к организации и проведению уроков чтения
Объект исследования: урок чтения в начальной школе и формы подготовки учителя к уроку.
Предмет исследования: задачи уроков чтения в современной школе в условиях личностно ориентированного обучения.
Гипотеза: творчество в процессе обучения и воспитания должно иметь прочную базу – интеллектуальную, культурную, профессиональную.
2. Логика педагогического исследования.
Задание 2.1. Разработайте алгоритм педагогического исследования
3. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте примерами методы (теоретические, эмпирические, математические) педагогического исследования. Определите, в чем особенность их использования при изучении проблем образования.
Вопросы для подготовки к зачету:
- Общая характеристика педагогической профессии.
- Возникновение и развитие педагогической деятельности.
- Гуманистическая природа педагогической деятельности и её ценностные характеристики.
- Профессиональная деятельность и личность педагога.
- Общая и профессиональная культура педагога.
- Педагогические ценности: общечеловеческие, духовные, практические, личностные.
- Специфика социальных и профессиональных функций учителя.
- Творчество учителя. Основные качества творческой личности учителя.
- Особенности педагогического мышления современного учителя.
- Структура педагогической деятельности. Общая характеристика.
- Характеристика основных компонентов педагогической деятельности.
- Профессиональная компетентность учителя. Компоненты профессиональной компетентности.
- Теоретическая и практическая готовность учителя к педагогической деятельности.
- Научная эрудиция и ценностные ориентации как компоненты профессиональной культуры педагога.
- Общение как основа педагогической деятельности. Сущность педагогического общения.
- Стили общения и педагогического руководства.
- Педагогический такт и педагогическая тактика.
- Общение: наука и искусство (педагогический аспект).
- Пути овладения педагогической профессией.
- Способы саморазвития личности педагога, его карьера.
- Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога.
- Способы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса.
- Педагогика как наука, её объект.
- Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс.
- Педагогические идеи и теории.
- Место отечественной педагогики в мировом педагогическом опыте.
- Исторический характер образования и важнейшие этапы его развития.
- Образование как общественное явление и педагогический процесс.
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
- Движущие силы, противоречия и логика педагогического процесса.
- Единство обучения и воспитания в педагогическом процессе.
- Взаимосвязь педагогической науки и практики.
- Связь педагогики с другими науками.
- Понятие «методология педагогической науки». Методологическая культура педагога.
- Основные подходы в педагогике: личностно ориентированный, системный, технологический, информационный, деятельностный, синергетический.
- Сущность аксиологического принципа в педагогике.
- Характеристика антропологического принципа в педагогике.
- Сущность культурологического принципа в педагогике.
- Научное исследование в педагогике.
- Логика педагогического исследования.
- Основные характеристики научно-педагогического исследования.
- Методы педагогического исследования.
- Охарактеризуйте систему образования в России. Сравните ее с известной вам зарубежной системой образования.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины
|
|
7.1. Основная литература
1. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую специальность [Текст] / В.С. Кукушин. - М., 2005. (100 экз)
2. Мижериков, В.А. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. - М., 2005(90 экз)
3. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: Учеб. пос. для студентов [Текст] / Н.Н. Никитина. - М.: Академия, 2004. (80 экз)
4. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин и др. / Под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002. (118 экз)
5. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. [Текст] / И.П. Подласый. – М., 2000. - Кн.1. (110 экз)
7.2. Дополнительная литература:
|
1. Акимова, В.А. Профессиональная культура учителя средней школы [Текст] / В.А., Акимова // Пед. образование и наука. – 2008.-№3.-С.76-79.
2. Ачасова, Л.Ю. Толерантность в деятельности педагога [Текст] / Л.Ю. Ачасова // Пед. образование и наука.- 2009.-№11.-С.23-28.
3. Дремова, Н.Б. Совершенствование педагогического мастерства преподавателя [Текст] / Н.Б. Дремова // Высш. образование в России.-2010.-№1.-С.116-120.
4. Львова, Е.Л. Особенности профессиональных компетенций учителя основ безопасности жизнедеятельности [Текст] / Е.Л. Львова // Образование и наука.-2009.-№11.-С.60-67.
5. Никонова, Е. Культура педагогического общения [Текст] / Е. Никонова, Н. Патькова // Учитель.-2009.-№5.-С.58-65.
6. Сенько, Ю.В. Эволюция профессионального образа мира педагога [Текст] / Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская // Педагогика.-2009.-№2.-С.50-55.
7. Сластенин, В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры [Текст] / В.А. Сластенин // Пед. образование и наука.-2004.-№5.-С.4-15.
8. Смолина, С. Профессиональная культура учителя [Текст] / С. Смолина // Учитель.-2009.-№2.-С. 29-31.
9. Хачатрян, Э.В. Культурологическая компетентность как готовность педагога к профессиональной деятельности [Текст] / Э.В. Хачатрян // Вестник универ-та РАО.-2009.-№4.-С.123-126.