Тема: «Понятие налоговой системы»




Цель урока: повышение финансовой грамотности студентов системы среднего профессионального образования в области налогообложения

1. Содержание и основные черты налогов.

2. Налоговая система и принципы её построения.

3. Функции налоговой системы.

4. История возникновения налогов

5. Примеры необычных налогов

1. В современных экономических системах роль налогов исключительна велика. Они являются не только основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все основные звенья финансовой системы, формируют и опосредуют основные финансовые отношения в общества. От продуманности и адекватности налоговой системы существующим экономическим условиям, экономическим принципам национальной экономики страны зависят эффективность деятельности основных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства. В переходной экономике роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что один из немногих реальных рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство в нестабильных условиях трансформации экономической системы.

Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов неизбежно потребовало формирование фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для обеспечения функций государства. С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако их изначальное предназначение, смысл в своей основе сохраняются.

Налог как экономическая категория выражает постоянно существующие (возобновляющиеся) экономические отношения между государством с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обязательном порядке части его стоимости в распоряжение государства.

Уплата налогов является обязанностью и не дает никаких оснований для предъявления налогоплательщиком прав на встречное исполнение обязательств со стороны государства. Не меняет сути налоговых отношений и то обстоятельство, что суммы, уплаченные в бюджет в виде налогов, в конечном счете возвращаются налогоплателыцикам в той или иной форме (преимущественно в «неосязаемой), хотя это и создает видимость возмездности налогов. Даже в тех случаях, налогоплателыцики получают денежные средства из бюджета, между обязанностью платить налоги и правом получения бюджетных средств не существует закономерно обусловленной взаимозависимости.

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2 Налоговая система и принципы её построения.

Несмотря на отличия налоговых систем различных государств, разнообразие задач, которые решает на­логовая система в тот или иной период времени, на­логовые системы объединяют общие черты. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных законом, а также принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, систему мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой системы являются система налогов и налоговый механизм.

Система налогов — это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов как в российской, так и в мировой практике, являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж, налог на недвижимость имущество).

Налоговый механизм представляет собой совокупность всех средств методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на конк ретных социально-экономических задач.

Наиболее важную роль в налоговом механизме играет механизм налообложения (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы связанные с исчислением налогов). Посредством изменения механизма налогооблажения (порядка исчисления того или иного налога) можно придать налоговой системе качественно новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. Это достигается путем изменения ставок наиболее значимых налогов.

Общепризнанно выделение следующих принципов построения налоговых систем:

принцип справедливости (равенства)налогообложения;

определённость налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления точно определены и понятны налогоплательщикам);

удобство сроков и способов уплаты;

экономичность (эффективность) сбора налогов (расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога).

Принципы построения налоговой системы в своем ограниченном единстве должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.

3. Функции налоговой системы

Налоговая система как единое целое и каждый от­дельный налог обладают рядом функций. Функции налоговой системы являются производными от объективных функций налогов. В налоговой теории однозначное признание получило прежде всего фискальная функция.

Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики. Преобладающий интерес государства к реализации бюджетной (фискальной) функции естественным образом проявляется в стремлении максимально увеличить налоговые источники, что может привести к доминированию фискальной функции перед другими функциями налоговой системы и налоговой политики.

Регулирующая функция налогов и налоговой политики заключается в регулировании макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости.

Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций. Налоги выступают важным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капитала инвестиционных ресурсов.

Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. В условиях Российской Федерации социальная функция налоговой системы весьма существенна в силу того, что государство традиционно несло значительные обязательства перед населением. Многие социальные затраты, финансируемые западных странах за счет частных средств, в России финансируются государством за счет налогов (образование, здравоохранение, пенсионные расходы, соц. страхование и др.).

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но в то же время это самая «трудонастраиваемая» функция. Ее также называют функцией микроэкономического регулирования, поскольку она непосредственно взаимодействует с экономическими интересами юридических и физических лиц. (система льгот, поощрений).

Контрольная функция налогов выступает в качестве своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе. Контрольная функция налогов, опираясь на правовые механизмы, может эффективно реализовываться только на основе подчинения силе государственной власти и закону.

4. История возникновения налогов

До возникновения государств о налогах и речи не было. В них просто не было необходимости. Когда появилось первое государство, понадобились деньги для его содержания.

Уже в древности считалось, что правитель должен быть богаче своего народа. Он должен возводить империю, завоевывать новые земли, расширять территорию.

Все это требовало не малых денег. А где их брать? Конечно, у народа. И бедный люд облагали налогами.

Со сменой правителя, менялась и система налогов. Властители, жаждавшие обогащения, власти, собственного величия, ужесточали налоговую систему. Правители, желавшие блага своему народу, наоборот, смягчали и убирали некоторые налоги.

В Древней Руси финансовая и налоговая системы стали складываться только с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель.

Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые назывались «дань».

В Древней Руси в ноябре каждого года, князь с дружиной по несколько сотен воинов объезжал подвластные ему территории для сбора дани. Господствующая группа населения, которая называлась «русь», выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.

Для простых людей чёткого размера повинности не было, и при попытках увеличить дань, народ всегда сопротивлялся. По свидетельству историков, за это был убит великий киевский князь Игорь древл я нами при попытке вторично собрать с них дань в 945 году

Его жена княгиня Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. Со своей дружиной она осадила город, сожгла его, а жителей заставила платить тяжкую дань.

После подавления восстания она провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты» — крепости, в которых жили княжеские управляющие, и куда свозилась собранная дань. При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что освобождало их от повторного сбора.

В Киевском государстве единицей обложения данью служил «дым», определявшийся количеством печ е й и труб в каждом доме. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. Чтобы не платить налог, многие крестьянские избы топились по-черному, с вытяжкой дыма через дверь.

Особое распространение получил так называемый «мыт» — пошлина, взимаемаяза право проезда и за провоз товара через заставы у городов и крупных селений.

Сборщик мыта назывался мытарем. В наше время подобным сбором пошлин занимаются таможенники.

В период феодальной раздробленности Руси мыт взимался за каждую повозку. Хитрые купцы старались максимально нагрузить свои повозки товарами, причем так, что иногда товары падали с повозок. В качестве контрмеры местные князья ввели правило: товар, выпавший из повозки, переходил в их собственность. Так и родилась русская поговорка: «Что с воза упало, то пропало».

В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой эксплуатации русских земель. Непомерные поборы выступали постоянной причиной вооруженной борьбы русского народа.

После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована первым государем Всея Руси Иваном III (15 век).Именно он заложил первые основы налоговой отчетности, разделил налоги на прямые и косвенные, определил их размер и направил на нужды государства.

Прямой налог - налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Пример: земельный налог, транспортный налог.

Косвенный налог - налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене. Пример: налог, а именно акциз на пиво.

Принцип налогообложения Ивана Великого используется до сих пор.

Для того чтобы собрать налоги полностью, Иван III повелел провести перепись земли Русской, чтобы (говоря современным языком) идентифицировать всех налогоплательщиков.

При Петре 1 произошли крупномасштабные государственные преобразования в России. (конец 17 начало 18 века)

Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, судостроение, суконное дело, парусное дело, торговля. Купцам Петр настойчиво предлагал объединять капиталы.

Для улучшения торговых путей он задумал соединить Балтийское и Каспийское моря посредством системы каналов.

Петр I очень нуждался в деньгах. Поэтому царь старался изымать с населения как можно больше налогов, чтобы пополнить казну.

Царь учредил особую должность - прибыльщик, обязанность которого изобретать новые источники доходов казны, т.е. придумывать новые налоги.

Прибыльщиками были введены новые налоги: со свадеб, с русского платья, с извозчиков, с мельниц, сапожный, шапочный, за погребение и др.

Был введен налог на бороду. Пошлина была настолько велика, что желающим сохранить свою бороду приходилось сильно раскошелиться.

Петром I было принято решение привести в порядок московские улицы. Деревянные мостовые заменить каменными. Все должны были платить налог (догадайтесь) камн я ми.

И даже крестьяне, приезжая в Москву для торг о в, должны были привозить с собой по три камня с гусиное яйцо и песок.

В Башкирии «прибыльщики» взимали налоги и за глаза (за карие - 6 копеек, за серые - 4 копейки).

В конце своего царствования Петр I задумался - не перебрал ли он с налогами. И от количества перешел к качеству. Много мелких сборов он отменил, но в замен «дабы государство не оскудело» ввел подушную подать. Новую подать брали и с младенцев, и с дряхлых стариков.

В период правления Екатерины II (18 век) система финансового управления продолжала совершенствоваться. По указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недо и мок. Для купечества была введена гильд е йская подать — процентный сбор с объявленного капитала, размер которого «по совести» называл сам купец.

В дореволюционной России основными являлись косвенные налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; алкогольные акцизы и др.

В 1898 году Николай II ввел промысловый налог, налог на автоматический экипаж, городской налог за прописку и др.

Основным налоговым платежом 1950 до 90х годов выступал налог с оборота, своего рода акциз на хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и др. товары.

Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР. В декабре 1991 года налоговая система России как политически самостоятельного государства в основном была сформирована.

Вы уяснили, что ни одно государство, даже самое процветающее, без налогов существовать не может. Но и накапливать до бесконечности все денежные налоговые поступления в бюджет государство тоже не может.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: