(звук Ч)
Работа начинается после исправления звука [Щ] и введения его в речь ребенка. Постановка по подражанию на основе слитного быстрого произнесения сочетания звуков [ЩТ’]. Автоматизация по следующей схеме:
1. В слогах типа: АЧ, АЧА, ЧА, ЧТА.
2. В словах:
· в конце: мяч, ключ, кирпич и т.п.
· в середине между гласными: качели, ручей, сачок и т.п.
· в начале: чайник, черника, чулки и т.п.
· в стечении согласных: девочка, очки, удочка и т.п.
· с двумя звуками [ч]: чечетка, чашечка и т.п.
3. Во фразах: у девочки Анечки к чаю куплены прянички, а в печи испечены калачи и т.п.
4. В небольших текстах.
5. Дифференциация [Ч] и звуков [Т’], [С’], [Ц], [Ш], [Щ]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
Работа над звуком [Л]
Этап работы над звуком | Примерное количество занятий | Содержание и приемы работы |
Подготовительный | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия звука [Л]. Проведение комплекса артикуляционных упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке пящих звуков: «иголочка», «змейка», «качели» (с узким языком), «молоточек», «пароходик» и др. | |
Постановка звука | 2 - 10 | 1. Формирование артикуляционного уклада языка (упор узкого языка в верхние зубы, подъем задней части спинки языка, опущенные боковые края языка), губ (нейтральны), расстояния между резцами (большое – 3-4 мм). · по подражанию, · с помощью зонда при произнесении звука [Ы] или [А]. 2. Одновременное воспроизведение сформированного уклада артикуляционных органов и речевого выдоха. 5. Повторение правильной артикуляции с речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы. |
Автоматизация звука | 13-30 | 1. В слогах типа: ЛА, АЛА, АЛ, ПЛА. 2. В словах: · в начале: лак, лом, лук и т.п. · в середине между гласными: мыло, голубь, яблоко и т.п. · в конце: стол, мел, пенал и т.п. · в стечении согласных: тарелка, облако, галстук и т.п. · с двумя звуками [л]: плыл, полоскала и т.п. 3. Во фразах: Алла для Лады испекла оладьи и т.п. 4. В небольших текстах. |
Дифференциация звука | 7-10 | В работу по дифференциации берут звуки [В], [j]. 1. В сериях слогов: ВА-ЛА, ЛА-ВА-ЛА и т.п. 2. В словах · в парах слов-квазиомонимов: лак-як, пол-пой и т.п. · в словах, где встречаются оба звука: лайка, балалайка и т.п. 3. Во фразах: Лайка лаяла на луну. 4. В небольших текстах. 5. Закрепление навыка правильного произношения звука [Л] в самостоятельной речи ребенка в различных коммуникативных ситуациях. |
|
Работа над звуком [ЛЬ]
Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе на базе исходной артикуляции звука [Л]. Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [Л].
Дифференциация [Л’] и звуков [В’], [j]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
Работа над звуком [Р]
Этап работы над звуком | Примерное количество занятий | Содержание и приемы работы |
Подготовительный | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия звука [Р]. Проведение комплекса артикуляционных упражнений для подготовки органов артикуляции к постановке пящих звуков: «чашечка», «моляр», «пулемет», «лошадка», «грибок», «гармошка», «фокус» и др. | |
Постановка звука | 2 - 10 | 1. Выработка сильной целенаправленной воздушной струи, идущей посередине спинки языка, поднятого в ротовой полости к верхним альвеолам (при длительном произнесении звука [Ж]; при произнесении сочетания [ТШ]; при многократном произнесении звука [Д]). 2. Формирование артикуляционного уклада языка (подъем и приближение широкого кончика языка к верхним зубам и альвеолам), губ (нейтральны), расстояния между резцами (большое – 3-4 мм). · по подражанию, · с помощью зонда при произнесении звука [Ж] или многократном произнесении звука [Д]. 3. Одновременное воспроизведение сформированного уклада артикуляционных органов и речевого выдоха. 4. Повторение правильной артикуляции с речевым выдохом 5-6 раз, делая паузы. |
Автоматизация звука | 13-30 | 1. В слогах типа: РА, АРА, АР, ДРА и т.п. 2. В словах: · в начале: рак, роза, рука и т.п. · в середине между гласными: баран, ворота, пирог и т.п. · в конце: забор, сахар, помидор и т.п. · в стечении согласных: трава, дырка, арбуз и т.п. · с двумя звуками [р]: раскрасить, конструктор и т.п. 3. Во фразах: в зарослях грозно рычит тигр и т.п. 4. В небольших текстах. |
Дифференциация звука | 7-10 | В работу по дифференциации берут звуки [Д], [j], [Л]. 1. В сериях слогов: РА-ЛА, ЛА-РА-ЛА и т.п. 2. В словах · в парах слов-квазиомонимов: лак-рак, игра-игла и т.п. · в словах, где встречаются оба звука: кораллы, крыло и т.п. 3. Во фразах: Карл у Клары украл кораллы. 4. В небольших текстах. 5. Закрепление навыка правильного произношения звука [Р] в самостоятельной речи ребенка в различных коммуникативных ситуациях |
|
Работа над звуком [РЬ]
Вызывается путем подражания на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе на базе исходной артикуляции звука [Р]. Автоматизируется на речевом материале по той же схеме, что и [Р].
|
Дифференциация [Р’] и звуков [Д’], [Л’], [j]. Закрепление в самостоятельной речи ребенка.
Работа над звуками [К, КЬ]
1. Вызывание звука по подражанию перед зеркалом на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе.
2. Постановка при помощи зонда от звуков [Т, Т’] при многократном проговаривании слогов та-та-та или тя-тя-тя…
Работа над звуками [К, КЬ]
1. Вызывание звука по подражанию перед зеркалом на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе или от звуков [К, К’] на тактильной основе.
2. Постановка при помощи зонда от звуков [Д, Д’] при многократном проговаривании слогов да-да-да или дяд-дя-дя…
Работа над звуками [Х, ХЬ]
1. Вызывание звука по подражанию перед зеркалом на слухо-зрительно-тактильно-кинестетической основе или от звуков [К, К’], сопровождая их артикуляцию придыханием.
2. Постановка при помощи зонда от звуков [С, С’] при длительное проинесение этих звуков в слогах са или ся.
Работа над звуками [J]
1. Постановка на основе временной замены звука [j] звуком [И] при произнесении сочетаний типа иа, аиа, ио, ои и т.п.
2. Постановка при помощи зонда от звука [З’] при длительное произнесение этого звука в слоге зя.
3. Далее следуют этапы автоматизации, дифференциации К-Т, Г-Д, К-Г, Х-К К’-Т’, Г’-Д’, К’-Г’, Х’-К’, j-Л, j-Л’, и закрепления звуков в самостоятельной речи.