С целью закрепления правильного звукопроизношения, уточнения и обогащения словаря, развития грамматического строя речи, развития у ребенка слухового внимания, коррекции недостатков фонематического восприятия и дальнейшего его совершенствования, а также развития звукового анализа и синтеза в один раз в две недели учителем-дефектологом проводятся занятия со всей группой детей подготовительного возраста.
Работа строится на основе Альбомов упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями «Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы», «Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы» Мироновой Н.М.
Ребёнку предлагаются занимательные игровые ситуации, которые побуждают его рассуждать, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. Упражнения дети выполняют на занятии с помощью логопеда. Последовательность заданий способствует переключению внимания ребенка на занятии, что создаёт условия для реализации охранительного режима обучения.
Представленный в альбомах материал представляет собой контурные или пунктирные изображения предметов на изучаемые звуки, что даёт ребёнку возможность обводить и раскрашивать рисунки. Каждая страница альбома на глазах ребёнка преображается, становится красочной, яркой. Это вызывает у него чувство радости, удовлетворения своей работой. Наряду с этим, задания типа: «обведи», «выполни штриховку», «дорисуй», «впиши», «раскрась», направлены на развитие зрительных функций, мелкой моторики пальцев рук, координации глаза и руки малыша.
Начальный этап работы по дифференциации оппозиционных звуков предполагает усвоение каждого звука в отдельности. Затем детям предлагается сравнить пару звуков между собой. При сравнении согласных звуков по твердости-мягкости, логопед обращает детей на дополнительный подъем спинки языка при произнесении мягких согласных звуков. При сравнении согласных звуков по глухости-звонкости логопед обращает внимание детей на участие голоса при их произнесении (обычно это проверяется прикладыванием ладони к горлу). Вводятся опорные карточки. Карточка с изображением колокольчика (/Д) указывает на то, что голос участвует в образовании звука. Значит, звук — звонкий. Пустая карточка, без колокольчика, указывает на то, что этот звук — глухой.
После проведения работы с каждой парой звонких и глухих согласных на уровне звука и слога, дети учатся различать эти фонемы в словах-паронимах (в словах одинаковых по звучанию, но различных по значению). Выполняя задания альбома, дети с речевыми нарушениями учится находить сходство и различие в предлагаемых для анализа словах (звуковое и смысловое).
Работа по дифференциации оппозиционных звуков по твердости-мягкости и глухости-звонкости способствуют совершенствованию фонематического слуха и фонематического восприятия, а также предупреждению в дальнейшем в школе дисграфических ошибок.
Перспективный план занятий
По развитию фонематического восприятия
У детей подготовительной к школе группы
Месяц | Неделя | Занятия |
Сентябрь | ЗАНЯТИЕ 1. Гласные звуки и буквы А,У, О, И, Э | |
ЗАНЯТИЕ 2. Звуки М-Мь. Буква М Звуки Н-Нь. Буква Н | ||
Октябрь | ЗАНЯТИЕ 3. Звуки Б~Бь. Буква Б | |
ЗАНЯТИЕ 4. Звуки П~Пь. Буква П | ||
Ноябрь | ЗАНЯТИЕ 5. Звуки В~Вь. Буква В | |
ЗАНЯТИЕ 6. Звуки Ф-Фь.. Буква Ф | ||
Декабрь | ЗАНЯТИЕ 7. Звуки Г-Гь.. Буква Г | |
ЗАНЯТИЕ 8. Звуки К-Кь. Буква К | ||
Январь | ЗАНЯТИЕ 9. Звуки Д-Дь. Буква Д | |
ЗАНЯТИЕ 10. Звуки Т-Ть. Буква Т | ||
Февраль | ЗАНЯТИЕ 11. Звуки С-Сь. Буква С | |
ЗАНЯТИЕ 12. Звуки 3~3ь. Буква 3 | ||
Март | ЗАНЯТИЕ 13. Глухие и звонкие звуки. Звуки и буквы Б-П | |
ЗАНЯТИЕ 14. Звуки и буквы Д-Т | ||
Апрель | ЗАНЯТИЕ 15. Звуки и буквы В-Ф | |
ЗАНЯТИЕ 16. Звуки и буквы К-Г | ||
Май | ЗАНЯТИЕ 17. Звуки и буквы Ш-Ж | |
ЗАНЯТИЕ 19. Звуки и буквы С-З |
Библиография.
- Борисова Е.А.Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие.М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Иванова Ю.В.Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов. М.: Издательство Гном и Д., 2006.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов. М.: Издательство Гном и Д., 2006.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков у детей: дидактический материал для логопедов. М.: Издательство Гном и Д., 2006.
- Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008
7. Фестиваль педагогических идей Открытый урок. https://festival.1september.ru/
- Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков, Журнал Логопед 2005 №5.