Фронтальная работа по развитию фонематического восприятия




С целью закрепления правиль­ного звукопроизношения, уточнения и обогащения словаря, развития граммати­ческого строя речи, развития у ребенка слухового внимания, коррекции недостатков фонематического восприятия и дальнейшего его совершенствования, а также раз­вития звукового анализа и синтеза в один раз в две недели учителем-дефектологом проводятся занятия со всей группой детей подготовительного возраста.

Работа строится на основе Альбомов упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями «Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы», «Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы» Мироновой Н.М.

Ребёнку предлага­ются занимательные игровые ситуации, которые побуждают его рассуждать, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выво­ды. Упражнения дети выполняют на занятии с помощью логопеда. Пос­ледовательность заданий способствует переключению внимания ребен­ка на занятии, что создаёт условия для реализации охранительного ре­жима обучения.

Представленный в альбомах материал представляет собой контурные или пунктирные изображения предметов на изучаемые звуки, что даёт ре­бёнку возможность обводить и раскрашивать рисунки. Каждая страница альбома на глазах ребёнка преображается, становится красочной, яркой. Это вызывает у него чувство радости, удовлетворения своей работой. На­ряду с этим, задания типа: «обведи», «выполни штриховку», «дорисуй», «впиши», «раскрась», направлены на развитие зрительных функций, мел­кой моторики пальцев рук, координации глаза и руки малыша.

Начальный этап работы по дифференциации оппозиционных звуков предпола­гает усвоение каждого звука в отдельности. Затем детям предлагается сравнить пару звуков между собой. При сравнении согласных звуков по твердости-мягкости, логопед обращает детей на дополнительный подъем спинки языка при произнесе­нии мягких согласных звуков. При сравнении согласных звуков по глухости-звон­кости логопед обращает внимание детей на участие голоса при их произнесении (обычно это проверяется прикладыванием ладони к горлу). Вводятся опорные карточки. Карточка с изображением колокольчика (/Д) указывает на то, что голос участвует в образовании звука. Значит, звук — звонкий. Пустая карточка, без коло­кольчика, указывает на то, что этот звук — глухой.

После проведения работы с каждой парой звонких и глухих согласных на уровне звука и слога, дети учатся различать эти фонемы в словах-паронимах (в словах оди­наковых по звучанию, но различных по значению). Выполняя задания альбома, дети с речевыми нарушениями учится находить сходство и различие в предлагаемых для анализа словах (звуковое и смысловое).

Работа по дифференциации оппозиционных звуков по твердости-мягкости и глу­хости-звонкости способствуют совершенствованию фонематического слуха и фо­нематического восприятия, а также предупреждению в дальнейшем в школе дисграфических ошибок.

 

Перспективный план занятий

По развитию фонематического восприятия

У детей подготовительной к школе группы

Месяц Неделя Занятия
Сентябрь   ЗАНЯТИЕ 1. Гласные звуки и буквы А,У, О, И, Э
  ЗАНЯТИЕ 2. Звуки М-Мь. Буква М Звуки Н-Нь. Буква Н
Октябрь   ЗАНЯТИЕ 3. Звуки Б~Бь. Буква Б
  ЗАНЯТИЕ 4. Звуки П~Пь. Буква П
Ноябрь   ЗАНЯТИЕ 5. Звуки В~Вь. Буква В
  ЗАНЯТИЕ 6. Звуки Ф-Фь.. Буква Ф
Декабрь   ЗАНЯТИЕ 7. Звуки Г-Гь.. Буква Г
  ЗАНЯТИЕ 8. Звуки К-Кь. Буква К
Январь   ЗАНЯТИЕ 9. Звуки Д-Дь. Буква Д
  ЗАНЯТИЕ 10. Звуки Т-Ть. Буква Т
Февраль   ЗАНЯТИЕ 11. Звуки С-Сь. Буква С
  ЗАНЯТИЕ 12. Звуки 3~3ь. Буква 3
Март   ЗАНЯТИЕ 13. Глухие и звонкие звуки. Звуки и буквы Б-П
  ЗАНЯТИЕ 14. Звуки и буквы Д-Т
Апрель   ЗАНЯТИЕ 15. Звуки и буквы В-Ф
  ЗАНЯТИЕ 16. Звуки и буквы К-Г
Май   ЗАНЯТИЕ 17. Звуки и буквы Ш-Ж
  ЗАНЯТИЕ 19. Звуки и буквы С-З

 

 

Библиография.

 

  1. Борисова Е.А.Индивидуальные логопедические занятия с дошколь­никами. Методическое пособие.М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Иванова Ю.В.Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов. М.: Издательство Гном и Д., 2006.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов. М.: Издательство Гном и Д., 2006.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков у детей: дидактический материал для логопедов. М.: Издательство Гном и Д., 2006.
  6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008

7. Фестиваль педагогических идей Открытый урок. https://festival.1september.ru/

  1. Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков, Журнал Логопед 2005 №5.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: