Проповедь Кирилла и Мефодия среди славян и перевод книг на славянские языки




Крещение руссов явилось частью просвещения истинной верой славян и будущих славянских земель, которое происходило в тот момент. Незадолго до Фотиева крещения, в 858 г., хазары просили греческого императора прислать к ним ученого мужа, который бы научил их христианской вере. «Под хазарскими послами разумеются, вероятно, торговцы из Хазарии, просившие учительного мужа для утверждения в вере и противодействия евреям и магометанам». В Хазарию были посланы святые равноапостольные братья Константин и Мефодий. Их проповедь была настолько успешной, что крестился один из удельных хазарских князей, были освобождены греческие пленники, всякому было разрешено принимать христианство, а жившим там грекам под страхом смертной казни было запрещено принимать иудейство и магометанство.

Во время крещения руссов происходило крещение болгар. В 860 или 861 году болгарский царь Борис принял христианскую веру. Туда был послан св. Мефодий, и в 869 г. последовало крещение всей Болгарии.

Огромное значение имело то, что Фотиево крещение совпало с созданием славянской азбуки и переводом священных и богослужебных книг на славянский язык. В 862 г. по просьбе моравского князя Ростислава имп. Михаил послал свв. Кирилла и Мефодия в Моравию. Ростислав обратился к грекам, потому что его народ был крещен латинскими священниками, которые совершали богослужение и проповедовали на латинском языке. «Наш народ отверг язычество и содержит закон христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на нашем языке», - говорил Ростислав. Латинские и немецкие архиереи и священники придерживались трехъязычной ереси, согласно которой священные книги и богослужение можно переводит только на те три языка, на которых была написана надпись на Кресте Господнем. Эта ересь была прямым нарушением заповеди Спасителя: идите, научите все народы (Мф. 28:19) и явилась продолжением идеи папства. Цель папы, а также католиков, которые содействуют его идеям и политике, - максимальная власть над максимальной территорией. Именно из стремления к максимальной духовной власти над верующими они препятствовали литургической самостоятельности национальных церквей, воцерковлению народов на основе познания истины, развитию национальной культуры на основе христианства. Целью такого подавления духовной жизни народов была именно максимальная духовная власть над ними - чтобы они слушались не Христа, а их. Это является прямым нарушением апостольской заповеди: пасите Божие стадо… не господствуя над наследием Божиим (1 Пет. 5:1-3). Также паписты (они таковыми являлись уже задолго до их окончательного отпадения) стремились к политической власти над народами, принявшими христианство, что приводило к конфликтам с местными властями. Эти претензии на духовную и политическую власть папы и его последователей побудили моравского князя обратиться к грекам. Таким образом, христианская проповедь среди моравов и руссов была не навязана им Византией, а явилась следствием их добровольного стремления к познанию истинной веры.

В 862 г. святые Кирилл и Мефодий изобрели славянскую азбуку и начали перевод Евангелия и «в первых месяцах 863 г.» прибыли в Моравию. Если принять версию, что само Фотиево крещение произошло в 866 г., то получается, что к этому времени у греков был уже славянский перевод Евангелия. В то время славянский язык был один. Языки восточных (руссов), западных (моравов) и южных славян отличались друг от друга примерно так, как сейчас отличаются друг от друга говоры курской и вологодской областей. Поэтому святые братья, изобретя азбуку и начав перевод на основе южного диалекта славянского языка, поехали проповедовать к западным христианам в Моравию, а затем эти же книги были приняты восточными славянами. Евангелие, которое бросил в огонь греческий епископ, было, конечно, греческим, и вера руссов была основана прежде всего на двух чудесах - бури при осаде Константинополя и чудесном сохранении от огня Евангелия. Но существование славянского Евангелия открывало возможность после основания епархии Россия осуществлять там полноценную миссионерскую проповедь и приобщать славян к вере не только через обряд, но и что самое главное - через познание истин веры. Патр. Фотий свидетельствовал, что руссы приняли «и епископа, и пастыря, и христианское богослужение». Митр. Макарий (Булгаков) убедительно доказывает, что «при самом начале» у руссов было введено богослужение на славянском языке, которое к тому времени уже совершалось у западных славян. В одной греческой рукописи говорится, что славянский язык был изобретен для славян, чтобы «за неумением писать и читать они вскоре не отпали от веры». Вера славян была основана не на страхе перед чудесами, а на познании истины, ибо вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим.10:17). Поэтому она была сознательной и глубокой.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: