Событие Фотиева крещения




СОЧИНЕНИЕ

Фотиево крещение


Введение

крещение славянский христианин

В истории действует Промысл Божий, который все направляет к назначенным целям. Вера в Промысл Божий не отделима от веры в Бога, ибо промысл Божий есть проявление и действие в мире свойств Бога: Его любви, всеведения, всемогущества, премудрости и т.д. Неверие в Промысл Божий - есть неверие в Его свойства. Как сказал старец Захария (духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры), вера в Бога без веры в Промысл Божий оскорбительна. История отдельного народа, а также всего человечества - это не набор случайных событий, а движение направляемое Богом, Который «всякому добру вспомощствует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям». Вере в Промысл Божий учит не только Священная история Ветхого Завета. Одной из основных задач изучения истории Христианской Церкви, нашего народа, истории Русской Церкви является познание Промысла Божия. До Своего воплощения Сын Божий приготавливал к Своему пришествию не только еврейский, но и языческие народы, которые затем и приняли истинную веру через апостольскую проповедь. Также Господь приготавливал к спасению, вхождением в Церковь, и славянские народы. Понимание действия Промысла Божия в истории нашего народа необходимо для нас не только для утверждения в вере в промышляющего о всем мире Бога, но и для осознания назначения и цели народа, к которому мы принадлежим. Цель данного сочинения - показать действие Промысла Божия в истории на примере Фотиевого крещения. Для этого необходимо рассмотреть, какие обстоятельства предшествовали и способствовали этому событию, в каком историческом контексте оно произошло, какое место занимает во всемирной истории и какое значение имело для Вселенской Церкви.


Событие Фотиева крещения

Согласно Начальной Русской Летописи, славянская дружина под предводительством варягов Аскольда и Дира, которые княжили в Киеве, совершили поход на Константинополь «на 200 вооруженных судах». В Летописи церковных событий епископ Арсений (Иващенко) на основании других летописей указывает причину, по которой славяне напали на Царьград. «За несколько времени пред сим жившие в К-ле «россы», занимавшиеся продажею хлеба (оптовые торговцы), были за какие-то ничтожные долги правительству и частным лицам частию избиты в смятении, частию обращены в рабство. Когда об этом дошла весть до Киева, то князья тамошние, Аскольд и Дир, собрали сильный флот, в мае сего года страшно разорили окрестности Царьграда, истребили все до самых стен его и осадили самый Царьград. Император с войском находился в Сирии, где шла война с мусульманами». Языческая дружина была так жестока, что патр. Фотий об их нашествии пишет, что «росский народ, как свирепая волна, нахлынул на пределы царствующаго града и, как дикий вепрь, истребил жителей его предместий, словно траву, или тростник, или посев, не щадя ни человека, ни скота. И принося их, раздельно, в жертву богам своих. В добавок появилась губительная язва… самый город едва не был поднят на копья». Жители Константинополя собрались в храме и всю ночь усердно молились Богу и Его Пречистой Матери о помощи и спасении от угрожающей смерти. Святитель Фотий вынес ризу Божией Матери из Влахернского храма. Вместе со всеми жителями города совершили крестный ход с этой святыней вокруг города по его стене с усердными молитвами и литиями. «…Как только эта девственная риза была обнесена по стене, варвары принялись снимать осаду города». А когда патриарх погрузил ризу в воды, «вдруг море, дотоле тихое и спокойное, покрылось величайшею бурею; суда безбожных россов были рассеяны ветром, опрокинуты или разбиты о берег; весьма малое число избежало погибели». «Аскольд и Дир, объятые страхом, уверовали во Христа». Русская летопись сообщает, что это событие было в 866 г. В.И. Петрушко пишет, что «в настоящее время эта дата признана ошибочной». Византийские хроники сообщают, что это событие было в 860 г., но митр. Макарий (Булгаков) пишет, что «по словам Симеона Логофета, или вернее его Сократителя, нападение руссов на Константинополь случилось с 864 на 865 г., т.е. в последних числах первого и начале последнего». Через некоторое время после своего неудачного похода (вероятно, в 866 г.) руссы прислали в Константинополь послов просить крещения. Их желание было исполнено, и к ним был послан епископ. На вече в Киеве собрался весь народ. Епископ проповедовал им о Христе, но руссы сказали ему, что если они не увидят «чего-либо подобного, особенно подобного тому, что … случилось с тремя отроками в пещи», то не поверят. «Не поколебался служитель Божий, но, вспомнивши слова Христовы: Аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю (Ин. 12, 14); веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит (Ин. 14, 12), разумеется, в том случае, когда это просится не для тщеславия, а для спасения душ, смело отвечал язычникам: «Хотя и не должно искушать Господа, однако, если вы искренно решились обратиться к Нему, просите, чего желаете, и Он все исполнить по вашей вере, как мы ни ничтожны пред Его величием». Они просили, чтобы повергнута была в огонь, нарочито разведенный, самая книга Евангелия, давая обет непременно обратиться к христианскому Богу, если она останется в огне невредимою. Тогда епископ, возведши очи и руки свои горе, воззвал велегласно: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Прослави и ныне святое имя Твое пред очию сего народа», - и вверг священную книгу Завета в пылающий костер. Прошло несколько часов, огонь потребил весь материал, и на пепелище оказалось Евангелие совершенно целое и неповрежденное; сохранились даже ленты, которыми оно было застегнуто. Видя это, варвары, пораженные величием чуда, немедленно начали креститься». «Это было первое явление Покрова Божией Матери». На Руси «была создана епархия «Россия»». А.В. Карташев, В.И. Петрушко полагают, что этим епископом был Михаил.

Действием Промысла Божия является то, что во время нападения руссов греческие войска и император были в Сирии. В результате отсутствие человеческой помощи дало возможность проявиться Божией силе. Эта сила Божия оказала двойное благодеяние: и грекам и руссам. В Евангелии от Иоанна говорится, что первое чудо Спаситель совершил по просьбе Своей Матери. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2:11). Так и в отношении русских первое чудо было совершенно по молитве к Божией Матери и по Ее заступлению. Действие Покрова Божией Матери стало началом чудес в России. Это было знаком того, что Русь станет уделом Божией Матери. Ни в одной стране мира нет столько чудотворных икон Божией Матери, как в России, нигде Она так не прославляется как в нашем народе. В этом чуде показывается участие Божией Матери в духовном рождении руссов; показывается то, что Она является духовной матерью нашего народа.

 

Миссия руссов

 

Первое крещение руссов произошло спустя более восьми веков после вознесения Господа Иисуса Христа и основания Церкви. К этому времени закончился период Вселенских соборов, в течение которого Церковь выработала и ясно сформулировала догматическое учение Церкви; было окончательно разработано каноническое право, составлен «Номоканон». К 9-му веку было развито византийское богослужение, составлены Минеи, Октоих (воскресные службы). Интересно, что за год до Фотиевого крещения иерусалимский диакон Феодор по поручению Тивериадского епископа Ноя разделил Псалтирь на 20 кафизм так, «как поем ее в святом храме Воскресения». Это - древнейший памятник разделения Псалтири на кафизмы. В IX в. была составлена Триодь. Такое впечатление, что формирование богослужебных книг было как бы поспешной подготовкой к крещению славян, чтобы дать им богослужение уже в максимально законченном, завершенном виде. В период Вселенских соборов «все стороны церковной жизни развиваются во всей полноте и получают определенный вид. Церковное управление, богослужение и проч. Получают определенные формы, с которыми остаются на все последующие века. Христианское вероучение после борьбы Церкви с еретиками и раскольниками раскрывается во всей своей полноте в строго православном духе на семи Вселенских соборах и тем прочно ограждается на все века от изменений и искажений». Все Вселенские соборы проходили в Византийской империи. Византийская Церковь единственно «сохранила в чистоте и целости святое учение христианское», а Русская Церковь восприняла его от нее. В 842 г. при малолетнем императоре Михаиле III и его матери Феодоре было окончательно восстановлено иконопочитание. 19 февраля 842 г. стал «днем торжества Церкви над всеми ересями - днем Православия». При том же Михаиле III произошло и первое крещение руссов. Это знаменовало собой то, что они были предназначены хранить чистоту православной истины.

Персидская, Греческая и Римская империи, стремившиеся объединить весь мир, безуспешно пытались покорить славян. В результате Богом данного мужества славянские народы оказались не включенными в жизнь тогдашнего цивилизованного мира и тем самым сохранились от морального разложения, которое охватило сначала Западную империю, а затем и Восточную. Духовно-нравственная сила - это основа могущества любого государства. Утратив эту силу, Западная империя пала, а затем спустя почти через тысячу лет, в 1453 г. пала и Восточная империя. Славянские народы и образовали самое мощное в мире православное государство, призванное хранить Божественную истину и благодать. Поэтому тем, что почти тысячу лет после пришествия Христа славянские народы не были просвещаемы верой, они сохранились от влияния римской культуры и приготавливались к своей миссии.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: