Образование государственности у руссов и их первое крещение




 

Фотиево крещение произошло не только после начала проповеди среди славян и создания славянской письменности. В том же, 862 г., северные славянские племена призвали к себе Рюрика княжить, и у них появилась государственность. Совпадение по времени создания славянской письменности и русской государственности является знаком того, что русская государственность будет основана на слове Божием и будет основным его хранителем в мире. Это же означает и тот факт, что первое крещение руссов произошло только после образования у них государственности. Затем Аскольд и Дир пошли на юг и основали княжескую власть в Киеве. Племена, жившие в районе Киева, находились под властью хазар и платили им дань. Аскольд и Дир освободили их от хазар и заставили платить дань себе. Хазары только обложили славянские племена данью и приучили их платить дань, а также приучили к понятию власти, к необходимости подчиняться, т.е. хазары в руках Божиих были воспитателями у славян государственного сознания. Но, видимо, они были столь жестоки к ним, что власть Аскольда и Дира славяне сочли освобождением от внешнего гнета, а также гарантом внешнего и внутреннего благополучия. Хазарский каганат был большим государством, привыкшим к большим даням, что для небольших племен было тяжким бременем. Хазары для славянских племен были властью, но их цель было только награбить. Целью же варяжских дружинников было не только господствовать, но и обеспечить благополучие. Ради этого Рюрик и был приглашен новгородцами. С этой идеей Аскольд и Дир и пришли к южным славянам. Если в Европе власть изначально основывалась на захвате земель и порабощении местного населения и заключалась чаще всего в максимальном обирании его, то у славянских народов власть появилась как организующее начало общественной жизни, чем она и должна являться по своей сути. Хазары подготовили славян к принятию варяжской власти. Они приучили славян к власти, а Аскольд и Дир и стали для них такой властью.

Но власть Аскольда и Дира в Киеве отличалась от власти Рюрика в Новгороде. В Новгороде князя пригласили, и отношения князя с народом были равноправным договором, т.е. власть князя Рюрика была сильно ограничена и в принципе сведена только к военным, полицейским и судебным функциям. В Киеве Аскольд и Дир захватили власть. Поэтому, хотя их идея власти была та же, но власть князя была шире, и, следовательно, влияние князя было сильнее, причем настолько, что потом оно распространилось даже на веру народа. Власть Аскольда и Дира по характеру была близка к христианскому. Она была основана не на идее господства и корысти, а на идее служения общественному благу. Может быть, поэтому они и оказались способными принять и приняли христианство, которое учит служению ближним как одной из основ нравственной жизни. Последующие князья стремились к покорению народов, захвату земель и собиранию максимальной добычи.

 

Последствия Фотиева крещения

 

«Аскольд и Дир после принятия ими святой веры жили еще и управляли Киевом около пятнадцати лет. В такой период под их покровительством она могла довольно утвердиться и распространиться не только в Киеве, но и в окрестностях Киева трудами епископа и пастыря, которых приняли киевские руссы от патриарха, и при содействии, может быть, других проповедников, приходивших из Греции или Болгарии». О глубине веры руссов говорит то, что после Фотиева крещения Аскольд и Дир прекратили завоевательные походы. После того, как семя христианской веры было брошено глубоко в русскую землю и пустило корни Аскольд и Дир, правители и просветители киевских славян, увенчали свой подвиг мученической смертью. В 882 г. они были убиты язычником Олегом. Но семя христианской истины не погибло. Уже после смерти Олега, при князе Игоре, христианство на Руси распространилось настолько, что в договоре с греками 944 года «жители России в статьях договора разделяются уже на крещеных и некрещеных, и крещеные везде поставляются даже на первом месте». Это говорит о том, насколько глубоко было принято руссами христианство при Аскольде и Дире. Впоследствии над могилой Аскольда была построена церковь в честь свт. Николая, видимо, потому, что в крещении он был назван Николаем. После Аскольда и Дира князья Олег, Игорь и Святослав занимались расширением государства. Они присоединяли к Киевской Руси племена, на которые затем, при св. Владимире, была распространена христианская проповедь.

 


Заключение

 

Событие Фотиевого крещения и его широкий исторический контекст ясно показывают действие Промысла Божия в истории, действия Бога в жизни народов. Особенностью нашего народа является то, что он сам создал государственность и сам изъявил желание познать истинную веру. Русские славяне сами обратились к скандинавам за государственной властью и призвали как Рюрика и сами обратились к грекам за христианством и призвали греческого епископа. У других народов либо государственность, либо вера приходит извне, либо навязывается и насаждается (особенно государственность). Поэтому, хотя русские племена и жили в стороне от мировой цивилизации, у них в это время сформировалось глубокое самосознание, основанное на свободной воле. Предвидя их искреннее и глубокое обращение к истинное вере, Господь промыслительно устроил так, что к самому моменту их первого крещения в Византии было окончательно утверждено Православие и освобождено от последней ереси - иконоборческой - и руссы приняли чистое христианство, что было бы невозможно, если бы в то время правил какой-нибудь император-еретик, предшественник Михаила III. Перед самым крещением руссов для них была создана славянская письменность, без которой невозможна для народа полноценная духовная жизнь в Церкви, невозможно возрастание во познании христианских истин. Первое крещение руссов произошло сразу после образования у них государственной власти. Это стало залогом того, что политическое развитие русского народа происходило вместе и под влиянием духовного и культурного развития. Не политика определяла жизнь народа, а вера и духовная жизнь. Аскольд и Дир, приняв веру, сразу же прекратили завоевательные походы. Начало проповеди среди славян совпало с началом открытого отпадения Западной Европы от Вселенской Церкви. Это было знаком того, что русские славяне были призваны восполнить отпадших от Церкви католиков и быть хранителями истины и благодати в мире.


Список использованной литературы

 

1. Арсений (Иващенко), еп. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные от Рождества Христова. Санкт-Петербург, 2007. - 893 с.

. Карташев А.В. История Русской Церкви. М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 912 с.

. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 1-я. Москва, Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. - 407 с.

. Петрушко В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества: учеб. Пособ. - м.: Изд-во ПСТГУ, 2005. - 358 с.

. Победоносцев К.П. История Православной Церкви. Санкт-Петербург. Изд-во «Русская симфония», 2007 г. - 320 с.

. Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. М.: Храм святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 2007. - 726 с.

. Толстой М.В., граф. Рассказы из истории Русской Церкви. Москва, «Лествица», 1999. - 602 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: