Преимущества дополнительного образования в развитии инклюзии




Обсуждая вопросы развития инклюзивного образования в России, в печатных изданиях, на телевидении, в Интернете, ученые, государственные и общественные деятели, педагоги, специалисты коррекционного образования, в основном, говорят об организации и предоставлении образовательных услуг, направленных на получение знаний в детских садах и общеобразовательных школах. Развитие же творческого потенциала, формирование коммуникативных умений, социализация и самореализация детей данной категории, остается без должного внимания. Дополнительное образование рассматривается как углубленное изучение предметов и факультативных курсов.

А вместе с тем, дополнительное образование детей – это образовательное пространство детства, где происходит интеграция ресурсов образования, культуры, спорта, туризма, социальной защиты, общественных организаций, а так же колоссальный культурно-просветительский потенциал любого региона используется на благо воспитанников сферы дополнительного образования детей.

Основная цель сферы современного дополнительного образования детей – помочь ребенку использовать ресурс детства в интересах развития собственной личности и сделать так, чтобы личность затем не приходила в противоречие с интересами общества и государства. Мир, пригодный для жизни детей, должен строиться с их участием. Эта идея содержится в одном из решений ассамблеи ООН.

20 ноября 1989 г. ООН (в этот день ежегодно отмечается Международный день ребенка) приняла текст Конвенции о правах ребенка. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие.

Именно дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми, художественной, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой и другими видами деятельности.

Дополнительное образование, не ограниченное рамками классно-урочной системы и обязательными стандартами, располагает большим потенциалом в организации социально-значимой деятельности и досуга детей и подростков, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

Дополнительное образование – образование через успех. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для детей, испытывающих трудности в процессе школьного обучения.

Кроме того, дополнительное образование позволяет не только дать возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера.

Дополнительное образование детей выполняет на сегодняшний день функцию «социального лифта» для значительной части детей, предоставляя альтернативные возможности для проявления образовательных и социальных достижений детей, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Инклюзивный потенциал дополнительного образования детей ценен тем, что:

- приучает детей и взрослых ценить, понимать и принимать разницу между людьми, вместо того чтобы пытаться их изменить;

- поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывать необходимую помощь;

- показывает, что сложности воспитания и обучения заключены не в детях и исправления требуют не они, а подход к обучению;

- предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, сотрудничества;

- расширяет профессиональные знания педагогов, требуя новых и более гибких способов обучения, разработки дополнительных образовательных программ, максимально эффективных для всех детей.

Проектируемая образовательная система дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья имеет в основании современное понимание детства как пространства и времени интенсивного личностного развития ребенка в условиях реальной социальной перспективы, открываемой перед ним отобранным в логике инновационных концепций содержанием образования.

 

Заключение

Таким образом, аргументы в поддержку инклюзии бесспорны. Аргументы против инклюзивного образования, в основном, сводятся к тому, что дети-инвалиды получают при таком обучении более низкий уровень знаний, или при их обучении возникают некоторые социальные сложности. Этим утверждениям довольно трудно найти какое-либо подкрепление.

Но инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития.

Можно выделить следующие преимущества инклюзии для обычных обучающихся или одарённых детей:

- Для обычных или одарённых детей нахождение в группе детей с особенностями развития не является фактом, несущим угрозу или представляющим опасность для их успешного обучения.

- Представления о том, что дети-инвалиды нарушают процесс обучения - несостоятельны. Время, которое на занятиях уделяется детям с особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое педагог затратит на обычных обучающихся.

- Обычные воспитанники и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы. Некоторым детям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии образования; например, использование информационных технологий очень часто бывает необходимо при обучении детей с инвалидностью. Другие дети получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все остальные воспитанники могут пользоваться этими программами и технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с инвалидностью.

- Обычные дети или одарённые обучающие получают преимущества в инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при таком обучении. Деньги, полученные из «специальных программ», могут быть использованы как для поддержки обучения не только детей с инвалидностью, но и их здоровых сверстников. Эти средства могут быть использованы различными способами, например, приглашения гостей для выступления, обеспечения класса дополнительными техническими средствами обучения, которые могут использоваться всеми детьми, а не только детьми с инвалидностью.

- В инклюзивной группе обычные или одарённые дети учатся уважать и ценить детей с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости.

Необходимо также сказать, что существование инклюзивных образований позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на обучающихся с инвалидностью. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное - способствует искренней заботе и дружбе.

На современном этапе развития общества и системы образования важно понять и принять необходимость включения всех детей в образовательное пространство. Реализация возможности полноценно проживать каждый день жизненного пути - это показатель успешности реализации инклюзивного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Цель педагога – оказать своевременную всестороннюю помощь особому ребёнку, которая даёт возможность проживать полноценную жизнь, радоваться каждому моменту, мечтать о будущем, строить планы и целенаправленно воплощать их рядом и вместе со своими сверстниками.

Таким образом,современная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного обучающегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.

Развитие системы дополнительного образования должно идти параллельно с масштабной просветительской работой, формированием информационного поля, утверждающего доброжелательное, позитивное отношение к «особым» детям и их семьям. Крайне важно учитывать реальные потребности детей с ОВЗ при формировании модели инклюзивного образования.

 

 

Список литературы

 

1. Евтушенко А.И., Евтушенко И.В. Роль дополнительного образования в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья на различных возрастных этапах. // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №6.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27126 (дата обращения: 15.06.2019).

2. Владимир Свободин. Инклюзивное образование – актуальнейшая тема для страны https://www.dislife.ru/flow/theme/9364/

3. Дорохова, Е.С. Организация инклюзивного образования в системе ДОД / Е.С. Дорохова // Дополнительное образование. 2010. - №1 – С. 27 – 33.

4. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями

5. Золотарева, А. В. Дополнительное образование детей / А.В. Золотарева. - М.: Академия развития.2016.-300с.

6. Иванченко, В. Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей / В.Н. Иванченко. - М.: Феникс,2016. - 352 c.
7. Карпенко, О.М. Высшее образование в странах мира / О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская. - М.: Современный гуманитарный университет, 2013- 244 c.
8. Лебедева, О.Е. Дополнительное образование детей / О.Е. Лебедева. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 256 c.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: