В современных социокультурных условиях к содержанию образования предъявляется ряд требований, которые необходимо учитывать и при программировании дополнительного образования детей с ограничениями здоровья:
Во-первых, развитие образования должно выражаться во включении в содержание дополнительного образования таких компонентов, которые способны обеспечить подготовку обучающихся к жизни в быстро изменяющемся обществе, и одновременном исключении из него (содержания) компонентов, не требующихся в жизни после окончания общеобразовательного учреждения.
Во-вторых, повышение практической значимости образования должно быть обеспечено:
а) сокращением объема обязательного для изучения материала,
б) разделением содержания образования на «общекультурное» и «профильное»,
в) направленностью образовательного процесса на формирование ключевых компетенций, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества,
г) индивидуализацией образовательного процесса, стимулирующего самостоятельную познавательную и иную деятельность обучающихся.
В-третьих, системные изменения должны быть внесены в содержание учебных курсов и в организацию образовательного процесса, содержание учебных курсов должно быть соотнесено с возможностями его усвоения всеми детьми и рассчитано на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе уже освоенного опыта.
В-четвертых, содержание образования всех уровней должно находиться в состоянии преемственности и обеспечивать сохранение здоровья детей. Рассматриваемые инновационные разработки предполагают выполнение определенного с учетом приведенных требований объема работ, в результате выполнения которого планируется пересмотреть структуру и содержание предлагаемого «особенным детям» образования, включая реализацию интегрированных программ общего, начального профессионального и дополнительного образования, создать учебные планы нового поколения (учитывающие возможности «особенных» детей, образовательного учреждения и окружающего его социум, конкретизировать представления о допустимой учебной, психологической и физической нагрузке, обосновать целесообразность применения разных методик и технологий в разных ситуациях. Особенность детей с ограниченными возможностями актуализируют значение идеи, имеющей в педагогике широкое распространение. Суть ее состоит в признании аксиоматичности утверждения о том, что обучающимся надо давать тот материал, который развивает их умственные силы, способности, воображение, память. Но необходимо уточнить этот тезис. Предлагаемый детям учебный материал должен быть соотнесен с их возможностями и рассчитан как на подготовку к простому (элементарному, не требующему высокой квалификации) труду, так и на продолжение образования. Дополнительные образовательные программы детей проектируются как средство создания социальной среды обитания личности и ее культурного развития в процессе образования. Дополнительное образование детей имеет немаловажное значение в создании более справедливых условий для жизненного старта ребенка, так как всегда обладало и обладает немалым потенциалом для развития творческих способностей детей, их жизненной устойчивости, позитивной самооценки.
|
|
В этой связи предполагается активное использование инклюзивного потенциала дополнительного образования детей, содержание которого изначально персонифицировано и имеет вариативную основу, так как отбирается, структурируется и организуется с учетом интересов детей в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами. Цели и результаты дополнительного образования детей определяются при участии самих детей на основе сделанного ими выбора.
Современное дополнительное образование детей открыто для оперативного внесения изменений в цели, содержание, формы и методы организации образовательной деятельности. Таковые могут вноситься и вносятся практически ежегодно в связи с изменяющимися образовательными запросами детей. Эта форма образования максимально адаптирована к возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям детей, к основной социальной характеристике детства как периода ограниченной правовой дееспособности человека.
Дополнительное образование детей может иметь и по факту имеет множество разных концепций. Допускаются различные схемы продвижения ребенка от одного образовательного результата к другому. Освоение любой образовательной программы может начинаться с любого, достигнутого ребенком, уровня готовности к восприятию предлагаемого учебного материала. Приветствуется индивидуальный темп освоения образовательных программ, в результате чего создается множество разных траекторий образования детей.
|
Необходимо отметить, что дополнительное образование детей свободно от ограничений, препятствующих реализации перечисленных принципов.
Запрещено только то, что препятствует нормальному развитию детей. Не допускаются дискриминация детей, их эксплуатация, насилие и жестокое отношение, ограничение допуска к информации, сужение прав или их игнорирование, ограничение возможностей получения образования по программам любого уровня сложности, нанесение вреда здоровью в прямой или опосредованной форме, включение в противоправные действия, приобщение к личностно опасным и социально негативным видам деятельности.
Разрешено все, что стимулирует нормальное развитие ребенка, способствует его нравственному и профессиональному становлению, формированию активной образовательной позиции, обеспечивает социально позитивную идентификацию личности до достижения совершеннолетия.
Одним из основных принципиально значимых компонентов процесса образования детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования представляется включение детей в продуктивную деятельность по формированию планов своей жизни и освоению способов их реализации. Содержание образования, предлагаемого детям с ограниченными возможностями, рассчитано не столько на учет имеющихся ограничений, сколько на компенсацию недостающих возможностей.
Формируя модель учреждения дополнительного образования детей, реализующего в системе инклюзивный подход, необходимо учитывать интересы, потребности и трудности, возникающие у всех субъектов образовательного процесса в рамках данного направления.
Для педагогов предполагается проводить обучающие семинары, консультации специалистов по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Необходима и целенаправленная деятельность со здоровыми воспитанниками по взаимодействию с ребятами, имеющими проблемы здоровья. Педагоги должны разработать систему мероприятий, формирующую толерантное отношение к «особым» детям, развивающую лучшие человеческие качества (ответственность, сострадание, потребность помогать и уважать достоинство другого). Это возможно через беседы, диспуты, обсуждение совместно просмотренных видеосюжетов, фильмов, передач на заданную тему, тренинги, ролевые игры и совместную проектную деятельность, культурно-досуговые мероприятия.
Должна разрабатываться и система работы с родителями детей с особыми образовательными потребностями. Кроме консультационных услуг, которые уже существуют, возможно проведение бесед, обучающих семинаров, круглых столов, информационной поддержки, встреч с представителями общественных и социальных организаций, способных оказывать помощь и поддержку семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с проблемами здоровья. Эта деятельность сложна и требует развития.