Хвала Аллаху, Который облагодетельствовал нас иманом и Исламом и Который дал нам понимание Своей Речи и речи Своего Посланника наилучшим пониманием и внушил нам стремление к изучению сиры и хадисов нашего господина – его роду и сподвижникам наилучший мир и благословение.
Когда я увидел, что некоторые студенты шариатского знания стали брить бороды и отпускать усы, в противоположность повелению Посланника для джиннов и людей, да благословит его Аллах и приветствует, а ведь таков обычай персов, зорооастрийцев и каландария[1], то решил собрать слова имамов из числа ханафитов, ханбалитов, маликитов и шафиитов по этой теме, потому что у меня есть книги, которых [в нашей местности] ни у кого больше нет, и хвала Аллаху за эту милость. И я буду приводить слова этих имамов из их же книг без каких-либо изменений, а это вещь сложная, и мало кто может это сделать.
И я назвал свою книгу «Побуждение студента отпускать бороду и подстригать усы ». И от Аллаха тауфик совершать благое и отстраняться от порицаемого, и я прошу у Аллаха для себя и для вас благого намерения, следования повелению и отстранения от запретного. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, деяния оцениваются по намерению».
У аль-Бухари в восьмой части:
«Глава о подстригании усов
Умар подстригал свои усы так, что была видна краснота верхней губы, и устранял эти [волосы], то есть между усами и бородой.
От Ибн Умара [передается], что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «К фитре [относится] подстригание усов».
От Абу Хурейры, да будет Аллах им доволен: «Фитра – это пять вещей: обрезание, бритье [волос] в паху, выщипывание волос подмышками, подстригание ногтей и подстригание усов».
|
От Умара, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, [передается]: «Поступайте не так, как язычники: отпускайте бороды и подстригайте усы».
Умар, совершая хадж или умру, собирал бороду в кулак и отрезал то, что выходило за его пределы.
Глава об отпускании бороды
От Ибн Умара, да будет Аллаха доволен ими обоими: «Посланник Аллаха сказал: «Подстригайте усы и отпускайте бороду»».
Из хашият к аль-Бухари «Ан-Нур ас-Сари» шейха Хасана аль-Адави аль-Хамрави:
«Из фитры» – то есть из древней сунны всех пророков, мир им.
«обрезание (аль-хитан)» – это устранение крайней плоти у мужчин и части кожи на верхней части полового органа у женщин, похожей на косточку или петушиный гребень. Слово «истихдад» означает использование лезвия для бритья в паху.
«Выщипывание подмышками» желательно начинать справа. Основа сунны достигается и при бритье, особенно если выщипывание доставляет боль.
«Подстригание усов»: [усы] – это волосы, растущие [на верхней] губе.
Глава об отпускании бороды
То есть оставление ее без бритья, выщипывания и сильного подстригания. Также [сюда относятся] слова «Подстригайте усы», – то есть делайте это крайне тщательно. В его словах «отпускайте бороду» слово «и’фа» означает удлинение бороды и отпускание ее».
В «Аль-Бармави аля аль-Бухари»: ««и устранял эти [волосы]», – то есть [волосы] по обеим сторонам губ, между усами и бородой. И они обычно встречаются при подстригании усов на уголках губ. Возможно, также имеются в виду края эспаньолки. «Подстригайте» означает «совершайте это очень тщательно». А слово «отпускайте» означает удлинение и отпускание длинной бороды, и поэтому нельзя ее брить, выщипывать и сильно подстригать. Слово аль-Бухари «отпускание» означает удлинение бороды. Также сказал Абу Убейд.
|
Если спросят: «Если было повеление отпускать бороду, то почему Умар подстриг свою бороду, хотя он передатчик хадиса?» Возможно, он ограничил [возможность подстригания] только в хадже, либо имеется в виду запрет на такое подстригание, которое было принято у не-арабов.
У Муслима от Абу Хурейры, да будет Аллах им доволен: «Фитра – это пять вещей: обрезание, бритье в паху, выщипывание волос подмышками, подстригание ногтей и подстригание усов».
От Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, [передается,] что он сказал: «Фитра – это пять вещей: обрезание, бритье волос в паху, подстригание усов, подстригание ногтей и выщипывание волос подмышками».
От Ибн Умара, да будет Аллах им доволен: «Подстригайте усы и отпускайте бороды».
От Ибн Умара, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, [передается]: «Нам было велено подстригать усы и отпускать бороды».
От Ибн Умара: «Посланник Аллаха сказал: «Поступайте не так, как язычники: подстригайте усы и отпускайте бороды»».
От Абу Хурейры: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Стригите усы и отпускайте бороды. Поступайте не так, как эти зорооастрийцы»».
От Аиши, да будет Аллах ею доволен: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Десять вещей [относятся] к фитре: подстригать усы, отпускать бороду, пользоваться сиваком, промывать нос водой, стричь ногти, промывать суставы пальцев, выщипывать волосы подмышками, брить в паху и подмываться водой».
|
Имам ан-Навави сказал в шархе на «Сахих Муслим»: «Что касается подстригания усов, то это сунна, и желательно начинать стрижку с правой стороны. И у человека есть выбор: самому постричь или попросить другого помочь в этом – поскольку здесь нет ущемления достоинства и совершения запретного, в отличие от случая с выщипыванием волос под мышками и бритьем в паху. Что же касается границ подстригания, то избранное мнение[заключается в том], что [это надо делать,] пока не обнажится край губы, но не следует их сбривать. А что касается риваятов «сбривайте усы», то речь идет о том, что выходит за границы губ. И Аллах знает лучше.
А что касается «отпускайте бороды», то имеется в виду отращивание длинной бороды. И у персов был обычай брить бороду, поэтому Шариатом нам запрещается это делать».
Ученые перечислили десять нежелательных действий, связанных с бородой, и некоторые из них особенно нежелательны.
Первое – окрашивание бороды в черный цвет, кроме целей джихада.
Второе – окрашивание в желтый цвет, ради уподобления праведникам, а не Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
Третье – обеление бороды серой или чем-то еще, так что человек приобретает вид старца, желая власти или высокого положения либо внушая людям, что он шейх.
Четвертое – выщипывание или бритье [волос] при появлении бороды, для того чтобы молодо или хорошо выглядеть.
Пятое – выщипывание седины.
Шестое – подстригание бороды с целью придать ей форму, в качестве украшения, чтобы нравиться женщинам или ради других целей.
Седьмое – увеличение либо уменьшение [количества волос], например, удлинение волос бакенбардами на щеках либо бритье бакенбард вместе с бритьем головы, выщипывание эспаньолки по бокам и другое.
Восьмое – расчесывать ее на виду у всех, приукрашивая себя.
Девятое – оставлять бороду растрепанной, указывая этим на свой аскетизм и отсутствие заботы о внешнем виде.
Десятое – смотреть на черноту или седину своей бороды с самодовольством и гордостью, обманываясь своей молодостью либо гордясь сединой, поскольку она возвышает мужчину над юношами.
Одиннадцатое – связывать ее либо плести косы.
Двенадцатое – бритье бороды, кроме случая, когда борода растет у женщины, – тогда ей желательно сбрить ее. И Аллах знает лучше.
Различные слова, которые употребляются в хадисах в отношении бороды, – все они указывают на необходимость оставить бороду так, как она растет, и это ясный смысл из хадисов. И это мнение было высказано нашими учеными и учеными других мазхабов.
Кади Ияд, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Нежелательно брить бороду, укорачивать и подстригать ее. Что касается подравнивания снизу и по бокам, то это хорошее дело, кроме случая, если так пытаются достичь известности. Также нежелательно брить и подстригать ее».
И затем он сказал: «Саляфы разошлись во мнениях насчет того, каковы границы у бороды. Часть из них сочла, что у бороды нет границ, но не оставляли ее настолько длинной, чтобы получить из-за нее известность, и имам Малик считал, что нежелательно отпускать слишком длинную бороду. Другие сочли, что борода ограничивается обхватом кулака, а то, что длиннее, подстригали. Третьи сочли, что нежелательно брить бороды, кроме как в хадже или умре».
И он сказал: «А что касается усов, то многие саляфы следовали мнению о полном удалении усов и их бритья, следуя буквальном смыслу слов Посланника Аллаха: «Брейте и устраняйте», – и это мнение куфийцев. Многие считали, что нельзя сбривать усы и полностью их удалять. И это мнение имама Малика, который сбривание усов приравнивал по нежелательности к их опусканию и повелевал наставлять того, кто так поступает. И он также считал нежелательным убирать усы сверху. Эти ученые считали, что слова «сбривать», «удалять» и «постригать» означает одно и тоже, и это подстригать усы так, что обнажится край губы. Другие решили, что здесь есть выбор».
Слова Кади Ияда завершились.
И избранное мнение – оставлять бороду так, как она растет, и не укорачивать ее вообще.
А самое предпочтительное мнение насчет усов – это подстригать их так, чтобы был виден нижний край губы. И Аллах знает лучше».
[Закончились слова имама ан-Навави].
«В определении длинной бороды есть расхождения. Некоторые сказали: «В укорачивании бороды, превышающей длину обхвата кулака, нет ничего запретного». Так поступали Ибн Умар и часть табиинов. Это сочли благим аш-Шу’би и Ибн Сирин. А аль-Хасан и Катада порицали это: «Оставить ее расти дальше более предпочтительно из-за слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Отпускайте бороды». Повеление в этом вопросе означает отпускании бороды так, чтобы это считалось бородой, если только речь не идет о подстригании бороды и придании ей формы по бокам. Ведь чрезмерная длина может изменить обычный вид человека, и люди могут начать плохо говорить о нем, поэтому нет запрета укорачивать ее с таким намерением.
Ан-Наха`и сказал: «Я удивляюсь, когда разумный человек [носит] длинную бороду. Почему он не приводит ее в порядок? Ведь умеренность во всем – это хорошо».
Поэтому говорят: «У кого удлиняется борода, у того уменьшается ум».
Раздел о бороде
Есть десять нежелательных дел, связанных с бородой, причем некоторые из них особенно нежелательны.
[Вот эти дела:] красить ее в черный цвет и красить серой, вырывать волосы, чтобы выглядеть моложе, вырывать седые волосы, укорачивать бороду или удлинять ее, расчёсывать ее из показушничества. Также сюда относится [случай, когда] бороду оставляют косматой, показывая таким образом людям свой аскетизм. Также [нежелательно] смотреть на черноту своей бороды, восхищаясь своей молодостью, и смотреть на седину, гордясь почтенным возрастом, красить бороду в красный цвет или желтый без намерения подражать праведникам [а с намерением подражания праведникам можно, но без желания, чтобы казаться в глазах окружающих праведником].
Первое – это красить в черный цвет. И это запретно, согласно хадису: «Лучшие из ваших молодых – те, кто стремится подражать вашим старшим. А худшие из ваших старших – те, кто стремится подражать вашим молодым».
Под подражанием пожилым имеется в виду адаб, но не окраска волос под седину.
И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил красить бороду в черный цвет, сказав, что это «краска людей Ада». В другом риваяте сказано, что красить бороду в черный цвет – это окраска неверующих.
Один человек, который постоянно красил бороду в черный цвет, во времена Умара женился, а затем краска сошла с его бороды. И родственники женщины обратились с разбирательством к Умару, и он расторг их брак, и наказал его ударом, и сказал ему: «Ты обманул этих людей, закрасив седину».
Говорят, что первым покрасил бороду в черный цвет Фараон.
Передают от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В ахир замане (время перед концом Света) будут люди, красящие бороду в черный цвет, подобно брюху голубей, и они не почувствуют даже запаха Рая».
Второе – это крашение бороды в красный и желтый. Это допускается, чтобы обмануть неверных в сражениях и на джихаде. Если же нет такого намерения и это связано с желанием походить на людей религии, то это порицается.
И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Желтый цвет – цвет мусульманина, а красить в красный – это цвет верующих». Они красили хной для получения красного цвета и кутумом и халуком[2] – для получения желтого цвета.
Некоторые ученые красили бороды в черный цвет в сражениях, и в этом нет ничего греховного, если намерение будет правильным и если в этом не замешаны страсти.
Третье – красить бороду в белый цвет кибритом, чтобы окружающие решили, что этот человек – солидного возраста, чтобы добиться уважения к себе, высокого положения, принятия свидетельства, принятия его передач от шейхов, отстраниться от молодых, показывая объем своих знаний и полагая, что множество дней придадут благородство. С чего бы? Невежде возраст увеличивает только невежество. А знание – это плод разума, и очень редкий плод. Седина же никак не влияет на это.
А у каждого, кто глуп по природе, возраст будет лишь усиливать глупость. И поэтому раньше шейхи возвеличивали молодых за их знания и религию. Так Умар возвеличивал Ибн Аббаса, хотя тот был младше многих сподвижников, и спрашивал у него, прежде чем задать вопрос другим.
Ибн Аббас, да будет Аллах доволен ими обоими, сказал: «Аллах давал знания только в молодости, и все благо – в молодости».
Также [об этом говорится в] словах Всевышнего Аллаха (смысл): «Это молодые люди, которые уверовали, и Мы увеличили для них наставление» (18:13) – и в словах Всевышнего Аллаха (смысл): «Мы дали ему Наше решение в молодости».
Анас, да будет Аллах им доволен, говорил: «Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, покинул этот мир, на его бороде и голове было всего двадцать седых волос». Ему сказали: «О Абу Хамза, ведь Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было много лет!» Он ответил: «Аллах не испортил его внешний вид сединой». Его спросили: «Неужели седина – это недостаток?» Он ответил: «Вы все ее не любите».
Говорят, что Яхья ибн Аксум был кадием в Басре в двадцать один год. Некто в его присутствии спросил у него, желая, чтобы он устыдился своей молодости: «Сколько лет кадию, поддерживаемому Аллахом?» Он ответил: «Столько же, сколько Атаду ибн Усейбу, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поставил его управляющим Мекки». И так он заставил умолкнуть человека, который считал его слишком юным.
Передают от Малика, что он сказал: «Я прочитал в некоторых книгах: «Пусть вас не обманывает борода. Не всякий, у кого есть борода, – совершенный человек»».
Амр ибн Алаи сказал: «Если ты увидишь высокого человека с маленькой головой и широкой бородой, то сочти его глупцом, даже если это будет Умаяя Абдушшамс ибн Абдуль-Манаф».
Аюб ас-Сахтия сказал: «Я встретил старца, которому было за восемьдесят, который получал знания у юноши».
Али ибн Хусейн сказал: «Кто достиг знания до тебя, тот твой имам, даже если он младше тебя».
У Амра ибн Алана спросили: «Подобает ли пожилому человеку получать знания от юноши?» Он ответил: «Из-за невежества вещь считается мерзкой, а благодаря знанию – хорошей».
Яхья ибн Маин спросил у Ахмада ибн Ханбаля, когда увидел его идущим вслед за [верховым] животным, на котором сидел имам аш-Шафии: «Неужели ты оставил хадисы Суфьяна ас-Саури и их короткую цепь передачи (иснад), следуя за животным этого юноши?» Имам сказал: «Если бы ты знал о его знании, то бежал бы вместе со мной с другой стороны. Даже если я упущу хадисы Суфьяна ас-Саури с их кратким иснадом, то смогу найти их с более длинным иснадом. А если пропадет ум этого юноши, то я не смогу найти его ни при помощи короткого иснада, ни при помощи длинного».
Четвертое – вырывать седые волосы из бороды от гордости. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил вырывать седину, сказав, что это свет верующего. Вырывание сродни окраске седины в черный цвет. Причина нежелательности заключается в том, что мы рассмотрели раньше. Человеческая седина – это нур от Аллаха, и отстранение от седины – это отстранение от нура.
Пятое – вырывание волос из бороды или ее части, когда человек поигрывает ей, и от глупости. Это нежелательно и меняет человеческое естество. Выщипывать волосы по бокам эспаньолки – новшество.
При Умаре один человек, который вырывал волосы по бокам эспаньолки, засвидетельствовал [нечто], и Умар отверг его свидетельство. Отверг Умар и свидетельство Ибн Аби Лейла за то, что тот выщипывал бороду. Что касается выщипывания бороды в самом начале ее роста, подобно совсем юным мальчикам, то это большой грех. Поистине, борода – это красота мужчины. Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые клянутся: «Клянемся Аллахом, Который украсил потомков Адама бородой». Борода относится к естеству человека, и бородой мужчины отличаются от женщин.
В книге «Гаридат-Тавиль» говорится: «Сказано, что в словах Всевышнего Аллаха (смысл): «Аллах увеличивает в Своем творении то, что захочет» (35:1), – подразумевается борода.
Ученики Ахнафа ибн Кайса сказали: «Мы хотели купить Ахнафу бороду даже за двадцать тысяч».
Кади аш-Шурейх сказал: «Я бы очень хотел, чтобы у меня росла борода, [и был готов заплатить за это] даже десять тысяч». Как можно не любить бороду, когда в ней – возвеличивание мужчины? Люди смотрят на бородатого человека с адабом и как на обладателя знаний, его возвеличивают в маджлисах, направляют к нему людей, ставят впереди джамаата, хранят его честь. Если человека с бородой ругают, то, увидев его бороду, останавливаются.
Говорят, что в Раю все люди будут безбородыми, кроме Харуна, брата Мусы, мир им, из-за уважения к нему и ради его возвеличивания.
Шестое – подстригание бороды уровень за уровнем, чтобы женщины (и мужчины) сочли ее красивой.
Ка`б сказал: «В ахир замане будут люди, которые подстригают бороду, подобно хвосту у птиц, и подворачивают кончики носов своих туфель. У этих людей нет удела [в Раю]».
Седьмое – удлинение волос на висках, чтобы они опускались до щек. Это отличает праведников.
Восьмое – расчесывание бороды ради людей [то есть, играя на публику]. Бишр сказал: «Есть два многобожия (ширк), связанных с бородой: расчесывать ее ради людей и оставлять ее растрепанной, чтобы о тебе думали как об аскете».
Девятое и десятое – смотреть на черноту и седину своей бороды с гордыней. И это порицается в отношении всех частей тела и всех качеств, как мы еще разъясним».
Мухаммад ибн Абдуль-Баки аз-Зуркани аль-Малики сказал в толковании на «Аль-Мавахиб Аль-Ладуния» имама аль-Касталяни аш-Шафии, да будет Аллах ими доволен и да принесет Он нам пользу от бараката знания: «От Умара ибн Шуайба ибн Мухаммада ибн Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Асса, от его отца Шуайба, от его деда (то есть деда Шуайба), а это сподвижник Абдуллах, [передается,] что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ровнял свою бороду по длине и ширине, чтобы она была ровной со всех сторон, потому что умеренность – любима, а слишком длинная борода – это чрезмерность, и это побуждает людей говорить, и они начинают злословить. Поэтому желательно так поступать, пока это не приведет к укорачиванию бороды и приданию ей формы, что нежелательно. Некоторые саляфы обхватывали бороду кулаком и состригали то, что длиннее этого».
Ан-Нахаи сказал: «Я удивляюсь человеку, который не ровняет бороду между челюстями, ведь умеренность во всем – это благо». И поэтому говорят: когда слишком увеличивается борода, то уменьшается разум. Поступать так – сунна, если только это не делается для женщин или для красоты, как говорила часть ученых: Кади Ияд и другие. Мнение же имама ан-Навави [заключается в том], что бороду надо оставлять так, как она растет.
И подобное действие не противоречит словам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Отпускайте бороды», – поскольку совершается из нужды и не для красоты, а, например, из-за растрёпанности или чрезмерной длины, которая мешает.
Ат-Тиби сказал: «Запрещено стричь бороду, как принято у не-арабов, или отпускать ее, как хвост осла». Аль-Хафиз также сказал: «Запрещено полностью убирать бороду и то, что близко к этому, в отличие от незначительного подстригания».
Аль-Хасан ибн Муссана сказал: «Если видишь мужчину с длинной бородой и он ее не подравнивает между челюстями, то, значит, у него проблемы с разумом».
Однажды Маъмум сел вместе с учениками и сказал: «Когда борода у человека сильно удлиняется, то, по мере удлинения, уменьшается его разум. И я не видел умного человека с длинной бородой».
Ат-Тирмизи передает от Ибн Аббаса и говорит, что этот хадис – «аль-хасан»: «Ибн Аббас сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подстригал усы в любое время, когда нуждался в этом, не выделяя для этого специальный день, как указывает этот хадис «аль-хасан»». А хадис, ограничивающий подстригание пятницей, слабый. И, согласно его (то есть ат-Тирмизи) словам в «Аль-Истиъзан»: «[хадис –] хасан сахих».
Ан-Насаи в «Ат-Тахарат» и имам Ахмад от Зейда ибн Аркама [передают]: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто не подстригает усы, таким образом, пока явно не проявится губа, тот не из нас», – то есть не на нашем, исламском, пути. И потому это крайне желательно, а тот, кто так не делает, проявляет небрежность к сунне. И это мазхаб большинства ученых, а некоторые из них, следуя буквальному смыслу, говорят об обязательности этого.
И Ахмад передает от одного из сподвижников, который передавал слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто не бреет в паху, не стрижет ногти и не подстригает усы, тот не из нас». И этот хадис сочли хорошим некоторые хафизы из-за наличия хадисов с таким же смыслом, и этому не противоречат слова аль-Ираки: «Этот хадис недостоверен, и в нем Ибн Ляхея».
В «Сахихейн» [передается] от Ибн Умара: «Отличайтесь от язычников в одежде и отпускайте, либо отращивайте, либо удлиняйте бороды и подстригайте усы». Ан-Навави сказал: «Все эти разные слова приходят с одним смыслом. Борода – это то, что растет на подбородке и щеках».
Кади Ийяд сказал: «Под устранением усов имеется в виду их тщательное подстригание так, чтобы была видна губа, и это желательно, некоторые сказали: обязательно».
И ученые разошлись насчет того, лучше брить или стричь. Кади Ийяд сказал: «Многие саляфы считали, что нужно полностью устранить усы за счет их бритья, согласно буквальном смыслу слов «брейте» и «устраняйте», и это мнение куфийцев. И многие саляфы говорили о запрете на бритье, и имам Малик сказал в «Аль-Муватта»: «Усы устраняются, пока не будет видна губа», – то есть пока она не станет явной».
От Ибн Абдуль-Хакама от Малика [передается]: «Тщательно устраняйте усы и отпускайте бороду».
В «Фатх аль-Бари» сказано: «Мнение Ибн Джарира заключалось в выборе [между бритьем и подстриганием]. И, когда он приводил мнение Малика и куфийцев, то привел мнение знатоков языка, что «устранение» (аль-ихфаъ) означает удаление: «Сунна указывает на оба способа, и в этом нет противоречия. Подстригание указывает на устранение части, а бритье – на устранение всего, и обе практики установлены сунной, и выбирается любая из них». Аль-Хафиз сказал: «Из слов ат-Табари устанавливается наличие обеих практик в сунне».
Что касается подстригания, то в хадисе от аль-Мугира [говорится]: «Я посетил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и у меня были усы, и он подстриг их по своему сиваку» (приводит Абу Дауд). А аль-Байхаки [передает] словами: «Он положил сивак под усы и подстриг их». Аль-Баззар передает от Аиши: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посмотрел на мужчину с длинными усами и сказал: «Принесите мне ножницы и сивак». И он прижал сивак к границе [усов и губы] и подстриг то, что выходило за пределы сивака».
Аль-Байхаки, ат-Табарани [передают] от Шархабейла ибн Муслима аль-Хавляти: «Я видел, как пятеро сподвижников подстригали усы: Абу Умама аль-Бахили, аль-Мукаддам ибн Мада Кураб, Утба ибн Авн ас-Сулями, аль-Хаджадж ибн Амир ас-Сумали и Абдуллах ибн Баср».
А что касается бритья, то ат-Табарани и аль-Байхаки приводят от Абдуллаха ибн Рафиа: «Я видел, как Абу Саид аль-Худри, Хаджир ибн Абдуллах, Ибн Умар, Рафиа Худейджа, Абу Асад аль-Ансари, Саляма ибн аль-Аква и Абу Равиа убирали усы бритьем». Также ат-Табарани передает от Урвы: «Салим, аль-Касим и Абу Саляма брили усы».
[Конец слов из «Фатх аль-Бари»].
Также [ученые] разошлись в способе подстригания усов: подстригают края усов или оставляют, как это делают многие? Кто-то сказал, что это дозволено, кто-то – что нежелательно.
Аль-Газали пишет в «Аль-Ихья»: «Нет ничего плохого в том, чтобы оставлять края усов», – хотя это лишь одно из мнений, которые приводит аль-Маджд.
И так поступал Умар, да будет им доволен Аллах, и другие, потому что они (края усов) не закрывали рот и на них не оставалось остатков жира еды, так как еда не достигала их».
Абу Дауд приводит от Джабира: «Мы убирали края усов». И нельзя принимать за исключение слова «кроме как в хадже и умре», так как там запрещено удалять волосы, и поэтому некоторые считали, что нежелательно оставлять их, ведь в этом заключалось уподобление не-арабам. И Умар сказал: «Остерегайтесь украшать себя как не-арабы». И Малик сказал: «Умерщвляйте сунну не-арабов и оживляйте сунну арабов», – то есть зороастрийцев и людей Писания, и это более правильное мнение [удаление усов без оставления кончиков], и, возможно, Умар так делал, потому что до него не дошел запрет, так как Ибн Хиббан приводит в своем «Сахих», ат-Табарани и аль-Байхаки от Хадиса Маймума ибн Мархана, от Ибн Умара: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул огнепоклонников и сказал: «Они не удаляют усы и бреют бороды, и поэтому не поступайте как они»». И Маумуна сказал: «Ибн Умар так тщательно удалял свои усы, как режут барана или верблюда», – то есть он очень тщательно это делал, следуя повелению Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Ахмад передает в «Муснаде» в хадисе от Абу Умама ибн Аджляна аль-Бахили: «Мы сказали: «О Посланник Аллаха, люди Писания укорачивают кончики своих бород и оставляют усы». И Посланник Аллаха ответил нам: «Подстригайте усы и отпускайте бороды. Отличайтесь от христиан и иудеев»». Закончились слова аз-Заркани.
В «Инсан аль-Уюн» Али аль-Халяби сказал: «И пришли два посланника от повелителя византийцев с бритыми бородами и длинными усами. И Посланнику Аллаха было неприятно смотреть на них, и он сказал им: «Горе вам, кто же вам так велел?» Они сказали: «Нам повелел это наш господь», – они имели в виду своего повелителя. И Посланник Аллаха сказал: «А мне повелел мой Господь подстригать усы и отпускать бороду»». Конец слов аль-Халяби.
У Ибн Хаджара в разделе «Адабы аль-джума»: «И следует подстригать усы, пока не станет видна краснота губы, и это подразумевается под повелением подстригания усов в хадисе из двух «Сахихов»».
Нежелательно удлинять их или сбривать, но насчет сбривания спорят из-за того, что об этом есть риваяты, и к этому мнению склонились три имама, как говорят. В «Аль-Мугни» Ибн Куддамы аль-Ханбали сказано, что человек имеет право выбрать между бритьем и подстриганием. Имам ат-Тахави приводит мазхаб Абу Ханифы, двух его учеников и Зуфара: «Полное удаление (усов) лучше их подстригания».
Если ты спросишь: «Каков наш ответ о достоверности сообщения о сбривании усов?» – то я скажу: «Это возможное событие, что Посланник Аллаха, И два посланника от повелителя византийцев с бритыми бородами и длинными усами, подстригал то, что можно было подстричь, и брил те участки, где сложно было подстригать».
Если ты спросишь: «А существует ли среди нас (шафиитов) такое мнение?» – то я отвечу: «На это указали некоторые поздние ученые, и это одно их явных (захир) мнений (нашего мазхаба), ведь таким образом получается объединить два хадиса, согласно нашим правилам, потому что объединение в практике этих хадисов обязательно, насколько это возможно».
Также у Ибн Хаджара перед «Китаб аль-Атима»:
«Они перечисляют нежелательные действия, связанные с бородой и подобными вещами. К ним [относится] вырывать, брить, также подобные действия с бровями». И этому не противоречат слова аль-Халими: «Это не дозволено», – потому это могло означать отрицание равнозначности двух сторон (т.е. отрицание, что это мубах). И, если слова «не дозволено» понимать как «запретно», это будет противоположно сильному мнению (мутамад).
Достоверно передает Ибн Хиббан: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подстригал бороду по краям и с боков». И, судя по всему, на это опирался Ибн Умар, да будет Аллах ими обоими доволен, когда подстригал бороду, когда та становилась длиннее обхвата кулака. Но в двух «Сахихах» передается повеление удлинять бороду, то есть не подстригать ее, и это предпочтительнее, потому что более достоверно. Ведь первый можно понять как разъяснение того, что само удлинение желательно. И это более очевидно, чем толкование, будто это указание [на желательность подстригания], когда борода отрастет и станет длиннее указанной. И внешне слова наших имамов указывают на нежелательность подстригания любой части бороды. А утверждение, что человек в этот момент меняет свой изначальный облик, отвергается, потому естественный облик искажается, когда перестаешь мыть бороду и умащать ее маслами. Аль-Азраи в своем исследовании сказал, что желательно сбривать что-либо выше гортани, а другие сказали, что это дозволено». Закончились слова Ибн Хаджара и «Хашият» Ибн Касима.
Два шейха (ар-Рафии и ан-Навави) сказали: нежелательно брить бороду. Ибн ар-Рифа противоречит им в «Хашият аль-Кафият», говоря, что имам аш-Шафии, да будет Аллах им доволен, ясно указывает в «Аль-Умм» на запретность бритья бороды. Об этом сказал аз-Заркаши, а также аль-Халими в «Шуаб аль-Иман» и его устаз аль-Каффаль аш-Шаши в «Махасин Шариа». И аль-Азраи сказал: «Правильное мнение – это полный запрет на бритье бороды без какой-либо причины, как делают «аль-каляндария».
Работа завершена в субботу после полудня в первую пятницу Шавваля в 1298-м году.
Хвала Аллаху, Обладающему милостью и щедростью, мир и благословение Посланнику Мухаммаду, его роду и благородным сподвижникам, каждый раз, когда поминают Его поминающие и находятся в беспечности беспечные.
[1] Это псевдо-суфийская группа, которая отличалась бритьем бород и нарушением общественных устоев мусульманского общества, например, они принимали пищу в месяц Рамадан у всех на виду
[2] Желтое ароматическое вещество