Структура проекта
1. Актуальность проблемы: анализ состояния данного вопроса, теоретическое обоснование выбранной темы, личностная значимость разработки проекта по данной теме.
2. Постановка цели, задач проекта.
3. Содержание проекта:
· схематическая модель, отображающая целостный подход к решению проблемы (план разработки проекта);
· планирование деятельности по достижению цели и решению задач (программный аспект);
· приложения (схемы, графики, таблицы, методические разработки);
· методы, приемы, средства.
4. Затратность проекта.
5. Самоанализ проекта.
6. Список литературы.
Презентация проекта
1. Тема, вид, участники проекта
2. Возрастная группа
3. Сроки реализации
4. Цель, задачи проекта
5. Этапы проекта -
I этап: подготовительный - выбор темы, планирование, прогнозирование
результатов
II этап: деятельностный – непосредственная деятельность по проекту,
взаимодействие со специалистами
III этап: завершающий – итоговое мероприятие, презентация продуктов
проекта
6. Краткое содержание проекта: действия детей, педагогов, членов семьи и социальных партнеров (музей, библиотека, школа и др.) на всех этапах проекта (можно в форме таблицы):
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагогов | Действия членов семьи и социальных партнеров |
Подготовительный | |||
Деятельностный | |||
Завершающий |
7. Приложения: схемы, графики, таблицы, фотоматериал, методические разработки
Памятка по использованию проектного метода в деятельности ДОУ
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
|
Виды проектов:
1. Исследовательские – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, творческих альбомов, рукотворных книг и др.
2. Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).
3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки, витражи и др.).
4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, совместных мероприятий с родителями и социальными партнерами).
Проекты классифицируются:
· по составу участников;
· по целевой установке;
· по тематике;
· по срокам реализации.
Примерный план работы педагога по подготовке проекта:
Ø На основе изученных проблем детей поставить цель проекта
Ø Разработка плана достижения цели (педагог обсуждает план с родителями)
Ø Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта
Ø Составление плана-схемы проекта
Ø Сбор, накопление материала
Ø Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности
Ø Домашние задания для самостоятельного выполнения
Ø Презентация проекта, открытое мероприятие
Основные этапы метода проектов:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать более актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
|
· к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю, взрослому);
· в каких источниках можно найти информацию;
· какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
· с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1. Формулирует проблему (цель). При постановки цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую 3. (сюжетную) ситуацию. 4. Формулирует задачу (нежестко). | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию, 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
2 этап | 5. Помогает в решении задачи. 6. Помогает спланировать деятельность. 7. Организует деятельность. | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
3 этап | 8. Практическая помощь (по необходимости). 9. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
4 этап | 10. Подготовка к презентации. 11. Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности |
Примерная тематика проектов
Тематика блока | Название проекта | Продукт детской деятельности |
«Наследие» | «Защитники Отечества» | Исторический альбом «Защитники Отечества» (рисунки, детские сочинения, подбор открыток и др.) |
«Эхо столетий» | «Временная лента» (работа с энциклопедиями, подбор и систематизация иллюстрированного материала, ИЗО, ручной труд, театрализованное представление) | |
«Здравствуй, Пушкин» | Создание альбомов «Пушкин и няня», «Семья Пушкина», Дидактические игры «Сказки Пушкина», кроссворды и логические задания по сказкам, «Мода Пушкинской эпохи», «Малые театральные встречи», «Встречи у камина» (сказки Пушкина в живописи, скульптуре, музыке) | |
«Моя семья», | «Семейное древо», альбом рисунков «Моя семья», выставка семейных реликвий | |
«Я в мире людей» | «Мои друзья», «День защиты детей», «Веселый этикет» | Выпуск газет и журналов, карнавал, разработка детского кодекса, оформление альбомов |
«Мир вокруг нас» | «Времена года», «Мир животных и птиц», «Веселая астрономия», «От кареты до ракеты», «В стране чисел и фигур» | Составление коллажей, детских книг, журналов; сочинение «Звездных сказок», выпуск «Лесной газеты», выпуск журнала «Экологический светофор города», математическое шоу «Алиса в стране математики» |
«Ты и твое здоровье» | «Я и мое тело», «Про витамины и здоровье», «Наши глаза» | Изготовление плакатов, коллажей; сочинение сказок, стихов, детской книги «Приключения в стране Витаминов» |
|
Проектирование – это деятельность, синтезирующая промысливание того, что должно быть, и одновременное с этим развертывание процессов реализации (В.И. Слободчиков, Н.Г. Алексеев).