Метод проектов позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а является открытой, т.к. результат проекта не может быть заранее предопределен (Л. Морозова).
Метод проектов очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения (В.Ф. Шкель).
Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они не устают удивляться многочисленным чудесам своей жизни. Может быть, самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя (А. Энштейн).
Из истории проектной деятельности
Слово проект заимствовано с латыни: «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза», а в переводе с греческого - это путь исследования.
Из истории известно, что понятие «проекта» впервые возникло в Римской архитектурной школе 16 века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогике, как самостоятельно выполненное воспитателями конкурсное задание.
В 1920 г. – это понятие использовал в своих трудах педагог, психолог, философ Джордж Дьюи (США).
В 1926 г. – Е.Г. Кагаров в советской педагогике впервые определил этапы проекта: начало проекта – детский интерес сегодняшнего дня – самостоятельное планирован е программы занятий – выполнение запланированного
|
В 1929-1930 г.г. – в СССР разрабатываются комплексно-проектные программы на промышленном проекте и в сельском хозяйстве. В педагогике того времени понятие «проект» использует в своих трудах Н.К. Крупская. До 80-х г.г. 20 века о данном методе в СССР было забыто.
В 1950 г. – широкое распространение проектный метод получил в садах западной Европы - садах Монтессори. Здесь дошкольники составляют планы на день, неделю сообразно своим интересам. Взрослый - помощник в достижении целей.
Автором проектной деятельности в российской школе считают Шацкого, Блонского. Сейчас проектный метод является одним из основных методов развивающего обучения в комплексной работе с дошкольниками.
В настоящее время проектный метод является одним из основных методов развивающего обучения в комплексной работе с дошкольниками.
Типы проектов:
1. По количеству: индивидуальные, групповые, фронтальные.
2. По содержанию: монопроекты (одна образовательная область), интегративные (2 и более образовательных областей).
3. По продолжительности: краткосрочные (1-4 недели), среднесрочные (от 1 месяца), долгосрочные (полугодие, год).
4. По виду: исследовательские, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные, творческие.
Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Проектная деятельность носит характер сотрудничества, т.к. ребенок не всегда может самостоятельно сформулировать цель и проблему.
|
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
«Модель трех вопросов»:
· Что знаю? (содержание, то что дети уже знают).
· Что хочу узнать (план, тема проекта)
· Как узнать? (источники новых знаний т.е. средства).
Образ «Семь мы»:
· Мы озабочены … (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание)
· Мы понимаем … (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры – ценности)
· Мы ожидаем … (дается описание предполагаемых целей – результатов)
· Мы предполагаем … (представляются идеи, гипотезы)
· Мы намереваемся … (контекст действий, планируемых поэтапно)
· Мы готовы … (дается описание имеющихся ресурсов различного характера)
· Мы обращаемся за поддержкой … (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта)
Шесть «П» проекта:
· Проблема
· Проектирование проекта
· Поиск информации
· Продукт
· Презентация
· Портфолио проекта
Основной тезис современного понимания методов проектов:
«Все что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить»