УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Красноярск, 2015




Методические указания

по написанию контрольных работ для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 (030900.62) Юриспруденция

 

 

 

Красноярск, 2015

ББК 67

 

Издаётся по решению научно-методического совета юридического факультета НОУ ВПО СИБУП

 

Будилина Татьяна Владимировна, к.философ.н., доцент

ББК 67 История государства и права зарубежных стран: методические указания по написанию контрольных работ для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 (030900.62) Юриспруденция / НОУ ВПО СИБУП. – Красноярск, 2015 г. – 12 с.

 

Аннотация: Методические рекомендации для студентов по написанию контрольных работ, общие методические указания, варианты контрольных работ.

 

  © НОУ ВПО СИБУП, 2015 © Будилина Т.В., 2015

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение………………………………………………………………………………….  
2. Общие методические указания по написанию контрольных работ………………......  
3. Варианты контрольных работ…………………………………………………………...  
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………………  
Приложения…………………………………………………………………………………  
Приложение № 1 (образец титульного листа)…………………………………………….  

ВВЕДЕНИЕ

«История государства и права зарубежных стран» является дисциплиной базовой (обязательной) части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 40.03.01 (030900.62) Юриспруденция. Дисциплина реализуется на юридическом факультете НОУ ВПО СИБУП кафедрой государственно-правовых дисциплин.

Цели изучения дисциплины: в процессе изучения конкретно-исторического содержания политических и правовых процессов и исследования присущих им причинно-следственных связей выявить устойчивые тенденции и закономерности становления и эволюции права и государства, раскрыть мировой опыт построения политических и правовых систем, тем самым способствуя формированию профессионального правосознания и правовой культуры, отвечающих современным задачам укрепления законности и правопорядка, гарантирования прав и свобод человека и гражданина.

Основными задачами изучения дисциплины являются: изучение дисциплины, которое заключается в получении знаний о важнейших фактах истории государства и права, особенностях формирования, эволюции государственности и национально-правовых систем отдельных народов, основных закономерностях происхождения сложной и многообразной современной государственно-правовой картины мира.

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, предопределяющих наличие следующих результатов образования (РО): знаний, теоретических и практических умений и навыков.

способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

профессиональных компетенций в нормотворческой деятельности:

способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); в правоприменительной деятельности:

способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого право-сознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8).

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа, из них аудиторных всего 26 часов (0,72 зач.ед.), лекционных 10 часов (0,27 зач.ед.), практических 16 часов (0,44 зач.ед.), самостоятельная работа 217 часов (6,02 зач.ед.).

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа является обязательным условием выполнения учебного плана студентами заочной формы обучения и имеет целью ознакомление с разделами дисциплины, а также приобретение навыков самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами, учебной и иной литературой.

Вариант контрольной работы определяется по последней цифре номера зачетной книжки студента.

Перед выполнением заданий необходимо ознакомиться с методическими рекомендациями и изучить все предлагаемые источники. Структура работы предусматривает: оформление титульного листа (смотрите образец); постановку вопроса и ответа на него с новой страницы; оформление ссылок в конце страницы; составление списка использованной литературы и нормативных актов в конце работы. Под списком литературы (слева) проставляется дата выполнения работы, справа - подпись студента. План, введение, заключение контрольная работа не предусматривает. Объем контрольной работы должен превышать 20 страниц машинного текста, через 1,5 интервала на листах формата А4. Страницы работы нумеруются (от центра, посередине, на титульном листе страница не указывается), скрепляются скоросшивателем. Рукописный текст стоит выполнять грамотно, аккуратно и разборчиво. Работы не скрепленные, положенные в файл, не принимаются.

Работа выполняется самостоятельно в полном объеме, путем анализа и систематизации изученных нормативных актов и учебного материала. Переписывание с учебников не допускается. Ответы должны быть теоретически обоснованными, четкими, подкрепленными личными суждениями и выводами, либо ссылками на соответствующий нормативно-правовой акт.

Выполненная работа оценивается «зачтено» или «не зачтено». Контрольные работы не рецензируются. Работы, выполненные с нарушением требований, возвращаются на переработку. Вновь выполненная работа представляется на проверку с первоначальным (не зачтенным) вариантом. Работа должна быть предоставлена как минимум за месяц до сессии.

Студент должен отдать работу на кафедру где её регистрирует лаборант, и передает преподавателю. После проверки преподаватель возвращает работу лаборанту, а лаборант студенту.

 

ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант I

1. Концепции происхождения государства и права.

2. Какой вид доказательств является наиболее убедительным в делах об имущественных правонарушениях по Законам Хаммурапи? Каков основной вид наказания за хищение имущества?

3. Какую традиционную черту общественной и правовой жизни древности характеризуют ст. ст. 23 и 24 Судебника Хаммурапи? Чем объяснить коллективную ответственность членов общины за правонарушения, совершенные кем-либо на ее территории?

4. Каковы древнейшие источники индусского права? Чем среди них выделяются Законы Ману?

5. Какую роль в развитии государственного права Афин сыграли реформы Солона? Почему салонов нельзя назвать демократическим?

6. Система римского права. Дуализм римского права.

7. Каково положение женщины в семье римского гражданина на разных этапах развития Древнего Рима? Насколько правильным для своего времени было мнение, высказанное Гаем, о природном неразумии женщин и необходимости пожизненной опеке над ними?

8. Дайте характеристику суду и процессу в государстве франков. Свои ответы аргументируйте, опираясь на соответствующие титулы Салической правды.

9. Дайте характеристику основным конституционным актам Англии («Хабеас кориус акт» 1679 г., «Билль о правах» 1689 г., «Акт об устроении» 1701 г.)

10. Какая система права существует в ФРГ? Чем она отличается от французской системы права?

 

Вариант II

1. Специфические черты становления государства и права Греко - римской античной циви-лизации.

2. Опишите, ссылаясь на источник, договор займа по Законам Хаммурапи.

3. Чем можно объяснить, что уголовные санкции в законодательстве Хаммурапи практически одинаковы как в случае кражи, так и при грабеже?

4. Были ли возможны: легальный переход из одной варны в другую; изменение рода занятий, предписанных члену той или иной варны в Древней Индии?

5. Каковы основные реформы Клисфена? Какова процедура «суда черепков»?

6. Нарисуйте схему государственного строя Римской рабовладельческой республики (V-I вв. до н.э.)

7. Чем отличаются частные и публичные деликты? Какие процессы прослеживаются в развитии обязательств из деликтов в период классического права в Риме?

8. В Салической правде отсутствует однозначное понятие собственности. Процессы развития частной собственности на землю нашли отражение в различном правовом статусе приусадебных участков, пахотной земли, лугов и лесов. Выявите эти различия на основе анализа соответствующих титулов Салической правды.

9. Наследственное право по гражданскому кодексу Франции 1804 г.

10. Сколько правовых систем существует в США? Что такое дуализм американского права?

 

Вариант III

1. Специфические черты становления и развития государства и права древневосточной ци-вилизации.

2. Перечислите, ссылаясь на источник, виды судебных доказательств в Заколнах Хаммурапи.

3. Какую цель преследовал Хаммурапи, требуя обязательной письменной формы заключения брака? Как Вы относитесь к идее брачного контракта надолго изъятой из отечественной правовой практики?

права.

7. Кто такие агнаты, чем они отличаются от когнатов?

8. Что понимали под преступлением и наказанием салические франки? Существовали ли у франков такие общие понятия, как форма вины (покушение на преступление, соучастие, смягчающие вину обстоятельства? В какой мере тяжесть наказания зависела от социального положения преступника и потерпевшего, и от тяжести совершенного преступления? Ответы аргументируйте, ссылаясь на титулы Салической правды.

9. Обязательственное право по гражданскому кодексу Франции 1804 г.

10. Основные черты англосаксонской правовой системы.

 

Вариант IV

1. Что такое древнее право? Каковы его важнейшие признаки?

2. Какие признаки обвинительно - состязательного процесса проявились в ст. ст. 3, 9 - 13, 124 Законов Хаммурапи?

3. Почему законодательство Хаммурапи, пусть в единичных случаях, допускает самосуд? Ваше мнение, что предпочтительнее для общества: «скорый и правый» суд или правильное и последовательное рассмотрение дела в государственном суде?

4. Какие юридические нормы закрепляют сословное неравенство варн Древней Индии в сфере гражданского права (в том числе долгового, семейного)?

5. Каковы основные особенности деятельности должностных лиц Афинской республики в V в. до н.э.? как происходил «отсев» негодных кандидатов на государственные должности?

6. Нарисуйте схему государственного строя Римской империи (принципата и домината)?

7. Какие гражданско-правовые способы защиты права частной собственности были наиболее распространены в период римского классического права?

8. Заполните таблицу «Преступления и наказания по Салической правде»

 

Вид преступления Объект преступления Вид наказания Титул
       

 

9. Декларация независимости 1776 г. возникновение конфедеративного союза американских штатов. Статьи конфедерации 1781 г.

10. Когда сложилась правовая система современной Франции? Какие правовые памятники оказали наиболее глубокое воздействие на ее развитие?

 

Вариант V

1. Правовые истоки рабства. Почему древнее право признало и регламентировало институт рабовладения?

2. Какие элементы право- и дееспособности сохранялись за рабами по Законам Хаммурапи?

3. Имеется ли различие в ответственности за хищение и укрывательство краденого в древних памятниках права? Знакомо ли древнему законодательству понятие вины, умысла, неосторожности?

4. Что такое Варна? Какова их иерархия в Древней Индии?

5. Каковы главнейшие черты афинского судоустройства? Какой из судебных органов был

наиболее авторитетным в эпоху расцвета демократии? Опишите его деятельность.

6. Военные диктатуры в Риме в I в. до н.э. Переход к империи.

7. Заполните таблицу «Система преступлений и наказаний по законам XII таблиц»:

Вид преступления Объект преступления Вид наказания Таблица, статья
       

 

8. Дружинник короля Хлодвига Л. безосновательно обвинил другого дружинника С. в том, что он бросил в сражении свой щит (трусость). В завязавшейся драке Л. искалечил С. руку. От явки в суд рахинбургов, куда его вызвал С, Л. категорически отказался, ссылаясь на Салическую правду, определите, как должно решиться дело?

9. Дайте характеристику Декларации прав человека и гражданина 1789г.

10. Что свидетельствует о постепенном сближении романно-германской и англо-саксонской правовых систем?

 

Вариант VI

1. Что такое «казуистичность нормы права»? Какими другими чертами отличались древние законы?

2. Докажите, опираясь на Законы Хаммурапи, что в Старовавилонском царстве было распространено патриархальное рабство.

3. Для чего в древнем праве существовали институты брачных даров и приданого?

4. Как в нормах - принципах главы VII Законов Ману охарактеризован статус царя? Какие идеологические и юридические обоснования приведены брахманами для оправдания ре-прессивной политики государства?

5. Дайте развернутый ответ, когда и почему произошло закрепление демократических принципов в государственном праве Афин?

6. Перечислите основные причины кризиса Римской республики в I в. до н.э.

7. Каковы основные признаки бонитарной (преторской) собственности по сравнению с квиритской? Кто выигрывал судебный спор о владении вещью: ее бонитарный или ее квиритский собственник?

8. Франкский крестьянин - общинник Р., имущество которого (постройки, скот и пр.) оценивалось в 20 солидов, убил свободного человека. Какое наказание он должен понести по Салической правде? Какие меры может принять виновный, чтобы избежать более тяжкого наказания?

9. Общая характеристика законодательства «Нового курса» Ф. Рузвельта.

10. Что отличает континентальную правовую семью? Каково ее другое наименование?

 

Вариант VII

1. Какие факты доказывают теснейшую связь древнего права и религии? Аргументируйте свой ответ.

2. Укажите, ссылаясь на источник, основные черты брачно-семейных отношений в Старовавилонском царстве в эпоху царя Хаммурапи.

3. Наблюдаются ли отличия в санкции, предусмотренной Законами Хаммурапи, за по-хищение имущества и рабов? Аргументируйте, о чем свидетельствует этот факт?

4. В чем заключается особенность государств Древней Индии? Опишите организацию империи Маурьев.

5. Отличие ранней тирании от поздней в Древней Греции. Опишите тиранию Писистирата в Афинах.

6. Сущность реформ Сервия Туллия. Нарисуйте схемы государственного строя Древнего Рима до и после реформ.

7. Когда в Римской республике совершается переход от общинно-государственной собственности на землю к частной? Чем он вызван?

8. Бездомный франкский крестьянин В. поселился в вилле (деревне), к которой не принадлежал (по своему рождению, происхождению), построил жилище и засеял участок свободной земли. Спустя шесть месяцев один из соседей заявил требование о немедленном выселении пришельца, и последний был вынужден сразу же оставить деревню. Перед уходом он продал дом и засеянное поле, но и эти его действия были оспорены соседом. Правомерны ли оба требования соседа по Салической правде?

9. Статус физических лиц, регулирование брачно-семейных отношений по гражданскому кодексу Франции 1804 г.

10. В каком законодательном акте наиболее сжато и ярко были сформулированы основные (личные и политические) права человека и гражданина? Какие права объявлялись в нем естественными и неотъемлемыми?

 

Вариант VIII

1. Почему древнее право закрепило сословное неравенство среди свободных? Какие общие для древних стран сословные деления Вам известны?

2. Какой принцип распределения наследства положен в основу законодательства Хаммурапи? Каким образом можно обойти нормы судебника, запрещающие наследование вдовой и дочерьми покойного части его имущества?

3. С чем связано характерное для большинства древних правовых систем ограничение свободы завещательных распоряжений? Ссылаясь на источники, укажите положительные и отрицательные последствия запрета или ограничения наследования по завещанию.

4. Какие юридические нормы закрепляет сословное неравенство варн Древней Индии в сфере уголовного права?

5. Причины возникновения и основные этапы развития государства в Древнем Китае.

6. Каковы основные периоды в истории римского права? Укажите их хронологические рамки. Дайте общую характеристику каждому периоду.

7. Каковы три основные формы гражданского судебного процесса в Риме? В чём состоит их сходство и отличие?

8. Дайте общую характеристику Салической правды. Опишите, опираясь на источник, правовое положение основных групп населения, перечислите пережитки первобытнообщинных отношений в Салической правде.

9. Государственный строй Веймарской республики по Конституции 1919г.

10. Опишите брачно-семейные отношения в мусульманском праве.

 

Вариант IX

1. Как регулировалось поведение людей в первобытном обществе?

2. Перечислите, ссылаясь на Законы Хаммурапи, основания для развода. Сделайте вывод об особенностях морально-этических представлений той эпохи.

3. Как производилось «предварительное» (досудебное) расследование по делам о краже по Законам Хаммурапи? Почему в случае, предусмотренном ст. 12, штраф выплачивался из имущества продавца без дальнейшего расследования, а именно: являлся ли он покупателем краденого или был добросовестным приобретателем?

4. Особенности рабовладельческого строя Древней Индии.

5. Чем определялся аристократический характер государственного права Афинской республики в первые века ее существования?

6. Охарактеризуйте источники римского права на каждом этапе его развития.

7. Какие три формы заключения брака в Древнем Риме Вам известны? Развод в Римском праве.

8. Франк В., напав на чужую виллу (двор), похитил свободную девушку, намереваясь вступить с ней в брак, и, спасаясь от погони, ударил преследователя по голове палкой. Какое наказание должен нести преступник по Салической правде?

9. Проведите сравнительный анализ итальянской и германской фашистской диктатуры.

10. Какую роль играет Закон в континентальной правовой системе? Какие разновидности законодательных актов имеются в современной Франции?

 

Вариант X

1. Что такое талион и ордалий? Какова их роль в регламентации жизни древних людей? Аргументируйте ответ ссылкой на статьи древних источников.

2. Каким образом законодатель постарался обеспечить имущественные и личные интересы младших наследников и женщин из семьи в эпоху Хаммурапи?

3. Опираясь на Законы Хаммурапи, заполните таблицу:

Вид преступления Объект преступления Номер статьи закона Вид наказания
       

 

4. Чем можно доказать, что право Древней Индии выросло непосредственно из религиозных предписаний? Какое место занимали в иерархии источников права артхашастры? Кто и когда создал самую знаменитую их них?

5. Докажите деспотический характер власти в Древнем Китае.

6. Каким образом нормы римского права древнейшего периода защищали интересы заимодавцев? Какие черты права той эпохи рельефно демонстрирует III таблица Законов XII таблиц?

7. Охарактеризуйте, ссылаясь на таблицы и статьи, черты обвинительно-состязательного процесса по Законам XII таблиц.

8. Франк I был уличён в краже двухгодовалой свиньи и поджоге амбара с хлебом у своего недруга. Какое наказание он должен понести по Салической правде?

9. Государственный строй США по Конституции 1787г.

10. Когда сложилась правовая система современной Германии? Какие правовые памятники оказали наиболее глубокое воздействие на её развитие?

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 320 с

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]. В 2-х т. Т. 1. Древний мир и Средние века / отв. ред. Н. А.Крашенинникова; сост. О. Л.Лысенко [и др.]. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 816 с.

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]. В 2-х т. Т. 2. Современное государство и право / отв. ред. и сост. Н. А. Крашенинникова. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 672 с.

4. Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных странв 2т.Т. 1. Древний мир и Средние века[Электронный ресурс]: учебник / Н.А. Крашенинникова и др. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 720 с.

5. Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных странв 2т.Т. 1. Древний мир и Средние века[Электронный ресурс]: учебник / Н.А. Крашенинникова и др. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 720 с.

6. Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных странв 2т.Т. 1. Древний мир и Средние века[Электронный ресурс]: учебник / Н.А. Крашенинникова и др. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 720 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран [Текст]: в 2-х т. учеб. пособие для вузов; рекомендовано Мин. образования / ред. Н. А. Крашенинникова; сост.: О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. - М.: Норма: Инфра-М, 2012 - Т.1: Древний мир и Средние века / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 816 с.

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран [Текст]: в 2-х т. учеб. пособие для вузов; рекомендовано Мин. образования / ред., сост. Н. А. Крашенинникова. - М.: Норма: Инфра-М, 2012 - Т.2: Современное государство и право / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 672 с.

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]. В 2-х т. Т. 2. Современное государство и право / отв. ред. и сост. Н. А. Крашенинникова. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 672 с.

4. Шинкаренко, К. И. История государства и права зарубежных стран в схемах [Текст]: учебное пособие / К. И. Шинкаренко. - М.: Проспект, 2011. - 80 с.

5. История государства и права зарубежных стран [Текст]: учебник для вузов; рекомендовано Мин. образования / ред. К. И. Батыр. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2011. - 576 с.

6. Иванов А. А. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А. А. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 343 с.

7. Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных странв 2т.Т. 1. Древний мир и Средние века[Электронный ресурс]: учебник / Н.А. Крашенинникова и др. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 720 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: