СВ. МУЧЕНИК ИУСТИН ФИЛОСОФ





Среди сочинений других апологетов сочинения Иустина Философа несколько выделяются, они имеют большое влияние на развитие святоотеческого богословия.

"Учитель церкви с ревностью и духом апостольским, по страдальческой кончите мученик, -философ по имени и образованию", - так характеризует арх. Филарет Гумилевский. А Барденхевер называет его "образцом христианского апологета".

Сведения о его жизни можно извлечь из его сочинений. Св. Иустин родился около ПО г. в Палестине, в г. Флавиа Неаполис, нынешнем Наблусе, древнем Сихеме, в языческой семье. Еще в ранние годы проявилось в нем стремление к истине и он много учился у философов разных направлений и нашел удовлетворение в философии Платона. К философии Иустин сохранил глубокое уважение, и после принятия христианства и до конца жизни сохранил имя философа, продолжая носить особый плащ - отличие учителей философии того времени.

Иустин был обращен в христианство после встречи и разговора на берегу моря с одним старцем-христианином, как это он сам описал в своем "Разговоре с Трифоном". Мефодий Патарский и Евсевий считали, что старец, обративший Иустина, был "муж апостольский", может быть Поликарп Смирнский (хронологически это возможно).

После своего обращения Иустин, считая себя христианским философом, вел жизнь странствующего учителя, но излагал не платоновскую философию, а христианское учение, называя его единственной истинной философией. В такой проповеди он видел задачу своей жизни: "Всякий, кто может возвещать истину и не возвещает, - говорил он, - будет осужден Богом".

Известно, что он учил в Риме и его учеником был другой апологет - Татиан. В Риме он имел состязание с языческим философом Кресцентом, который затем донес на него. Во время допроса Иустин высказал большое мужество и твердость убеждения в обетованиях о будущей жизни. После бичеваний он был обезглавлен при префекте Юлии Рустике между 165 и 167 гг. Его память совершается 1-го июня.

СОЧИНЕНИЯ ИУСТИНА

Ему приписывалось много сочинений, но из дошедших до настоящего времени признаются подлинными только 1-я и 2-я апологии и "Разговор (диалог) с Трифоном иудеем".

1-я Апология составлена в 1-ой половине 2-го века и адресована была императору Антонину Пию, и его соправителям, сенату и всему народу Римскому. По самому плану или последовательности мыслей эта апология имеет много общего с такого рода апологиями. В 1-ой половине Иустин говорит о несправедливости преследования христиан за одно исповедание или имя: "Одно имя не может представлять разумного основания ни для похвалы, ни для наказания". "Это мы говорим для вашего блага, ибо в нашей воле отречься при допросах, только мы не желаем жить обманом".

"Мы желаем, - говорит он, - вечной и чистой жизни, мы стремимся к пребыванию с Богом, Отцом и Создателем всего мира, и спешим исповедать свою веру... сами признаемся, что мы христиане, хотя - знаем, что всякому, кто признается, предстоит смертная казнь". Это показывает невинность христиан во всех возводимых на них преступлениях.

Затем в апологии следует изложение нравственного учения христиан, в этой части имеется много цитат из Евангелия от Матфея.

Для того чтобы Христа нельзя было отнести к числу других учителей, якобы также творивших различные чудеса, Иустин приводит ряд свидетельств о Христе у ветхозаветных пророков. Эта часть является одним из первых сводов мессианских пророчеств Ветхого Завета.

Здесь же указывается на исполнение пророчеств об иудеях, отвергнувших Христа.

Очень важно описание христианского богослужения в последней части апологии показывающее, что христиане не совершают во время своих собраний нечего противозаконного и преступного.

Также как и в Дидахи, здесь говорится о Крещении и Евхаристии. В отношении к Крещению приводятся слова Спасителя: "Если не родитесь снова, то не войдете в Царство Небесное" (Иоан.3,3). А в отношении к Евхаристии, говорится, что она совершается так, как передали Апостолы "в написанных ими сказаниях, которые называются Евангелиями (интересно отметить, здесь множественное число, что показывает, что со времени составления апологии канонические Евангелия были широко известны), Мы принимаем это (Евхаристию) не так как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье, но... как мы научены, - Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса". Это тоже важное свидетельство правильности церковного понимания Евхаристии (гл.61-67).

Апология заканчивается увещанием императоров не осуждать невинных людей на смерть. "Мы наперед говорим, вам, что не избежите будущего суда Божия, если пребудете в вашей неправде, и мы воскликнем: пусть будет, что Богу угодно".

2-я Апология составлена вскоре после 1-й по частному случаю осуждения в Риме 3-х христиан. Иустин говорит о недопустимости осуждения за одно исповедание и рассматривает еще два вопроса:

А) Почему христиане осуждают самоубийство, но не избегают мученичества - самоубийство противно воле Божией, которая не хочет прекращения рода человеческого, а, напротив, для людей создала мир. Если христиане на допросах не отрицаются от своего имени, то делает по любви к истине.

Б) Почему Бог допускает гонения поклоняющихся ему - нечестивцы при конце мира будут наказаны огнем. Гонения являются как бы доказательством невинности христиан, ибо возбуждаются по козням демонов, а демоны преследовали людей добродетельных. С уверенностью в будущем воздаяние христиане мужественною смертью наглядно показывают, что они не знают пороков жизни. Да будет же стыдно язычникам за то, что они навязывают христианам пороки, которыми страдают сами.

Эта апология заканчивается призывом: "О, если бы вы ради самих себя судили правильно, как того требует благочестие и любомудрие (философия)".

Характерную особенность апологий Св. Иустина составляет их примирительный тон. Автор не бичует пороков языческого общества, не нападает резко на эллинскую философию, напротив, он старается проводить аналогии между христианством. И всем тем, что было лучшего в язычестве. Этим он желает расположить язычников в пользу христиан. Объясняется такой тон тем, что Св. Иустин был человеком благородного умственного склада и тем, что писал тогда, когда еще образованное языческое общество не отвернулось окончательно от христианства.

"Разговор с Трифоном иудеем" по своей форме представляет описание собеседования или диспута между христианином и иудеем. Трудно сделать заключение: представляет ли этот "разговор" описание действительного события, или использовал распространенную литературную форму диалогов для выражения своих мыслей.

Здесь христианин на основании ветхозаветных писаний доказывает иудею, что закон Моисеев уже утратил свое значение, что поклонение Христу не противоречит учению о единстве Божием, что Христос есть Сын Божий, и что христиане являются истинным Израилем, к которому относятся ветхозаветные обетования.

"Разговор с Трифоном иудеем" написан Св. Иустином после первой апологии, которая в нем цитируется, т. е. после 153 г., по - видимому, в царствование того же императора, которому адресована Апология (Антонин Пий умер 161 г.).





Читайте также:
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.052 с.