ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОГО БОГОСЛОВИЯ




Литература предшествующих отделов отличалась лишь практическим характером. Она имела своей целью или религиозно-нравственное назидание Церкви - прямое про­должение апостольской проповеди, или защиту христианства от нападок язычества, или опровержение ересей. Новый отдел церковной литературы характеризуется воз­никновением самостоятельного интереса к научному изучению христианства и систе­матизации его идей. Наряду с апологетическими и полемическими сочинениями теперь появляются литературные труды, посвященные критике и истолкованию библейского текста, философско-богословские трактаты по вопросам космологии, психологии, эсха­тологии, первая система догматики, наконец, учреждаются библиотеки.

Начинаем этот отдел с изучения творения западных писателей Тертуллиана и Киприана. Потом перейдем к Александрийской школе.

ТЕРТУЛЛИАН

Тертуллиан не отец Церкви. Во 2-й половине жизни он уклонился в раскол монтанистов. Но его сочинения, написанные до уклонения, имеют большие достоинства, высоко ценились отдельными Отцами и оказали влияние на развитие западного богословия.

Тертуллиану принадлежит ряд глубоких мыслей и выражений, распространенных и широко известных в наше время:

"Душа по природе Христианка".

«Кровь мучеников - семя христианства».

"Мы явились только вчера, но уже наполняем все: города, крепости, суды, бани, деревни, портики, только храмы ваши оставляем вам".

"Бог - не плохой Художник".

«Дьявол подобен обезьяне».

"Что общего у Христа с Платоном, или у Церкви с Академией".

«Наконец: "Кредо квиа обсурдум эст", выражение, которое часто переводится неправильно, чтобы дать повод для насмешек: «Верю, потому что это нелепо». Правильно было бы перевести: «Верю потому, что это не поддается доказательству». Но это не означает, что предметы веры абсурдны, ведь не могут быть доказаны почти все аксиомы и основные положения в любой философской системе.

Тертуллиан - полное имя Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан, - родился и жил в Карфагене, главном городе римской провинции в северной Африки, завоеванной во П-м в. до Р. X. Население этой провинции представляло собой смешение римских (латинских) колонистов и пунийцев, народа, родственного финикийцам.

Христианство в Северной Африке распространилось из Римской Церкви латинскими миссионерами и имело своеобразный "латинский" характер. Ко времени жизни Тертуялиана здесь имелись десятки, епископов с митрополией в Карфагене.

Тертуллиан родился около 155-160 гг. в семье римского центуриона, язычника, получил юридическое образование, знал греческий язык и был знаком с философией и литературой. Об этом можно заключить по его сочинениям.

В зрелом возрасте обратился в христианство, был женат и состоял пресвитером Карфагенской Церкви. Большое впечатление произвели на него христианские мученики, что способствовало его обращению. По-видимому, был хорошим оратором и диалектиком; придерживался крайних воззрений и резко обличал не только язычество, отрицал значение языческой культуры, но и всякие уклонения в жизни христиан.

Тертуллиан был в Риме, где ознакомился с учением монтанистов. По словам блаж. Иеронима, какая-то обида со стороны римского клира явилась поводом для уклонения его в раскол монтанистов.

Блаж. Иероним свидетельствует, что уклонений от православия в области веры у Тертуллиана не было, и лучше разобравшись в сущности монтанизма, Тертуллиан отошел от раскола и образовал собственную общину. Но нет сведений о возвращении его в общение с Церковью. Скончался около 223 г.

СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

Тертуллиан писал много. Сохранилось до 30-ти его сочинений, написанных каждое по особому поводу. В них проявился характер автора: он всегда спорит и опровергает противников.

Эти сочинения всегда высоко ценили древние авторы (Киприан, Иероним и другие). Архиеп. Филарет Гумилевский полагает, что «при должной осмотрительности все они могут быть употреблены с пользой».

Большинство, богословов - исследователей склонны всю его писательскую деятельность разделять по времени на три периода, а именно:

I - период - принятие им христианства, были написаны следующие апологетические сочинения:

а) "к мученикам";

б) "к народам" - 2 книги;

в)"апологетик";

г) "о свидетельстве души".

II - период - в священстве. Он пишет догматико - полемические сочинения:

а) "о зрелищах";

б) "о молитве"; в)" о крещении";

г) "о терпении";

д) "о покаянии";

е) "об одежде женщин" - 2 книги и т.д.

III- период - разрыв с церковью. Им пишутся сочинения о нравственности:

а) "о бегстве во время гонений";

б) "о единоженстве";

в "о посте";

г) "об экстазе";

д) "о стыдливости";

е) "против Проксея" и др.

По содержанию работы Тертуллина могут быть подразделены на следующие виды:

1) апологетические, написанные против язычников и иудеев;

2) догматико - полемические, направленные против разных современных еретических сект;

3) и нравственно-практические. Рассмотрим их в данной последовательности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: