Монтаистический период (202/3 - 222/3).




5) "О посте" (17 гл. - после 217-18 г.).

В отличие от католиков Тертуллиан требует более продолжительных и строгих постов. Это выражается в трех пунктах:

A) он настаивает, чтобы пост, в среду и пятницу был обязателен и продолжался до вечера; Б) вводит новый двухдневный пост (исключая субботу и воскресение);

B) защищает сухоядение - воздержание от мяса, вина, варева, сочных плодов.

6) "О стыдливости" (рассматривается в отделе таинств) (22 гл. - 222/3 г.). 7)" О единобрачии" (см. в отделе таинств) (17 гл. - после 217-218 г.).

Таким образом, в сочинениях Тертуллиана, имеющих характер нравственных призывов и увещаний, проявляется крайность взглядов, нетерпимость и резкость. Особенно строгими становятся его требования в сочинениях, написанных после уклонения в монтанизм.

"Но, - закончив словами О. Петра Гнедича, - основное положение Тертуллиана было вполне верным. Религия должна быть правилом жизни, а не только философской системой".

БОГОСЛОВИЕ ТЕРТУЛЛИАНА

Труды Тертуллиана своим происхождением обязаны практическим поводам: возникновение гонений, споров дисциплинарного характера, ересей заставляло его браться за перо. Тем не менее, Тертуллиан впервые выразил принципы Западного богословия, богословские формулы, сохранявшие свое значение.

Характер догматического учения Тертуллиана определяет отчасти его полемическими целями, отчасти - влиянием стоической философии, которая сообщила ему материалистический и сенсуалистический оттенок. Стоики признавали материальными не только все сущности, но и все качества. Отсюда в их философии был подробно разработан вопрос о способах соединения различных видов материи. Выработанное ими нашло себе применение в учении Тертуллиана о Троице, душе и Лице Иисуса Христа.

ИСТОЧНИКИ ВЕРОУЧЕНИЯ

Переходя к разбору богословских трудов Тертуллиана, следует, прежде всего, обратить внимание на его защиту и обоснование божественного происхождения христианской религии.

Этому посвящены в особенности его трактаты "Апологетик" и "Против иудеев" написанные им в 199 году. Тертуллиан ставил перед собой цель в полемических трудах обосновать божественность Самого Иисуса Христа.

Для этого он использует три рода доказательств:

1) пророчества Ветхого Завета;

2) чудеса Нового Завета;

3) жизнь самой Церкви.

Ветхий Завет является предисловием к Новому Завету, подготовкой к нему и прозрением его.

Ряд пророчеств Ветхого Завета предсказали будущее явление христианства. Мессианские пророчества о Царстве Христовом Тертуллиан указывает: на 70 седьмин пророка Даниила; об имени Христовом и о Его рождении - на пророка Исайю и там же о страданиях Христа; о Воскресении Его, о призвании язычников и о рассеянии Израиля - пророка Даниила (Даниил 9, 26). Автор обращает внимание иудеев на два ряда пророчеств Ветхого Завета о Христе: одни говорят о Его пришествии в образе раба для страданий за род человеческий, а вторые относятся к будущему Его пришествию во славе. В этом нельзя не заметить влияние Св. Иустина философа ("Диалога с Трифоном Иудеем").

Иудеи, ссылаясь часто на ветхозаветные предсказания, продолжали искать в них другого грядущего мессию, не желая признавать Христа, как Господа и Мессию.

Для большей убедительности своих доказательств Тертуллиан прибегает к текстам Нового Завета, где Господь Иисус Христос изгоняет бесов из людей, исцеляет слепых и прокаженных, управляет стихиями и даже смертью. Наивысшим же чудом является, бесспорно, Воскресение Самого Спасителя.

В лице Христа соединяются оба Завета: к Нему приводят пророчества, и Он Сам приводит в исполнение ожидаемое.

Жизнь самой Церкви также служит апологету убедительным свидетельством истинности христианского вероучения. Христиане являются ежедневными свидетелями изгнания нечистых духов и многих других чудес, совершаемых пастырями Церкви Христовой.

Кроме того, высота нравственного христианского учения и евангельская заповедь о любви - убедительно говорят об истинности нашей веры.

Тертуллиан в полемике с гностиками с незначительными изменениями воспроизводит принципы Иринея. Их положению посвящено сочинение "Да прескрипционибус адвэрус гэрэтикос" ("о давности - против еретиков" - "Прещения - против еретиков"). Архиеп. Филарет полагает, что это сочинение "составляет превосходное опровержение всем еретическим и раскольническим толкам, не исключая протестантов и неологов". Слово "прескрипцио" на языке римских юристов означало такой довод против истца, который, будучи принят судьей, тотчас прекращал процесс и делал излишним обсуждение спорного вопроса по существу. Такой прескрипцией против всех вообще служит их противоречие апостольскому преданию, сохранному Церковью. Раз доказано, что известное учение не согласно с апостольским преданием, этого достаточно, что бы отвергнуть его, не входя в разбор частностей.

Истина сохраняется только в Церкви. Христос получил ее от Бога и вверил Апостолам, а Апостолы предали ее основанным ими Церквям. Поэтому только Церковь обладает апостольским преданием.

В доказательство этого Тертуллиан приводит два соображения.

1. Ручательством апостольского характера церкви служит: во-первых, история возникновения церквей и преемство их епископата: Христос послал на проповедь Апостолов. Апостолы "по всем градам" основали Церкви, от которых семена истины получили, вновь возникшие церкви. Эти последние тоже апостольские церкви, потому что произошли от апостольских. Апостольское предание сохраняется в Церквах, основанных учениками Господа через преславный ряд епископов (Пр. Маркиона, кн. IV, гл.5). Церковь имеет епископские списки и при помощи их может доказать, что первый епископ каждой апостольской церкви поставлен или Апостолами или мужами апостольскими. Так Св. Поликарп Смирнский поставлен Ап. Иоанном, Св. Климент Ап. Петром. Исторический факт преемства епископов служит ручательством неповрежденного сохранения апостольского предания. Но в противоположность Св. Иринею Тертуллиан не приписывает епископам особой харизмы сохранения истины.

Таким образом, истинное учение Христа сохраняется в апостольской Церкви, то в случае возникновения сомнения к ним и нужно обращаться за указаниями.

2. Вторым доказательством не поврежденности предания апостолов, сохраняемого церквями, служит его единство. Все апостольские церкви согласны между собой в основных пунктах вероучения. Это может быть объяснено только единством полученного ими предания. Заблуждение не могло возникнуть везде в одних и тех же формах.

Содержание апостольского предания, сохраняемого церквами, дано в Св. Писании и в Правилах веры. Произволу гностиков противопоставляется канон апостольских писаний.

Но Церковь является хранительницей не только истинного Писания, но и его правильного толкования. Церковь получила от Апостолов неизменное и не подлежащее улучшению Правило веры, ее краткое изложение в виде символа. С точки зрения этого Правила веры и нужно истолковывать Писание. Правило веры приводится Тертуллианом в трех видах и представляет собой апостольский символ, истолкованный в противоеретическом духе.

Только охраняя апостольское предание, непрерывное от самого основания Церкви, можно благословить православие.

Пусть еретики покажут: через кого они получили христианство. Тертуллиан отрицал право еретиков ссылаться на Священное Писание.

УЧЕНИЕ О ДУШЕ

В учении о природе человеческой души Тертуллиан выражает несогласие с материалистическим взглядом древних философов. "Душа имеет невидимое тело, свой облик и три измерения". Эту же точку зрения о природе души позже будут развивать Св. Ириней Лионский и Св. Григорий Нисский.

Но все это не мешает Тертуллиану утверждать простоту души по существу и ее неделимость при множественности ее энергий. Душа - божественна, бессмертна; разумна, однообразна и неделима - пишет он. Ее изменения и развитие связаны с ростом человека.

Смерть есть последствие греха. В ад сходят все души без всякого различия и там находятся до тех пор, пока не воздадут до последнего кодранта.

Тертуллиан учит о том, что плоть после смерти человека не уничтожается, а подвергается изменению и преображению сущности.

Он пишет: "Плоть будет сопровождать душу, как молочная ее сестра".

Сначала он говорит о достоинстве плоти, в самой себе, до соединения ее с душой. Но с того момента как в персть вдыхается дыхание божественной жизни, достоинство плоти еще более увеличивается. От соединения с богоподобной душой она очищается и освящается.

После соединения с душой плоть начинает участвовать во всех действиях души: она соединяется с нею так тесно, что можно усомниться: плоть носит душу или душа - плоть, плоть ли вселяется в душу или душа в плоть. Тертуллиан хочет доказать, что так как вся душевная деятельность человека здесь на земле совершается в связи плотью и под ее влиянием, то закон справедливости требует, чтобы в будущей жизни была ответственна не одна только душа, но и тело, чтобы и оно участвовало или в вечном блаженстве, или в вечных мучениях души.

Свой общий вывод из всего сказанного Тертуллиан выражает следующим образом: "Эта плоть, которую Бог создал по образу Своему, которую оживотворил дыханием жизни по подобию Своего существа, которую поселил во вселенной, чтоб она имела в ней жилище, наслаждалась и обладала всеми тварями; эта плоть, которую облек Он в Свои таинства и удостоил Заповедей Своих, в которой Он любит чистоту, одобряет терпение, вознаграждение страдание: неужели эта самая плоть не воскреснет, принадлежа Богу?

Нет, нет! Да не будет! Прочь от нас мысль, будто Бог предает совершенному разрушению творение рук Своих, предмет Своего попечения, оболочку дыхания Своего, царицу творения Своего, наследницу Своих щедрот, жрицу религии Своей, воина Своей веры, сестру Христову".

В доказательство и объяснение будущего воскресения человеческой плоти Тертуллиан указывает на периодические постоянные возобновления в природе, на постоянный переход от разрушения к восстановлению. Это лучшее место во всей его книге.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: