УЧЕНИЕ О СУЩЕСТВЕ БОЖИЕМ




Тертуллиан - первый из апологетов кто начал серьезно интересоваться догматическим вопросом о Святой Троице. Тертуллиан следовал апологетам: человек может познать Бога, рассматривая свою душу, т. к. "душа по природе христианка", ей присуща некоторая идея о Боге. Но познание в совершенстве Бога для человеческих сил недостижимо.

При всем несовершенстве его богословской терминологии, он дал для запада определяющее направление в богословии. При этом нельзя забывать, что богословские воззрения Тертуллиана основывались в основном на философии стоиков. Стоический натурализм и монизм наложили свой отпечаток на все его богословие.

Тертуллиан разделял учение стоиков о Боге, как некотором "Теле", заполняющем все пространство. По-видимому, это представляет собой неудачную попытку выразить учение о вездесущии Бога.

Материалистическое понимание не только души человека или ангелов, но даже Божественной сущности является продуктом стоического влияния. Тертуллиан пишет, что Бог есть Дух, но тут же спрашивает: "Кто же станет отрицать, что Бог есть тело, следовательно, и страдает, как и человек, однако, он оговаривает, что эти страдания надо понимать не в буквальном смысле".

1) Пытаясь различить Ипостаси Св. Троицы, Тертуллиан рассуждает: "Какая бы ни была сущность Слова, но я объявляю Его особым лицом, и усваиваю Ему имя Сына Божия. Признавая же Сыном, считаю Его существом отличным от Отца. Существует Бог Отец и Бог Сын. Как день не то, что ночь, так Отец не то, что Сын: оба одно и то же быть не могут.

2) Далее он утверждает, что "Отец есть всецелая сущность, а Сын есть истечение, т.е. часть сего целого, и приводит слова Господа: Отец болий Меня есть".

3) Говоря о Св. Духе, он заявляет: "Бог хочет показать третью степень Божества в Параклите по примеру того, как мы показываем вторую степень в Сыне, соблюдая основное начало высшего домостроительства".

4) Единство Божие защищается Тертуллианом вопреки:

1. Политеизму язычников;

2. Дуализму Ермогена;

3. Гностическим системам (особенно против Валентина). Единство сущностей при различии Ипостасей Тертуллиан объясняет на основании слов Спасителя: "Аз и Отец едино есма". Глагол "есма" указывает на множественность, Св. Дух он отождествляет со Словом, говоря: "Дух есть действительно сущность Слова, Слово - действие Духа, и оба они составляют одно. Хотя по сущности они Боги, но не бог "Отец", а как части целого".

5) В заключение надо отметить, что Тертуллиан исповедует Божественность всех трех Лиц, их единосущность, но терминология его допускает многие неточности для правильного понимания ипостасных взаимоотношений. По его понятию Благодать Божия ограничена - если её в одном месте много, то в другом не достает.

6) Бог есть Бог любви и правосудия. Тертуллиан, вопреки Маркиону, доказывает, что правосудие и любовь не только совместны, но и необходимо должны быть присущи одному и тому же Богу. Иначе, как и в первом случае при отрицании единства Божества, - исполнится истинное понятие о Боге, данное в Откровении и вырожденное самой природой человека. "Если благодать неразлучна с правдою, то мечта о Боге, единственно благом, равно как и о Боге, единственно правосудном, уничтожается сама собою. Благодать и правосудие Бога одинаково сияют во всех его творениях" (кн. П, гл., 12).

Учение о Святой Троице высоко оцененное Болотовым, изложено Тертуллианом в сочинении "Против Праксея" (31 гл. -209). Тертуллиан резко возражает против попыток отдельных гностиков (напр., Праксея) исказить православное учение, приписыванием одному Богу явление в разных "модусах" Отца, Сына или Святого Духа.

Раскрывая учение о Святой Троице, он воспроизводит в более редкой форме субординационное ученее апологетов и делает шаг назад сравнительно со Св. Иринеем, учение которого о строгом единстве Лиц Святой Троицы было обусловлено тем, что он боролся только с гностическим разделением Божественного Существа, но не с монархианским слиянием Лиц.

Тертуллиан учит, что один только Бог Отец есть нерожденный и самобытный. Сын происходит от Отца. Прежде сотворения мира Бог был Один. Но в Его внутренней жизни существовала некоторая множественность. Именно Он имел в Себе Самом разум и внутреннее Слово. Для творческой деятельности Бог проявил Свое внутреннее Слово во вне в тот момент, когда произнес первое творческое веление "да будет свет". С этого момента Сын становится, несомненно, отдельною Самостоятельной Личностью.

Таким образом, "как внутреннее Слово Сын Бог вечно существовал в Боге, как Слово произнесенное рождается пред самим созданием мира" (Попов).

Рождение Сына Божия обусловлено целями Откровения. Слово Бога рождается перед самым созданием мира, чтобы быть Творцом и Промыслителем. Необходимость Его посредствующей деятельности вытекает из возвышенности природы Бога Отца. "Отец невидим по причине полноты величия. Сын видим по причине низшей степени Своего производного Существа". Глаз не может смотреть на всю массу солнца, но луч - часть солнца - доступен зрению. Человек не может видеть Бога Отца и не умереть, но ветхозаветные праведники видели Логоса, и не умирали. Здесь мы видим признаки субординационизма. Но с др. стороны Сын Божий есть всемогущий Бог.

Дух Святой происходит от Отца через Сына (Пр. Пр. IV). О Нем ясно говорится как о Третьем Лице. Но как Сын до создания мира существовал в Боге, как Его неотделимое свойство, так Дух, изойдя от Отца вместе с Сыном из Сына в момент создания света, оставался неотделимым свойством последнего до момента ниспослания в Пятидесятницу на Апостолов, и лишь с этого момента Он становится отдельной самостоятельной Ипостасью.

Хотя во взглядах Тертуллиана есть признаки субординационализма, он ясно выражает идею Единства Лиц Святой Троицы: "В Троице нужно различать одну субстанцию и число трех Лиц. Различие не есть различие субстанций, но лиц в этой субстанции". "Бог един, и Отец-Бог, и Сын-Бог, и Дух-Бог". "С таким положением, - говорит Болотов, - можно было твердо стоять против Ария".

"Какое безумие предполагать, будто бы божество разделяется и рассеивается в Сыне и в Святом Духе, тогда как они составляют только вторую и третью ступень и имеют одну сущность с Отцом, нисколько не разделяясь, но рассеиваясь меду бесчисленным множеством Ангелов, не имеющих ничего общего с их сущностью! (Пр. Праксея. Ш).

"Когда я говорю, что Отец истинный, нежели Сын и Дух Святой, то говорю это по необходимости, чтобы дать ответ противникам моим, которые, защищая исключительное единодержавие, смешивают в одном Лице и Отца и Сына и Святого Духа" (Пр. Пр. IX).

Естественная субстанция, начинаясь в Отце, продолжается в Сыне и оканчивается в Духе Святом. Аналогиями, которыми Тертуллиан пользуется для пояснения своей мысли, служат: корень, ствол, плоды; источник, ручей, река; солнце, луч, свет.

Учение о творении изложено в сочинении "Против Ермогена", допускавшего существование вечной материи, приобретающей различные качества под воздействием силы Божией, преобразующей бесконечную материю. Зло и несовершенство мира объяснялось сопротивлением, оказываемой материей творческому воздействию.

Тертуллиан, признавая абсолютность Бога, отрицал совечность Ему материи и излагал библейское учение о творении мира из ничего".

УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

Человек - самое лучшее и совершеннейшее творение Божие. Он владыка и венец всего Видимого мира. Вселенная не была бы внешним обнаружением совершенств Божиих, вполне достойных Бога, если бы не было в ней человека. Только в одном человеке, из всех своих видимых творений, Бог находит Свой образ и подобие. Только один человек, как единственное разумное существо во всем видимом мире, может познавать своего Творца, приближаться к нему, соединяться с Ним. Тертуллиан ставит человека выше Ангелов и по происхождению и по положению в мире. Ангелы, говорит Тертуллиан, - сотворены, как и все прочее силой и всемогуществом творчества Божия, а человек произошел непосредственно из божественного дыхания. Не ангелам, а человеку Бог подчинил Вселенную, и дал владычество над всем видимым миром. Хотя и у ангелов есть свободная воля, но воля человека сильнее воли ангелов, потому что человек может побеждать дьявола, этого падшего ангела. Существо человека состоит из двух частей - души и тела. Обе части - по учению Тертуллиана - так тесно связаны между собой, что ни одна из них в отдельности не может составлять целого человека.

В учении о человеке Тертуллиан, главным образом, обращает взимание на душу, эту высшую и главную сторону человеческого существа, посвящая целый специальный трактат "о душе".

Так как в мире нет ничего не материального, то и душа, по своей природе, есть тело очень тонкое, но имеющее внешний образ и форму, подобные физическому телу. "Дыхание жизни, вдунутое Богом в лице первозданного, во внутренности тела, заполнило все пустоты, сгустилось и заключилось в телесные гусеницы, как в литейную форму". Но, будучи материальной, душа все же остается простой и невидимой. Она не состоит из двух субстанций - души и духа. Субстанция души не состоит из отдельных частей. Она разлита во всем теле, но обнаруживается различно соответственно органам тела, подобно тому, как воздух, выходя чрез разные отверстия флейты, издает различные звуки.

Тертуллиан полемизирует с Платоном, не признавая учения о переселении душ. Все души произошли от души Адама. Души детей происходят от душ родителей тем же путем, каким рож­дается и тело. Рождаясь вместе с телом, душа и возрастает вместе с ним, однако субстанция ее остается неизменной, а лишь постепенно раскрывает свои свойства. Вследствие своего происхождения от Адама через посредство родителей душа наследует извращенность природы прародителей.

Человек обладает свободой, чем и объясняется возможность его падения. Но не вся природа подверглась извращению после падения, поэтому возможно возрождение после искупления.

ХРИСТОЛОГИЯ

Искупление свершилось чрез воплощение Сына Божия. Тертуллиан резко возражает против докетизма. Говорит о девственности рождения Сына Божия, ставшего человеком от Пресвятой Девы Марии: говорит об истинном Его человечестве, употребляя вполне православные термины. Отрицающие действительность воплощения, по его мнению, не понимают истории человечества. Воплощение составляет средоточие этой истории, дает ей высший смысл и единство. Ветхий Завет есть время постепенного схождения Бога к человеку. Все ветхозаветные богоявления есть явления не Отца, но Сына Божия, приближающегося к человеку.

О способе соединения в Иисусе Христе двух природ Тертуллиан учит: "Тот, Кто в Деве воплотился, есть точно Бог... Надобно, несомненно, верить, что Бог, будучи вечен, всегда пребывает неизменен и не терпит никакого превращения... Если же Слово не допускает превращения, то из сего следует, что через воплощение Его надлежит разуметь плоть, которую Оно приняло и явило, и которая была видима и осязаема, будучи подвержена и всем другим чувствам... Слово именуется ясно: Богочеловеком, т.е. и Сыном человеческим и Сыном Божиим, потому что Оно есть вместе и Бог и человек, отличаясь без сомнения в качестве той и другой сущности; ибо Слово есть не что иное, как Бог, а плоть не иное что, как человек... Мы тут видим двойственное естество, соединенное без смешения в одном лице. Видим Самого Бога и вочеловечившегося Иисуса Христа" (Пр. XXVII).

УЧЕНИЕ О ТАИНСТВАХ

Очищающее действие Крещения зависит от нисхождение на воду Святого Духа, проникающего в воду и дающего ей силу смывать грех.

Не следует удивляться, что вода имеет столь великое значение в таинстве крещения: это отчасти объясняется ее свойствами (О Крещении, гл. 2).

Вода с самого начала творения есть элемент наиболее необходимый и жизненный (гл.2).

Вода уже во время творческого акта была освящена Богом (гл.4).

Крещение совершается пресвитером, но в случае нужды его может совершить и мирянин (гл.17).

Крещение едино, но в этом случае, разумеется, лишь истинное крещение, совершаемое в Церкви. Крещение еретиков ничтожно, поэтому обращающихся в Церкви необходимо перекрещивать (15 гл.).

О действии таинств Тертуллиан пишет:

"Хотя крещение бывает внешнее, потому что одно только тело погружается в воду, но действие его совершенно духовное, потому что очищает нас от греха" (гл.6). Ввиду ответственности, налагаемой на человека крещением, Тертуллиан не одобряет крещение детей и советует отлагать его до зрелого возраста (гл. 13-19).

После таинства крещения совершается миропомазание, о котором Тертуллиан говорит так: "После всего возлагают на вас руки, призывая и привлекая к вам Духа Святого, молитвой, сопровождающей сей священный чин. В Ветхом Завете преподано нам на сей счет точное преобразование... Как скоро... наше тело омоется от прежних грехов спасительными водами крещеная, то Святой Дух, сей небесный голубь, снисходит на нас, возвещая нам мир Божий. Он сходит с неба, как некогда голубь исходил с ковчега, знаменующего образ Церкви" (О Крещении. гл.7).

ПОКАЯНИЕ

Домонтанистический взгляд Тертуллиана на покаяние получил свое выражение в сочинении «О покаянии». Грехи омываются, прежде всего, крещением. Совершившие грех после могут войти в Церковь через покаяние. Допускается только одно.

Покаяние состоит во внутреннем раскаянии и во внешнем обнаружении покаянных чувств -в публичном исповедании греха и аскетических лишениях, как наказании, добровольно принимаемом на себя и умилостивляющим гнев Божий.

В монтанистическом сочинении "О стыдливости" иное представление о покаянии.

Тертуллиан разделяет здесь все грехи на две категории. От них разрешает епископ. Грехи, совершенные против Бога - идолослужение, убийство - не могут быть прощены на земле.

Власть отпускать грехи, совершенные против Бога, и принадлежит Богу, а не человеку.

Смертные грехи может прощать только церковь духовная, т.е. харизматики - Апостолы, Пророки - на основании чрезвычайных полномочий и откровений, полученных от Бога.

БРАК

В сочинении о жене, написанном в домонтанистический период, дозволительность второго брака в случае смерти одного из супругов признается, хотя и рекомендуется вдовство.

В монтанистических сочинениях "Увещание к целомудрию" и "О единобрачии" Тертуллиан отрицает второй брак.

СВЯЩЕНСТВО И ЕВХАРИСТИЯ

В сочинениях Тертуллиана дана вся терминология, относящаяся к учению об иерархии, как священстве в собственном смысле. Он часто называет епископов и пресвитеров священниками, часто говорит о жертвах и приношениях. Однако этой терминологии не соответствует учение. Понятие о епископе, как священнике, не раскрыто. Наименование жертвы он усваивал не только Евхаристии, но и молитвам, милостыням и другим подвигам, предпринимаемым для "умилостивления" за грехи против Бога и Евхаристию не ставит в отношение к жертве Голгофской.

ЭСХАТОЛОГИЯ

Ясно выражены признаки хилиазма. Чтобы вознаградить праведных в тех же условиях, в которых они терпели преследования, Христос будет царствовать с ними в течение тысячи лет. Небесный Иерусалим, который теперь находится на небе, спустится на землю. Этот Иерусалим показан в видениях монтанистическим пророкам. Для участия в земном царстве Христа воскреснут праведники, но не все в одно время.

"Отдельные ошибочные мнения Тертуллиана Отцы не считали крупными погрешностями в вере, - пишет проф. П. Гнедич, - и его сочинения оказали значительное влияние на развитие последующего богословия, особенно на Отцов Западной Церкви.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: