II. ДОГМАТИКО-ПОЛЕМИСТИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ




Что касается полемических произведений Тертуллиана, то большая часть их написана в опровержение современных ему гностических систем - сект Маркиона, Валентина и Ермогена - «Против Маркиона» (207-208 г.), "Против Валентина" (207-208 г.) и "Против Ермогена" (до уклонения в монтанизм).

В полемике против гностиков Тертуллиан в основном следует Св. Иринею. "Долой, - говорит он, - все попытки произвести смешенное христианство из стоицизма, платонизма и диалектики". Св. Ириней отвергает пункт за пунктом каждой из рассматриваемых им гностических систем, относится к делу серьезно, разбирает гностическое учение основательно. Тертуллиан же старается высмеять противников. Его книга против Валентина (39 гл.) напоминает сатиру. Всю систему Валентина Тертуллиан называет трагикомедией, состоящей из двух актов. Первый совершается на небе в "божественной плероме" и состоит в происхождении и рождении друг от друга эонов. Второй совершается вне плеромы и состоит в скитаниях и блужданиях зона - Софии Ахамад, в рождении от него Демиурга, в происхождении от него мира и человека и т.д.

В полемике Тертуллиан допускает резкие выражения, но излагает живо и увлекательно.

Замечательнейшим из антигностических сочинений Тертуллиана по богатству содержания и изяществу отделки является "Против Маркиона" (5 книг). В нем Тертуллиан опровергает дуализм Маркиона и противопоставляет ему истинное христианское учение.

Маркион был наиболее опасным еретиком. Тертуллиану пришлось много потрудиться, чтобы обличить вредность его лжеучения. Личность Маркиона - одна из наиболее интересных во П-ом веке. Борьба с ним, как лжеучителем, велась долго и упорно, но не только Тертуллианом, Св. Кириллом Иерусалимским, блаж. Феодоритом, но и самим императором Константином. На западе и на востоке течение маркионитов охватило огромные пространства.

Маркион - сын епископа, родился около 85 года в Понте. Как пишет Св. Ипполит, он был отлучен от церкви своим же отцом - епископом. Маркион много путешествовал по Малой Азии и при встрече со Св. Поликарпом Смирнским. тот воскликнул: "Узнаю тебя, перворожденный сын сатаны".

Позже он пришел в Рим и там основал свою школу и вскоре издал "исправленный" Новый Завет, который в более позднее время был воспроизведен ученым Харнаком. Маркион явился не только ученым - теоретиком, но и создал свою церковь с ее структурой и организацией.

Возникает вопрос о причине успеха еретика Маркиона. Христианство во II-ом веке стояло на распутье: или быть поглощенным еврейской стихией и превратиться в иудейскую секту, или же, соприкоснувшись с эллинизмом, утонуть в море гностических баснословии.

Маркион поставил перед собой сложную задачу: очистить от наслоений иудаизма Новый Завет - с этим он.блестяще справился. Далее - создал новое общество верующих на основании этого исправленного Нового Завета и церковную структуру, где женщинам предоставлялось право совершать Св. Таинства. Аскетическая же жизнь этого организованного общества была на большой высоте, а нравы отличались большой простотой.

Маркион призывал членов своей общины понимать Священное Писание в буквальном смысле, авторитеты неуместны в подтверждении слов Евангелия и не допускались философские обоснования.

В отличие от Ермогена, дуализм Маркиона носит характер спиритуалистический. По Маркиону - зло имеет свое происхождение в духовной сфере, а не в материи, т. е. в ином божестве. Для доказательства этого он использует метод противопоставления двух Заветов: Ветхого и Нового. Бог первого Завета - Бог зла; Бог же второго завета - Бог добра. Тертуллиан призывает Маркиона различать - зло совершившее преступление и зло - карающее это преступление.

Зло, как преступление, имеет своим источником дьявола. Бог же есть только причина наказания этого зла. Первое - есть плод нечестия; второе же - действие правосудия Божия.

Хотя эти сочинения написаны Тертуллианом после разрыва с Церковью, однако, они полезны в разборе богомерзких еретических учений против Бога и Святой Церкви.

Маркион отрицал всякую связь между древним, ветхозаветным миром и новым, христианским. Христианство и иудейство - это две различные, противоположные области, имеющие каждая своего особого владыку - Бога.

У иудеев - Бог мщения и неумолимой строгости, у христиан - кротости и благости.

Эту то дуалистическую теорию и опровергает Тертуллиан в своих пяти книгах "Против Маркиона".

В 1-й книге он доказывает, что существует только один Бог Ветхого и Нового Завета.

Во 2-й книге развивает мысль, что единый и истинный Бог в одно и то же время и благ и правосуден, и что благость и правосудие не являются совершенно противоположными свойствами, как представляет Маркион, приписывая благость исключительно только Богу Нового Завета, а правосудие Богу Ветхого Завета, оба эти свойства необходимо должны быть присущи одному и тому же Богу.

В 3-й книге Тертуллиан доказывает, что Христос ветхозаветных пророчеств есть то же самое лицо, что Христос, родившийся в Новом Завете от Девы Марии.

В 4-й книге с целью доказать единство Ветхого и Нового Завета он сопоставляет Евангелия с разными ветхозаветными книгами.

В 5-й книге с той же целью он сопоставляет послания Ал. Павла с Пятикнижием Моисея.

Очевидно, что первые две книги представляют догматический интерес, последние три -экзегетический.

К числу полемических сочинений Тертуллина против гностиков относится и сочинение "О плоти Христовой". Он написал это сочинение, чтобы доказать (против гностиков и в особенности Маркиона) ту мысль, что' Бог принял на себя истинную душу и истинное тело человека и что божество и человечество в Иисусе Христе внутренне соединились в одну нераздельную и вечную Ипостась.

В сочинении же "Против Ермогена" (45 гл.) в противоположность гностическому лжеучению Ермогена о творении мира из готовой материи, он защищает откровенное учение о творении мира из ничего.

В основу системы учения Ермогена легло учение о совечной Богу материи. Тертуллиан пишет труд, который и называется: "Против Ермогена". Он, опровергая совечность материи, пишет, что только Бог вечен и восхотел своим Всемогуществом сотворить материальный мир, чтобы он участвовал в прославлении Бога. Это особенно важно потому, что совечным с Богом происхождением материального мира человеческий разум вводит элемент принудительности для Бога, лишая Его абсолютности свободы.

Останавливаясь на вопросе о политеизме язычников, (об этом им пишется в книге "Против народов" т.е. язычников), Тертуллиан различает богов, созданных учением философов (стихии мира, планеты), и богов - произведений поэтической фантазии (часто олицетворения пороков и соблазнов), и, наконец, богов народного верования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: