I. АПОЛОГЕТИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ




Во главе апологетических нужно поставить знаменитый "Апологетикус про христианис адверсус гэнтес", - это полная и обстоятельная апология христианства, обращена им, как видно из предисловия к "представителям римской власти" и вообще к высшим правительственным класса римской империи. Написана она в 197 г.

Обвинения Христиан со стороны язычников были двоякого рода: одни - нравственно-религиозного характера, а другие чисто светского. Сообразно с этим защита Христианства должна быть производима двумя способами. Нужно было доказывать, что христиане - не безбожники и не безнравственные люди, напротив, - только их религия есть истинная и святая. С другой стороны - нужно было доказать, что все юридические и политические обвинения несправедливы в самом своем основании. Апологеты II в. касались главным образом первого. Тертуллиан разрушает и все юридические и политические основания религиозной нетерпимости римского правительства в отношении к христианской вере. Этот полурелигиозный, полусветский способ защиты христианства и составляет особенность апологетики Тертуллиана, отличающую ее от других апологетических произведений древности (можно сравнить с "Октавием").

Обратим внимание на одну оригинальную сторону "апологетика", - как Тертуллиан доказывает несправедливость римского правительства в отношении к христианству с точек зрения юридической, политической и общественной.

Прежде всего, он останавливает внимание на государственном законе, который объявлял христианскую веру религией не дозволительной и на который все римские правительственные люди ссылались как на самое главное основание своих гонений и преследований христиан. Тертуллиан этот закон разбирает всесторонне и подвергает его строжайшей критике. Закон несправедлив в самом своем принципе, в существе - вообще, безотносительно к той или другой религии. Этот закон, по словам Тертуллиана, основывается на мнимом праве государства - вмешиваться во внутреннюю, индивидуальную жизнь каждого гражданина и регулировать ее точно так же, как государство регулирует внешнюю общественную жизнь людей.

Если означенный закон вообще несправедлив, безотносительно к той или другой религии, -несправедлив сам по себе, как нарушающий индивидуальную внутреннюю свободу человека, то он еще более несправедлив в приложении к христианству - истинной и божественной религии, учение которой чистое и святое.

После чисто априорных рассуждений Тертуллиан доказывает несправедливость означенного закона на основании фактов истории и жизни.

Затем Тертуллиан обращается к существующей в римской империи юридической практике относительно разных религиозных языческих культов, - к общерелигиозному праву, которым пользуются в империи все религии, исключая христианство. Таким образом, закон, который объявил христианство недозволенным, несправедлив:

1) по существу;

2) в приложении к христианству;

3) против него говорит история его применения;

4) с точки зрения общего религиозного права.

На основании этих соображений Тертуллиан требует его отмены. Но этот закон прилагался к одним христианам, главным образом потому, что над ними тяготели многие обвинения не только нравственно-религиозного, но также политического и общественного характера. Самое важное и тяжелое из этих обвинений, которого одного было достаточно, чтобы осуждать христиан на смерть, было обвинение в оскорблении императора, которого христиане не почитали за Бога.

Нигде: ни в государствах древнего, ни нового мира, верховная политическая власть не стояла так высоко, и оскорбление ее не наказывалось так строго, как в римском государстве.

Как для грека самым высшим божеством была природа и в особенности человек, как самое лучшее выражение и проявление природы, так для римлянина высшим божеством был император. Начиная с Августа (27 г. до н. эры - 14 н. эры) все языческие римские императоры имели свои храмы, своих жрецов и вообще каждый имел свой особенный религиозный культ. И это не было только их личной прихотью, но естественно вытекало из всей политической жизни Рима.

Христиане же считали императора только человеком, и в отказе воздавать божеские почести не видели никакого преступления.

Устраняя обвинение в оскорблении императора, Тертуллиан пишет: "О здравии и благоденствии императоров мы молим Бога предвечного. Бога истинного. Бога живого, у Которого и сами они ищут милости преимущественно пред всеми вообще богами. Могут ли они не знать, что от Него приемлют они и власть и жизнь, что нет иного Бога, кроме Его, что они состоят во власти Его? Итак, в то время как мы, таким образом, молимся, раздирайте тела наши, если угодно железными когтями; пригвождайте нас к кресту; повергайте в огонь; обнажайте меч против нас; бросайте нас в снедь зверям; молящийся христианин готов все претерпеть. Спешите, ревностные правители, исторгать жизнь у тех людей, которые проводят ее в молитвах за императоров. Стало быть, преступление наше одно, а именно, что мы соблюдаем правду и верность Богу" (Апол. XXX).

"Кто именует императора Богом, тот отьемлет у него звание императора: он не может быть императором, не будучи человеком" (Апол. ХХХШ).

Таким образом, то, в чем видят оскорбление величества, христиане ставят себе в заслугу. Они смотрят на императора не как на владыку духовного, божественного, но только как на властелина светского, политического. Они оказывают ему любовь, верность и преданность. К этому их обязывает, прежде всего, общий закон их религии - любить всякого вообще человека, без различия звания и состояния.

"Мы христиане делаем добро без лицеприятия каждому, потому что делаем его особенно для себя, не имея в виду похвалы, ни награды от людей. Воздаятель наш один Бог, поставивший нам в закон общую ко всем без исключения любовь. Мы одинаковы как к императору, так и ко всем людям, с которыми находимся в сношении. Нам запрещено кому бы то ни было делать зло или желать его; запрещено даже говорить и мыслить о нем. Что не позволено нам против императора, то не позволено и против всякого другого: а что не позволено против всякого другого, то еще менее позволено против того, кого Бог столь высоко вознес" (Апол. XXXVI).

Таким образом, христиане питают почтение к правителю уже по религиозным убеждениям. Христиане обязаны к этому и по гражданским побуждениям. В связи с этим Тертуллиан опровергает обвинения в том, что будто бы христиане являются нарушителями общественного спокойствия, и вынашивают замыслы против целости и благосостояния римского государства.

От защиты Тертуллиан переходит к нападению и показывает непоследовательность, как самого язычества, так и языческих рассуждений о христианстве. "Ненависть к имени христианскому у большей части людей так слепа, что они, даже и хваля христианина, вменяют ему в преступление имя его. Кай, говорит один, хотя добродетельный человек, но христианин. Удивительно, говорит другой, что такой умный человек, как Луций, сделался вдруг христианином. Никто не замечает, что Кай потому добродетелен, и Луций потому умен, что они христиане, или же, что они сделались христианами потому, что были добродетельны и умны (Апол. 1.III.С.10).

Кроме "Апологетикус", в защиту христиан от нападений язычников, Тертуллиан написал еще 3 трактата;

1) "Две книги к народам" (197г.) - содержит философскую защиту христианства и желчные нападки на язычество. Сходны с Апологетикой (текст см. Т.К.Д. А. 1876, с. 30-36,277-308).

2) "О свидетельстве души" (197) - душе присуща идея единого, справедливого и благого Бога.

3) "К Скапуле" (213) - адресовано проконсулу Африки. Говорит о гневе Божием, постигшем гонителей христианства.

Значение этих произведений сводится к тем же чертам, которые были указаны при анализе его главного апологетического труда.

Против иудеев Тертуллиан написал трактат "Адвериуо юдэус". Это произведение, интересное само по себе, однако, не представляет ничего особенного сравнительно с подобными произведениями других христианских апологетов предшествующего времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: