Введение
На автомобиле ВАЗ 2110 установлена двухвальная пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 1,2,3 и 4 передачах. В данном курсовом проекте предлагается заменить неразборный первичный вал на сборочную единицу. В частности установить (напрессовать) съемные венцы на шестерни 2, 3 и 4 передачи, заменить материал первичного вала.
Данное нововведение позволит нам увеличить ресурс коробки передач в целом, снизить себестоимость ремонта в случае выхода из строя любой из шестерен 2, 3 или 4 передачи.
Расчет выполнен на основании ГОСТ 1643-81 в частности, проведен расчет на контактную и изгибную выносливость, а так же расчет винтового соединения позволяющие подтвердить целесообразность данного нововведения.
Исходные данные
сборочный вал винтовой соединение
Крутящий момент двигателя Mкр. дв. = 103,9 Н·м
Передаточные числа коробки передач:
i1 = 3.6362 = 1.953 = 1.3574 = 0.9415 = 0.789
Модуль зацепления m = 2.5 мм.
Числа зубьев шестерен коробки передач:
Таблица 1.1 Числа зубьев шестерен коробки передач
I | II | III | IV | V | |
Z1 | |||||
Z2 |
Проверка передаточных отношений:
i1 = Z2/ Z1 = 3.6362 = Z2/ Z1 = 1.953 = Z2/ Z1 = 1.3574 = Z2/ Z1 = 0.9415 = Z2/ Z1 = 0.789
Передаточные отношения проверяем по ГОСТ 2185-66
Условие вхождения зубьев в зацепление:
передача 2 (Z1 + Z2) / 2 = 2 (12 + 43) / 2 =55 - целое число
передача 2 (Z1 + Z2) / 2 = 2 (20 + 40) / 2 =60 - целое число
передача 2 (Z1 + Z2) / 2 = 2 (25 + 35) / 2 =60 - целое число
передача 2 (Z1 + Z2) / 2 = 2 (35 + 33) / 2 =68 - целое число
передача 2 (Z1 + Z2) / 2 = 2 (40 + 32) / 2 =72 - целое число
Целое число - условие выполняется
Принимаем коэффициент смешения Х1 и Х2 равными 0.
Угол наклона зубьев b = 0.
Степень точности передачи по ГОСТ 1643-81 выбираем равной 7
|
Шероховатость поверхности по ГОСТ 2789-73 Ra= 2
Циклограмма нагружения:
Т1 = Mкр. дв = 103,9 Н·м
Материалы
Марка стали и режимы улучшения шестерен коробки передач:
Ведущая шестерня - Z1
Ведомая шестерня (колесо) - Z2
Таблица 2.1 Марка стали и режимы улучшения шестерен коробки передач
Ведущая шестерня (Z1) | Ведомая шестерня (Z2) | |
Марка стали | 40ХН | 25ХГМ |
Режим улучшения | Нитроцементация хромомарганцевой стали с молибденом с закалкой с нитроцементационного нагрева. | Закалка при нагреве ТВЧ. Закаленный слой повторяет очертания впадин. |
Толщина упрочненного слоя:
ht1 = 0,8 … 1,1 мм.
Твердость поверхности зуба:
HО1 = 58 HRCЭ, HО2 = 50 HRCЭ
Твердость сердцевины зуба:
HК1 = 300 HV, HК2 = 300 HV
Предел текучести:
sT1 = 1000 мПа.
sT2 = 900 мПа.
Определение геометрических и кинематических параметров
Делительный угол профиля в торцевом сечении:
at=arc tg = arc tg = 20˚
Угол зацепления:
Межосевое состояние:
мм.
Делительные диаметры:
Диаметры вершин зубьев:
Диаметры впадин зубьев:
Ширина шестерен:
b = Шba ·aw=16 мм
Углы профиля зуба в точках на окружностях вершин:
Aa1=arc cos =arc cos =36,8 єa2=arc cos =arc cos =26,1 є
Составляющие коэффициента торцевого перекрытия:
еa1= = =0,73
еa2= = =0,86
Коэффициент торцевого перекрытия:
еa = еa1+еa2 = 0,73+0,86 = 1,59
Основной шаг:
Px = Пm = 3,14·2,5 = 7,85 мм.
Коэффициент основного перекрытия:
ев= = =2
Суммарный коэффициент перекрытия:
ег = еa+ев = 1,59+2 = 3,59
Эквивалентные числа зубьев:
|
Zх1= = =12
Zх2 = = = 43
Окружная скорость:
х = = = 0,28 с-1
Расчет на контактную выносливость
Коэффициент, учитывающий механические свойства сопряженных зубчатых колес:
Для стальных зубчатых колес ZE = 190
Коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления:
Коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий:
при
Окружная сила:
Н м
Коэффициент, учитывающий внешние динамические нагрузки:
По ГОСТ 21354-87 с учетом внешних нагрузок принимаем Ка = 1
Проверка на резонансную зону:
Это свидетельствует, что резонансная зона далеко и расчет можно проводить по основной формуле:
Коэффициент, учитывающий влияние проявлениях погрешности зацепления на динамическую нагрузку:
По ГОСТ 21354-87 при твердости и для косозубых шестерен выбирают дh=0,004
Коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса:
Для степени точности по нормам плавности при модуле m = 2,5
Go = 47
Удельная окружная динамическая сила:
Н м
Динамическая добавка:
сборочный вал винтовой соединение
Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении:
Допуск на погрешность направлений зуба:
По ГОСТ 1643-81 для 7-й степени точности по нормам контакта при ширине зубчатого венца b=16 мм
Отклонение положения контактных линий вследствии погрешности изготовителя:
Фактическое отклонение положения контактных линий в начальный период работы передачи:
|
Удельная нормальная жёсткость пары зубьев:
при X1=0 и X2=0
C1=14.6
Коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии в начальный период работ передачи:
K0нb=1+
Коэффициент, учитывающий приработку зубьев:
КHw=
Коэффициент, учитывающий неравность распределения нагрузки по длине контрольных линий:
КHb=1+(Кн0b-1) КHw =1+(1.002-1) 0.614 =1.0012
Средняя удельная торцевая жёсткость зубьев пары зубчатых колёс:
C =c1 (0.75ea+0.25)=14.6 (0,75·2+0.25) =30.97
Предельное отклонение шага зацепления по ГОСТ 1643-81 для 7й степени точности по нормам плавности при m = 2.5 мм. и соответственно делительных диаметрах d1=30 мм. и d2=107.5 мм.:
fpb1=18
fpb2=18
Предел контактной выносливости:
dнlim2 = 17HHRCэ+20=17·50+200 =1050 мПа.
Уменьшение погрешности шага зацепления в результате приработки:
Ya1 = 0.075fpb1 = 1.35
Ya2 = fpb2 = 18 = 2.7= = = 2.025
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями:
При e >2
KHa=0.9+0.4
Коэффициент нагрузки:
Kн=КA КHV KHв КH2=11·1·1.02 = 1.02
Контактное напряжение при KH =1 мПа.:
dн0=ZеZнZе
Расчётное контактное напряжение:
dн=dно мПа.
Предел контактной выносливости:
Для цементованной шестерни
dнlim1 = 23 ННRCэ = 23·59 = 1360
Для колеса закаленного с нагревом ТВЧ
dнlim2 = 17 HHRCэ+200 = 17·50+200 = 1050
Коэффициент запаса прочности:
Для шестерни и колеса с поверхностным упрочнением зубьев принимаем
и
Базовые числа циклов напряжений, соответствующие пределу выносливости:
так как
то
Суммарное число циклов напряжений:
Коэффициент долговечности:
Коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей зубьев:
При шероховатости поверхности с Ra=2 мкм
ZR = 0,95
Коэффициент, учитывающий окружную скорость при H>350 HV:
Коэффициент, учитывающий влияние смазки:
Коэффициент, учитывающий размер зубчатого колеса
Поскольку и , то
Допускаемые контактные напряжения зубчатых колес:
мПа.
мПа.
Допускаемое контактное напряжение передачи:
,5 (1190+960)=1075 мПа.
,25 =1,25·960=1200 мПа.
В качестве принимают меньшее из этих двух значений
т.е. мПа.
Сопоставление расчетного и допускаемого напряжений:
,
следовательно, обеспечена усталостная выносливость по контакту.