Классификация интерактивных методов
Дискуссионные методы
Результаты применения:
· Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей.
· Осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу.
· Формирование уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов.
· Развитие умений осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, формулировать вопросы, вести полемику.
· Развитие умения работать в группе.
· Развитие умения выступать публично.
| Метод
| Суть метода, технологии
| Круглый стол
| Обсуждение проблемы ведется группами учащихся, но обмен мнениями происходит не только между группами (или внутри одной группы), но и с аудиторией. Это удобный формат для проведения дискуссий или обмена мнениями, который организуется для небольшого количества людей. Его цель - предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо чётко разграничить разные позиции сторон
| Сократовская дискуссия
| Тактической целью является приведение оппонента к противоречию с самим собой. Искусно задаваемыми вопросами оппонент заводится в смысловой тупик, парадокс. То есть такая дискуссия – это раскрытие противоречия в первоначальном мнении оппонента устами самого оппонента. Ведущий дискуссию делает это с помощью последовательно задаваемых системных вопросов. Следующим шагом становится преодоление противоречий с целью поиска истины.
| Панельная дискуссия
| Намеченная проблема обсуждается первоначально в рамках небольшой группы (4-6 человек), а затем ее участники кратко излагают свои позиции всему классу.
| Форум
| Эта форма сходна с предыдущей. Отличие состоит в том, что группа не просто излагает свои позиции, а вступает в обмен мнениями с аудиторией.
| Симпозиум
| Форма, предполагающая выступление с заранее подготовленными сообщениями, отражающими их позиции по неоднозначному (или спорному) сюжету. После заслушивания сообщений аудитория задает докладчикам вопросы.
| Дебаты
| Заявляются две различные, а часто противоположные, точки зрения - каждую выдвигает и отстаивает одна из групп учащихся.
| «Займи позицию»
| Метод является разновидностью предыдущего.
Основан на использовании учителем двух и более выводов на одну тему, которые имеют схожие черты. Это дает возможность учащимся высказывать собственную точку зрения по данному вопросу и в конце урока оценить усвоение темы. Можно произвольно выбрать из состава класса несколько участников и дать возможность обосновать свою позицию. После высказываний разных точек зрения, нужно уточнить, не изменил ли кто-нибудь свое мнение, а если изменил, то обязательно обосновать причины.
| Подиум-дискуссия
| Правила: 1) вопрос, вынесенный на обсуждение не должен иметь однозначного ответа; 2) тему дискуссии заранее знают только ведущий, оппоненты и эксперты; 3) роли оппонентов распределяются по жеребьевке и заранее, чтобы у них было время на подготовку; в ролях оппонентов важно не свое мнение, а умение искать аргументы и отстаивать даже ту точку зрения, с которой не согласен (это тоже толерантность), выстраивать цепь доводов; 4) в игре участвуют – 2 сторонника противоположных точек зрения, независимые эксперты; 5) оценивается не содержание выступлений и не «хорошо-плохо», а стратегия ведения дискуссии оппонентами и аудиторией; 6) каждому из участников предоставляется право задать вопросы оппонентам, экспертам, а потом – «свободный микрофон», чтобы высказать свое мнение; 7) итоги дискуссии подводят независимые эксперты.
| Аквариум
| Группа детей по выбору учителя садятся в центр круга, образуя «аквариум с рыбками». Они демонстрируют выполнение какого-то задания в группе. Остальные дети внимательно следят за работой «рыбок», но не вмешиваются, им мешает «стекло». Только по завершению работы в «аквариуме» наблюдавшим разрешается высказаться.
| Метод-ПРЕСС
| Этот метод помогает научиться находить веские аргументы и формулировать свое мнение относительно спорного вопроса. Этапы метода:
· Высказываем свое мнение: «Я считаю...»
· Объясняем причину такой точки зрения: «Потому что...»
· Приводим пример дополнительных аргументов в поддержку своей позиции: «...Например...»
· Обобщаем, формулируются выводы: «Итак...», «Таким образом...»
|
Игровые методы
Результаты применения:
· Обеспечение условий для развития воображение и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие.
· Развитие умения ориентироваться в собственных чувствах и формирование навыков их культурного выражения.
· Обеспечение ученику возможности включаться в коллективную деятельность и общение.
| Метод
| Суть метода, технологии
| Ролевая игра
| Учащимся предлагается инсценировать определенный сюжет. При этом допускается драматизация с внесением определенных изменений, если этого требует задание. Учитель распределяет роли, участники действуют в соответствии с предложенной ситуацией.
| Драматизация
| Члены группы получают определенные роли на основе какой-то истории. Каждый герой драмы проигрывает свою роль, связывая ее с жизненной ситуацией. При этом он демонстрирует собственное представление о роли. Роль четко не прописана и предполагает импровизированные действия. Герой не связан жесткими правилами и дает волю своим чувствам. Другие члены группы выступают партнерами главного действующего лица (или выполняют роли на основе общего сценария).
| Деловая игра
| Деловая игра имитирует реальную жизнь. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить. Обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.
| Суд
| Моделируется ситуация судебного разбирательства с участием всех предусмотренных законом сторон. Каждый участник должен вести себя так, как того требует отведенная ему должность, «адвокат»- защищать, «судья» – вести заседание и выносить приговор, «свидетели»-свидетельствовать и т.д.
| Методы организации мыследеятельности
Результаты применения:
· Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей.
· Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей.
· Развитие навыка самостоятельного поиска решения, привлечения информации из разных областей и источников.
· Развитие умения работать в группе.
· Развитие способности продуцировать множество решений.
· Развитие умения выступать публично.
· Обеспечение подготовки учеников к последующей научной деятельности.
| Метод
| Суть метода, технологии
| Мозговой штурм
| Метод дает возможность проявления собственных представлений и творчества, которые достигаются путем высказывания мыслей всех участников, помогает найти несколько решений по конкретной проблеме. Главное: сформулировать проблему, которую необходимо решить и способствовать выдвижению новых идей, предупреждая насмешки и комментарии, принимая все, даже абсурдные. После этого происходит обсуждение и оценивание интересных идей.
| Метод Дельфи
| Предусматривает индивидуальное генерирование идей и их публичную защиту.
| Мыслерешето
| В соответствии с этим методом процедура начинается с письменного оформления индивидуальных предложений, желаний, идей каждого участника. Затем следует их «просеивание» в малых группах, то есть фиксация и генерация предложений, представляющих общий интерес для всех членов группы, оформление сводных предложений, их представление на общее обсуждение, комментирование и дополнение, сравнительное оценивание с целью выработки наилучшего варианта и, наконец, дополнение этого варианта наиболее ценными дополнениями других групп.
| Дерево ответов (дерево решений)
| На доске цветными мелками (или на плакате маркерами) выполняется силуэт дерева без листьев. На ветках дерева учитель записывает варианты гипотез или решений по определенной проблеме.
| Обучение в парах
| Алгоритм действия:
1. Обучающимся предлагаются задания, задаётся вопрос. Даётся 1-2 минуты для обдумывания возможных ответов или решений.
2. Обучающиеся (или педагог) решают, кто будет выражать мысли первым и обсуждают свои идеи друг с другом. Они должны достичь согласия относительно ответа или решения.
3. По истечению времени на обсуждение, каждая пара представляет результаты работы, обменивается своими идеями и аргументами со всем классом.
| Интерактивная лекция
| Интерактивный лекционный формат характеризуется высокой степенью гибкости, которая достигается постоянным отслеживанием реакций участников и переключений с режима пассивной лекции в режим активного участия.
| Пресс-конференция
| Ученики самостоятельно индивидуально или в группах готовят вопросы по теме обсуждения. В роли отвечающего выступает один из учеников по желанию или по предложению учителя.
| Незаконченное предложение
| Педагог предлагает обучающимся записать в тетради начало фразы (в соответствии с темой занятия, например, «Основная мысль этого произведения заключается в следующем:….»). Фразу необходимо завершить в течение 2 мин, раскрыв свой смысл, и записав в тетрадь. По истечении 2 мин, педагог предлагает 2 – 3 обучающимся выполнять функции экспертной группы: кратко зафиксировать все неповторяющиеся смыслы-варианты и по ходу обобщить их, выделив то общее, что их объединяет.
| Чтение с пометками
| Перед прочтением ученики получают установку: делать по ходу чтения определенные отметки в тексте, заранее согласованные (например:! стоит обсудить,? не все понятно, нужно задать вопрос; + согласен; – не согласен и др.)
|
Методы организации творческой деятельности
Результаты применения:
· Обеспечение условий для развития интеллектуально-творческих способностей.
· Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей.
· Создание условий для формирования целостного восприятия мира в единстве чувственных и конкретных представлений.
| Метод
| Суть метода, технологии
| Метод символического видения
| Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом.
| Метод сравнения версий
| Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие учёные, философы, богословы и т.д.
| Метод «Если бы…»
| Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдёт, если в мире что-то изменится.
| Метод ключевых слов
| Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом.
| Метод вживания
| Посредством чувственно – образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
| Метод конструирования вопросов
| Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту.
| Метод смысловых ассоциаций
| Предлагается назвать ассоциации, связанные с определенным объектом.
|
Методы рефлексии
Результаты применения:
· Обеспечение условий для развития универсальных рефлексивных умений.
· Обеспечение педагогической поддержки каждого обучающегося.
· Обеспечение взаимопонимания и согласованности действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации.
· Обеспечение стабилизации и гармонизации эмоционального мира ученика, мобилизации волевого потенциала.
| Метод
| Суть метода, технологии
| Ключевое слово
| Ученикам предлагается на маленьких листочках написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося дела, взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия. Потом учитель собирает листочки с записанными на них ключевыми словами. После этого учителем или кем-то из учеников проводится краткий анализ полученных результатов.
| Рефлексивный экран
| Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я научился…
У меня получилось…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Расскажу дома, что …
| Синквейн
| В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – 1 – 2 ключевых слова, определяющих содержание синквейна;
2-я строка –2 прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.
| Метод пяти пальцев
| Ученику нужно перечислить, загибая по очереди пальцы, следующие моменты:
М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние?
| Корзина мнений
| Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
| Ступени
| С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка
| Плюс – минус – интересно
| Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на "+”, "–”, "?” или индивидуально письменно. В графу "+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу "–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу "?” учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
| Экспертная комиссия
| В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.
|
|
Поиск по сайту:
|