Тема: Сценический бой, пощечины и сценическое падение.
Цель: Создание условий для формирования навыков методически грамотного и безопасного падения (на бок, на спину, парное падение).
Освоение умений и навыков актерского мастерства через театральные этюды с использование театрального боя
Задачи:
формирование ответственности за партнера в коллективной актерской работе, дать основные теоретические знания по теме «театральный бой »;
развитие ловкости, координации движений, навыков групировки при падении, научить обучающихся пощечинам и сценическому бою;
формирование знаний о методике безопасного сценического падения, дать основные теоретические знания по теме «Сценический бой, падение и пощечины ».
Ход занятий.
Основы сценического движения. Сценические падения
Добрый день ребята, сегодня у нас с вами очень интересное занятие и сама тема нам расскажет чем мы будем сегодня заниматься. Итак, «Сценический бой, падение и пощечины ». Пожалуй начнем с разминки:
1. Шаг на месте
2. Бег на месте
3. Наклоны назад, вперед, в лево в право.
4. Прыжки на месте,
Теперь когда наши мышцы разогреты мы переходим к практике.
На сцене актерам иногда приходится изображать падающего человека. Это бывает, когда надо сыграть обморок, потерю сознания от нервного потрясения, от удара, наконец в случае поражения каким-нибудь оружием или внезапной смерти. Бывают и эпизоды, когда герою приходится падать нарочно, чтобы спастись от внезапной опасности.
Обстоятельства, при которых возникают падения, так многообразны, что нет возможности подготовить технику на все случаи, но можно создать и освоить типичные схемы выполнения различных падений. Эти схемы позволят актерам падать на сцене безопасно и в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами.
|
Существует два основных биомеханических принципа падений. Первый состоит в том, что мускулатура тела постепенно расслабляется, — так бывает при потере сознания. Второй состоит в том, что тело падает напряженно, как бывает от воздействий внешнего характера, например от внезапного сильного толчка; мускулатура в этом случае напрягается, так как падающий хочет удержаться на ногах.
Вторая схема не представляет больших трудностей в сценическом выполнении: в ней можно пользоваться разнообразными физическими приспособлениями — приземлением на руки, поворотами, увертками, т. е. техникой, применяемой акробатами. В этих падениях не надо скрывать от зрителя мышечное напряжение, ибо в нем заложено действие сопротивления.
Играть падение от потери сознания гораздо труднее. Техника таких падений требует высокой организации движений, в то же время такое падение должно выглядеть совершенно неорганизованно. Только тщательно отработанная техника позволит актеру сыграть это падение безопасно, однако зритель не должен видеть этой техники. Основной принцип обеспечения безопасности в том, чтобы приземляться только на мягкие части тела, беречь от ударов и сотрясений голову, крестец, колени, локти. По существу, все виды сценических падений первого типа являются выполнением последовательных движений, при которых тело организованно укладывается на пол, но выполняются эти движения столь быстро, что зрителю кажется, будто человек не лег, а упал.
|
Предлагаемые пособием схемы падений создают как бы эталон того, как надо падать, вырабатывают навыки верного приземления. Полезно, если в сценах рукопашных или фехтовальных схваток будут падения от «ран». Такие падения должны быть сыграны импровизированно, но при этом совершенно безопасно. Это возможно, если учащиеся сумеют использовать безопасные приземления, оттренированные на предыдущих уроках.
Упражнение. Падение «вперед согнувшись».
а) Подготовительное упражнение. Исходное положение: построение группы «стайкой»; стопы поставлены параллельно на расстоянии 10—15 см одна от другой, руки подняты, пальцы
сцеплены, как будто они держат нож, тело прямое (рис. 39, а).
Техника исполнения. На «раз» — ударить себя воображаемым ножом в живот и сразу согнуть туловище и колени — наклонить голову вперед, приподнявшись на носках (рис. 39, б). На
«два» — повернуть правую стопу носком влево, так, чтобы пятка вышла вперед; одновременно туловище наклонить еще больше (рис. 39, в). Как только тело начнет падать вперед, выпрямиться, удерживаясь от падения. Повторить несколько раз. Методические указания. Педагог поясняет, что поворот пятки правой ноги вперед при доследующем падении создает возможность приземления на наружную сторону голени (икроножной мышцы). В момент, когда тело начнет падать, обе руки, согнутые в локтях и прижатые к животу, должны передвинуться влево. Это предохранит от ушиба правую руку.
б) Основное упражнение. Построить группу шеренгами перед матами. Предложить учащимся выполнить задание предыдущего упражнения, но продолжать падение. Для этого надо, расслабляя мускулатуру, последовательно положить на мат правую пятку, икроножную мышцу с наружной стороны, бедро, таз, бок, затем плечо и, наконец, голову (рис. 39, г, д).
|
Методические указания. Чем плавнее совершается переход из одного положения в другое, тем безопаснее падение. Иногда учащиеся совершают ошибку: поворачиваются влево больше чем на 90° и оказываются почти спиной к мату. Естественно, что в этом положении они не могут коснуться мата сначала икроножной мышцей и бедром, а сразу садятся на мат. Это опасно, так как можно сильно удариться крестцом, особенно на сцене, где придется падать на непокрытый пол. Кроме того, со стороны такое приземление.выглядит не падением, а «усаживанием».
Если падение происходит при мгновенной потере сознания, то оно должно проходить именно так, как описано выше. Если же сознание не потеряно, то перед падением должна быть сыграна борьба за жизнь: после удара ножом в живот надо выпрямиться (в это время воображаемый нож выпадает из рук); выпрямление может быть дополнено подниманием на носки. Затем, поворачивая правую пятку вперед, выполнить технику падения, которая была описана выше. Все эти движения выполняются последовательно и непрерывно, без пауз. Таким образом, в падении от удара ножом в живот можно, наблюдать как бы волну в движении туловища: вниз (удар), вверх (герой борется за жизнь) и снова вниз (собственно падение).
Упражнение. Падение «скручиваясь».
а) Первое подготовительное упражнение. Исходное положение: встать на правый передний угол мата так, чтобы его площадь оказалась за спиной. Присесть «а носках, развернув колени, ладони положить на колени, локти широко раздвинуть в стороны, спину вытянуть, голову опустить, мускулатуру напрячь (рис. 40, а). Техника исполнения. Не меняя этого положения тела, упасть, назад на левый бок, последовательно укладывая на мат левую сторону голени, бедро, бок и левое плечо (рис. 40, б).
Затем встать и отойти в сторону.
б) Второе подготовительное упражнение. Исходное положение то же, что в упражнении «а», но прямая левая рука поднята вверх и развернута ладонью влево-назад. Техника исполнения.
Выполнить упражнение «а», но левая ладонь должна коснуться мата на мгновение раньше, чем плечо. Левая рука должна быть прямой, иначе возникнет опасность удара локтем о пол.
в) Третье подготовительное упражнение. Исходное положение: встать рядом с левым ближайшим углом Мата; принять положение, удобное для нанесения удара правая нога впереди, левая сзади, обе ноги чуть согнуты в коленях, колени развернуты; правая рука приготовлена для удара в лицо. Техника исполнения. По команде «В лицо бей!» вытянуть правую руку вперед и сделать выпад правой ногой, нанося воображаемому партнеру удар кулаком в лицо (рис. 41, а). Партнер: защищаясь, в ответ бьет нападающего воображаемым ножом в грудь. Поскольку партнер тоже воображаемый, надо вместо него ударить самого себя правой рукой по груди слева; одновременно поднять левую руку вверх, развернув ее ладонь влево-назад и оставаясь при этом на выпаде, т. е. правая нога согнута в колене, а левая прямая (рис. 41, б). От этого удара «ножом в сердце» туловище начинает закручиваться влево-назад, поворачиваясь на 180°, левым боком к мату. Левая нога слегка согнута, а левая рука поднята с развернутой назад ладонью.
г) Основное упражнение. Выполнить задание третьего подготовительного упражнения. После поворота на 180° учащийся окажется левым боком к мату. Упасть, повернув левую стопу на внешний свод и укладывая на мат сначала наружную сторону икроножной мышцы левой ноги, затем бедро, таз, левый бок; левая рука вытянута в сторону — вверх ладонью, развернутой назад; ладонь левой руки должна коснуться мата на мгновение раньше левого плеча (рис. 41, в). Это необходимо, чтобы смягчить приземление и предохранить голову от ушиба. После приземления правая нога оказывается сзади; в результате инерции от падения тела она перебрасывается вперед через лежащую на мате левую ногу, упираясь носком в мат (рис. 41 г).
Это предохраняет колено и стопу правой ноги. Происходит это движение на мгновение позже приземления на бок. В момент падения опустить голову на левое плечо, одновременно расслабляя мышцы туловища, рук и ног (тем самым подчеркивается безжизненность упавшего человека).
Упражнение. Падение «вперед через голову».
а) Первое подготовительное упражнение. Исходное положение: построение «стайкой»; сесть на пол, вытянув ноги вперед, пятки сомкнуть. Техника исполнения. Согнуть левую ногу в колене, стопу поставить на пол рядом с коленом правой (прямой) ноги. Отвести левое колено в сторону (влево), положить бедро на пол, при этом пятку левой ноги подсунуть под колено правой ноги. Затем лечь на спину. Лежа на спине, поднять ноги вверх (правая нога прямая, а левая согнута); опустить ноги в этом же положении на пол.
б) Второе подготовительное упражнение. Положить поперек зала несколько матов. Построиться шеренгами. Исходное положение: подойти к мату, присесть, положить ладони на мат. Техника исполнения. Сделать акробатический кувырок вперед, но в конце его лечь на спину, плавно опуская ноги, причем левая нога должна быть согнута, а правая — прямая.
в) Третье подготовительное упражнение. Отойти от мата на один шаг. Сделать небольшой выпад правой ногой вперед, повернув носок правой стопы влево (т. е. поставив ногу «косолапо»), и одновременно положить правую ладонь на мат, повернув пальцы влево. Прижав подбородок к груди, перенести вес тела вперед на правую ногу и правую руку (рис. 42, а).Это положение — исходная поза перед кувырком. Кувыркаться не надо — выпрямиться. Повторить упражнение еще раз.
г) Основное упражнение. Выполнить задание третьего подготовительного упражнения и в тот момент, когда вес тела переносится на правую руку и правую ногу, а подбородок прижат к груди, оттолкнуться ногами и сделать кувырок вперед, опираясь только на правую руку (рис. 42, б). В конце кувырка лечь, причем левая нога должна быть согнута в колене и находиться стопой под правым коленом (рис. 42, в).
Методические указания. После приземления плечи по инерции немного приподнимаются. Избегать этого не надо. Это вторичное «укладывание» следует использовать для того, чтобы подчеркнуть, насколько тело стало безжизненным. Во время самого кувырка сыграть это нельзя, так как такое расслабление опасно.
Падение «вперед через голову» можно применять в таких, например, эпизодах: человек бежит, сзади раздается выстрел, пуля попадает в голову; получен сильный толчок сзади в спину, — в результате человек падает вперед, переворачиваясь через голову.
Упражнение. Падение «назад на спину».
а) Подготовительное упражнение. Встать спиной к мату. Сделать шаг назад левой ногой на мат, развернув носок левой ноги влево (шаг назад означает, что вес тела переносится на левую ногу); плечи при этом движении не поворачивать. Одновременно с шагом назад поднять прямые руки вверх (от сильного удара руки взлетели над головой). Методическое указание. Это движение, рук вверх-назад обезопасит голову от удара во время падения, так как в результате такого движения голова несколько наклонится вперед.
б) Основное упражнение. Повторить предыдущее упражнение. Стоя на левой ноге, чуть присесть на ней и затем подвернуть левую ногу, поставив ее на внешний свод. Сгибая левую ногу в «олене, "начать падение; укладывать на мат повернутую к нему внешнюю сторону икроножной мышцы левой ноги, затем бедро, левый бок и левое плечо (рис. 43, верхний). Руки остаются над головой. Затем, расслабляясь, повернуться полностью на спину, подчеркивая безжизненность тела, и незаметно для зрителя положить затылок на пол (рис. 43, нижний).
Методическое указание. Это падение можно применять в случае, когда человек получил сильный прямой удар в лицо, или удар в челюсть («крюк»), или выстрел в лицо либо в грудь и т. п.
«СЦЕНИЧЕСКИЙ БОЙ»
Говоря о пластической стороне спектаклей, большинство режиссеров на самом деле уделяют ей не так много внимания. Это происходит из-за того, что многие из них, к сожалению, не владеют большим количеством специфических компонентов сценического движения. В связи с этим, если в пьесе предполагается сцена боя, режиссеры вынуждены обращаться за консультацией и помощью к специалистам в области сценического движения. Но любой актёр должен знать азы.
Например, достаточно убедительно выглядят такие схемы боя:
1) первый удар встречает защиту — ответный удар попадает в цель — повторный попадает в цель;
2) первый удар попадает в цель — повторный встречает защиту — ответный после защиты достигает цели;
3) первый удар проходит мимо цели — в ответ следует серия ударов
(два-три), достигших цели, и т.д.
Однако в сценической драке удар не причиняет реального вреда независимо от того, “достиг” он цели или “прошел мимо” нее. Да и затрата физических сил в сценической драке, будучи сама по себе весьма значительной, все же гораздо меньше, чем в реальной. Поэтому, если реальная драка может продолжаться лишь до определенного предела, за которым истощаются силы противников, то в драке сценической эта естественная граница не так очевидна.
Забывая об этом, театр часто сильно превышает количество боевых приемов, перегружает ими сцену драки. Исполнители наносят друг другу один за другим сокрушительные удары, каждый из которых способен изувечить человека, и при этом не только не теряют боеспособности, но даже еще больше наращивают темп боя, увеличивают силу и резкость движений. Увлекаясь эффектными приемами, желая сделать сцену максимально захватывающей и правдоподобной, театр часто переступает рубеж, за котором это самое правдоподобие кончается. И не только оно. В силу специфики сцен рукопашной борьбы они таят в себе опасность перехода за грань эстетической меры.
Фехтовальная сцена почти не содержит в себе элемента грубого физического насилия. За действиями фехтовальщиков зритель может следить с удовольствием и восхищением, которые тем больше, чем выше мастерство бойцов, их ловкость, их умение владеть оружием, придающие бою красоту и блистательность настоящего искусства. Иначе обстоит дело в рукопашной драке: здесь особая ловкость и изощренное мастерство бойцов способны внушить скорее ужас и отвращение, нежели восхищение. Когда театр упускает из виду это обстоятельство он вольно или невольно превращает сцену рукопашной борьбы в повод для демонстрации физического насилия и далеко не лучших свойств человеческой натуры. Вместе с тем сцена боя отрывается от художественного повествования о человеческих судьбах и характерах, превращается во вставной номер в спектакле, в украшение очень сомнительного качества.
Как это ни покажется на первый взгляд странным, труднее всего ставить бой в таком спектакле, где автор пьесы не дает конкретных указаний по поводу боя, а ограничивается краткой ремаркой: “дерутся”. Здесь всегда есть опасность переборщить, если режиссер недостаточно требователен к себе. Избежать этой опасности можно только свято соблюдая заповедь самоограничения, удерживая работу фантазии в рамках логики сценического действия, строжайше отбирая приемы, подчиняя построение боя правде характеров и отношений действующих лиц спектакля.