Первичные свойства внимания




Под объемом внимания понимается то количество объектов,

которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени (в пределах 0,1 с). У взрослого человека объем внимания в среднем равен 5–7 элементам.

Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемого

материала, от умения субъекта его анализировать и систематизировать, устанавливать в нем логические связи. С возрастом по мере развития таких умений объем внимания расширяется. Количественным параметром избирательности внимания.Устойчивость внимания – это способность субъекта сохранять направленность и сосредоточенность психической активности на объекте внимания. Она определяется длительностью концентрацииег она данном объекте. При этом концентрация предусматривает способность субъекта сохранять сосредоточен-ность на объекте внимания при наличии помех.

Характеристика устойчивости внимания – это выражение таких динамических проявлений функционирования внимания, каки-ми являются его колебания (флуктуации). Под колебаниями внимания понимаются его периодические кратко временные непроизвольные усиление и ослаблении. Одним из проявлений колебания внимания является скольжение внимания. Вторичные свойства внимания

Переключение внимания представляет собой преднамеренное перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой. Характеристикой переключения внимания является степень трудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от одного вида деятельности к другому.

У лиц с подвижной нервной системой, для которой типичны быстрые переходы от возбуждения к торможению и обратно, переключение внимания осуществляется легче, чем у лиц с инертной нервной системой с типичным для нее «застреванием» возбуждения и торможения. Преднамеренность переключения внимания может быть обусловлена требованиями деятельности или необходимостью включения в новую деятельность. Переключение внимания может быть полным, если человек, приступив к выполнению новой работы, полностью отключился от предыдущей. Если это условие не соблюдается, говорят о неполном, не завершенном переключении внимания. В этом случае не возникает сосредоточенность внимания того уровня, который необходим для эффективного выполнения новой деятельности. Эмпирическими показателями особенностей переключения внимания являются: время, затрачиваемое на переход от одной деятельности к другой; продуктивность работы; качество ее выполнения (наличие или отсутствие ошибок).

 

4.Внимание как позновательный психический пресс, как псих. Состояния и св-во личности.Внимание -это направленность и сосредоточенность сознания(психики)на объектах имеющих для человека устойчивую или ситуативную значимость. Внимание как психический процесс имеет отношение конкретному объекту и сопровождает деятельность человека с этим объектом. анализ внимания как процесса начинается с предвнимания. Предвнимание-это состояние повышенной готовности к деятельности, которое может возникать под влиянием следующих факторов-внешний стимул, приказ. Есть нижняя и верхняя граница предвнимания. Сближенность границ предвнимания зависит от темперамента, мотивации, личностных характеристик, ожидаемого результата. Внимание как свойство личности. внимание приобретает выраженную устойчиво ст.устойчивое внимание превращается во внимательность.Внимательность-черта личности, которая определена направленностью личности и системой ее ценностных ориентаций. определяет к чему и в какой степени будет внимателен человек. Виды вниматнльности:1.объектная(человек прявляет внимательность в отношении объектов мира)2.субъектная(проявления внимания к людям и к самому себе) Внимание как состояние. наличие или отсутствие сосредоточенности деятельности на объекте. Виды состояния внимания:1.состояние истинного внимания(есть сосредоточение)2.кажущееся внимание(нет сосредоточения над объектом)3.кажущаяся невнимательность.4.истинное невнимание.

5. Классификация внимания. Внимание – направленность и сосредоточенность сознания (психики) на объектах имеющих для человека устойчивую или ситуативную значимость. Вним.: произвольное(есть сознательная поставленная цель и волевое усилие), непроизвольное(нет цели и нет волевого усилия) и послепроизвольное(есть цель, но нет волевого усилия, такое вним. поддерживается интересом). 1)Непроиз. вним. – возникает и поддерживается независимо от сознания человека, деятельность возникает сама по себе, в силу своей увлекательности. Причины возникновения непроиз. вним.: а)хар-тер внешнего раздражителя: сила раздражителя, его величина и форма, новизна, необычность; б) соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию чел. и имеющимся у него потребностям; в)общая направленность личности; в) чувства, кот. вызывает воздействующий раздражитель(то,что интересно нам, что вызывает определённую эмоциональную реакцию). 2) Произв. вним.- управляется сознательной целью, тесно связано с волей чел. и выработано в результате трудовых усилий. Основ. фун-ей произ вним. явл. активное регулирование протекания психич. процессов. Прич. Возник. произв. вним. по происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при общении со взрослыми.3)Послепроиз. вним.: носит целеннаправленный хар-р и первоначально требует волевых усилий, но затем чел. «входит» в работу и становится для него интересным не только результат, но и сам процесс деят.

 

 

6. Метод «двойной стимуляции» в изучении произ.вним. Леонтьев разработал функциональную методику двойной стимуляции в применении к исследованию опосредствованных процессов внимания. Суть опытов: игра в вопросы и ответы. Ребенку задается ряд вопросов, между которыми встречаются такие, на которые он должен ответить названием определенного цвета. Напр.: "Ходишь ли ты в школу?", "Какого цвета парта?", "Любишь ли ты играть?", "Бывал ли ты в деревне?", "Какого цвета бывает трава?" и т.д. Ребенок должен отвечать быстро, но при этом ему дается следующая инструкция: 1) он не должен называть двух запрещенных цветов, например, черного и белого, красного и синего и т.д.; и 2) он не должен называть дважды один и тот же цвет. А это требует постоянного напряженного внимания от ребенка. Задача эта очень трудна для дошкольника и даже для ребенка 8—9 лет, т.к. она требует от него овладения своим внутренним вниманием и часто оказывается для него непосильной. Опыт меняется, когда ребенку даются в помощь цветные карточки: черная, белая, лиловая, красная, зеленая, желтая, т.е. внешние вспомогательные средства. Так он переходит от непосредственного момента к опосредствованному и овладевает своим внутренним вниманием. Это и есть методика двойной стимуляции: перед ребенком два ряда стимулов. Первый - вопросы экспериментатора, второй — цветные карточки. Первый ряд стимулов является средством, с помощью которого вызывается психологическая операция, второй ряд - средством, при помощи которого фиксируется внимание на правильном ответе на поставленный вопрос. Результат обычно сказывается очень скоро, число неправильных ответов быстро падает, что свидетельствует о повышении устойчивости внимания, о том, что ребенок этими процессами овладевает при помощи вспомогательного стимула.

7.непроизвольное внимание, его природа и детерминанты. Виды непроизвольного внимания! Непроизв. внимания явл наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания ч-ка. Деятельность захватывает ч-ка сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Однако такое понимание причин возникновении непроизвольного внимания весьма упрощено. Обычно при возникновении непроизвольного внимания мы имеем дело с целым комплексом причин. В этот комплекс входит различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны друг с другом, но условно их можно разделить на слд.4-ри категории.1внешнего раздражения(сила или интенсивность,раздражителя.2. внешнее раздражения внутреннему сост. Ч-ка.(сытый и голодный)3связана с общей направленностью личности. То что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов.4.нызывающих непроизвольное внимание, то что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию,евл. важнейшей причиной непроизвольного внимания. Виды внимания(произвольные, непроизвольные, послепроизвольные)

 

 

№ 8.Послепроизвольное внимание, его особенности. Педагогическое значение послепроизвольного внимания.

Послепроизвольное внимание – сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.

Особенности послепроизвольного внимания:

1.Наступает всегда только после произвольного; 2.На фоне увлеченности человека выполняемой деятельностью из сферы сознания нет необходимости в волевом усилии 3.Функцию удержания сознания на объекте деятельности выполняет интерес к деятельности, возникший у человека.4. Повышенная избирательность, отсутствие выраженных реакций на посторонние воздействия.5. Повышение порогов ориентировочного рефлекса.6. Не управляется самоприказами, самоинструкциями, словесными указаниями, не возникает там, где нет настоящего интереса к делу.

Все эти свойства важны в педагогической деятельности,поскольку послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, при этом сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Если произвольное внимание перешло в послепроизвольное, то до наступления общей усталости не чувствуется напряжения. Послепроизвольное внимание - оптимальное для выполнения различных видов деятельности, самое эффективное и экономное.

 

9.Структурные модели внимания в когнитивной психологии(Бродбент,Трейсман,Норман)

Модель Бродмента-модель внимания как раннего фильтра информации. Опираясь на метафору бутылочного горлышка Бродмент пришел к выводам: 1.обработка информации осуществляется как последовательная обработка;2.повторение релевантной информации осуществляется достаточно легко, в то же время воспроизводятся некоторые характеристики нерелевантной информации. Опираясь на модель Бродмента Трейсман провела эксперимент: она разделила две фразы: Сидя/за обеденным столом; Позвольте/ предложить вам три возможности,первую часть фраз она сказала человеку в одно ухо, вторую часть фраз-во второе ухо,выяснилось, что человек осмыслил информацию и составил фразы. Обработка информации идет параллельно. Норман опираясь на разработки Трейсман изобрел первую модель внимания как позднего отбора информации

 

№10 Внимание как действие контроля (П.Я.Гальперин).

Концепция внимания П.Я. Гальперина:

1. Внимание - один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности; психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека. 2. Главная функция внимания - контроль над содержанием действия, психического образа. В каждом действии человека есть контрольная часть (является вниманием), ориентировочная, исполнительская. 3. Внимание не имеет определенного, особенного продукта (результата). 4. Внимание как самостоятельный акт выделяется, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. 5. Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль. Контроль лишь оценивает деятельность или ее результаты, а внимание их улучшает. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия меры, образца (создается возможность сравнения результатов действия и его уточнения). 6. Произвольное внимание - форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу. 7. Все акты внимания, выполняющие функцию контроля (как произвольного, так и непроизвольного) - результат формирования новых умственных действий.

11.Этимология термина «память».Понимание сущности памяти с позиций ретенционаьного и интенционального подходов.Функции памяти. Память- познавательный психический процесс, сущность которого заключается в запоминании сохранении, воспроизведении и забывании человеком своего индивидуального психологического и общественного опыта. Память- древнерусское- помнеть-подумать. Подходы: Ретенциональный- подход, который является процессом направления памяти в прошлое. Интенциональный- процесс обращения в будущее. Функции памяти: 1Функция отражения(память формирует вторичные образы предметов и объектов мира, отражая не мир, а первичные образы, полученные когда-то человеком.Образ памяти- отражение отражения).2Функция регулятивная(память регулирует поведение человека в опоре на прошлый опыт).3Функция коммуникативная(процесс обмена информацией).4Функция креативная (творческая память способна создавать).5Функция обеспечения самотождественности человека(постоянство я).6Функция интегративная(память является сквозным процессом, который пронизывает всю психологическую триаду).7Функция ориентировочная(благодаря памяти мы можем ориентироваться в пространстве).

12.Определение памяти.Феноменология памяти.Память-это познавательный процесс,Сущность которого заключается в запоминании,сохранении,воспроизведении и забывании человеком свойго индивидуального психологического опыта.Феноменология памяти-это совокупность фактов,которые задают объект исследования психологии памяти:1.это факты связанные с работой памяти в процессе переработки текущей информации,а также ее последующего использования.2.связанные с участием памяти в процессах порождения знаний и построение ментальных моделей мира(интуиция и др.). СРЕДИ ЯВЛЕНИЙ ПАМЯТИ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ФЕНОМЕНЫ,СВЯЗАННЫЕ С ЕЕ НОРМАЛЬНЫМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ,А ТАКЖЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫили расстройство памяти, наиболее распространенная амнезия.По причине возникновения выделяют амнезии:- органическая является результатом поражения мозга.- прогрессирующая это нарастающая потеря памяти.- аффектогенная связанная с психическими травмами. По критерию времени утраты информации амнезии бывают:временные,продолжающиеся от нескольки минут (краткие) до нескольких лет (длительные).Также выделяют ретроградную амнезию и антероградную. Особым видом является фиксационная амнезия. По динамике течения: стационарные, прогрессирующие и регрессирующие амнезии. Ряд феноменов памяти объединяются понятием парамнезия, или обманы памяти:1.дежа вю.2.джамас вю.3.псевдореминисценции.4.конфабуляции.5.контаминации.6.крипомнезия.

 

 

13.Представение: опредеение,виды,свойства, функции. Представление — это психический процесс отражения предме­тов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Типы представлений: пред­ставления памяти, представления воображения. Свойства представлений:1. Наглядность.2. фрагментарность.3. неустойчи­вость и непостоянство. Представления — это не просто наглядные образы дей­ствительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. Представления, характеризующиеся большой степенью обобще­ния, называются общими представлениями. Функции представений:1. сигнальная функция (отражение в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляю­щих поведением.) 2. Регулирующая функция (отбор нужной информации о предмете или явлении, ранее воздей­ствовавшем на наши органы чувств.)3. Настроечная(ори­ентация деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды) Виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинесте­тические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

14. Ассоциативная теория памяти. Опыты Эббингауза. Кривая Эббингауза. Виды ассоциаций. Критика ассоциативной теории памяти. Ассоциативная теория памяти- это связь между блоками информации. Ассоциации возникают если объекты информации связаны между собой во времени и в пространстве.Они называются ассоциации по смежности и по времени, ассоциации по сходству,ассоциации по контрасту.Благодаря этим трём хар-кам возникают простые ассоциации. Есть сложные ассоциации-основанные на логической информации:предикотивные ассоциации,Ассоциации качественной хар-ки объекта,ассоциации по функции, ассоциации типа вид-род,ассоциации часть-целое, ассоциации по созвучаю,ассоциации рече-двигательные. Эбингауз первый эксперементально изучил память.Крвая Эбингауза показывает как происходит утрата информации при механическом заучивании.

Ассоцианизм не различал общего и специфического, прямо отождествив их, и поэтому при каждом новом столкновении со специфическим данная концепция оказывалась несостоятельной. Оказалось, что реальная работа памяти не сводится к установлению ассоциаций, имеют место также и другие механизмы запоминания, что особенно ярко проявляется в работе высших форм памяти. Запоминание в экспериментах Эббингауза происходило в искусственно созданных лабораторных условиях, и поэтому в стороне от исследования оставались такие факторы, как установки, мотивы и цели мнестической деятельности и т.д. Однако принцип ассоциации до сих пор используется в психологии и не утратил своего значения: например, в современных когнитивных теориях памяти он рассматривается как основной принцип устройства долговременной памяти.

 

15 ТЕОРИЯ ПАМЯТИ КАК СИСТЕМЫКОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ (по АТКИНСОНУ и ШИФФРИНУ)Модель памяти Р. Аткинсону и Р.Шиффрину была создана в 1968г.они создали представление о памяти как о динамичной многоуровневой системе Согласно этой модели информация из внешней среды удерживается в сенсорном хранилище, определённой модальности из которой может быть утеряна, если не обратить на неё внимания Если ч-к обращает на эту информацию внимание, то она проходитв промежуточную,кратковременную память, где она должна задержаться определённое время при помощи повторения, а затем перейти в постоянную долговременную память

 

16. а) Деятельностная концепция памяти. в) Исследования произвольного и непроизвольного запоминания ПВ Зинченко, АА Смирнова. а. По характеру психической деят-сти, с помощью которой человек запоминает информацию, память подразделяют на двигательную,эмоциональную(аффективную),образную и вербально- логическую. Образную память, в свою очередь, различают по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной,осязательной и вкусовой. Образная память -запоминание и воспроизведение чувственных образов предметов и явлений,их св-в и отношений между ними. Осязательная,обонятельная и вкусовая память- память на соответствующие образы. Двигательная - запоминание,сохранение и воспроизведение простых и сложных движений. проявляется раньше всего и крайне необходима для нормального развития. Эта память активно участвует в развитии двигательных навыков.Все движения человека связаны с этим видом. Эмоциональная -память на эмоции и чувства. Особенно проявляется в человеческих взаимоотношениях. То что вызывает у человека эмоции, запоминается быстрее и на долго. Приятное запоминается лучше Играет важную роль в мотивации человека. Вербально-логическая -память на слова, мысли и логические отношения. в. Запоминание- главный процесс памяти. от него зависит полнота, точность,прочность и продолжительность хранения материала. Запоминание и воспроизведение обычно происходят в виде произвольных и непроизвольных процессов. Произвольное - запланированное.проходит образованием ассоциаций или быть смысловым(логическим). Непроизвольное - не зависимо от воли человека.

 

17.запоминание как процесс памяти. Мнемоника, сущность и основные приемы. Запоминание- это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление новой инф-и путем связывания ее с приобретенной ранее. Оно может быть как произвольным, запланированным, так и непроизвольным, протекать независимо от воли чел-а. Произвольное может проходить двумя способами: образованием ассоциаций или быть смысловым; через включение в семантические сети. Вначале инф-я попадает в кратковременную память. Запоминание зависит от уровня обработки инф-и. Выделяют поверхностный (обработка предполагает акцент на внешних характеристиках материала), промежуточный (предполагает фрагментарное осмысление материала), глубинный (предполагает концентрацию внимания на смысле запоминаемого материала) уровень обработки информации. Мнемоника — искусство запоминания, мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти. Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Основные приёмы: -Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации; -Рифмизация;-Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных; -Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. Методы запоминания цифр: закономерности, -знакомые числа.

 

19.воспроизведение как процесс памяти,уровни воспроизведения информации, реминесценции памяти.

Воспроизведение - это процесс памяти, который во временной последовательности следует после сохранения и является показателем эффективности запоминания и сохранения, а также умения субъекта использовать приобретенный опыт-извлечение информации из памяти. В зависимости от отсрочки между запоминанием и воспроизведением, последнее может быть непосредственным и отсроченным. Реминисценции памяти - это улучшенное отсроченное воспроизведение по сравнению с непосредственным, имевшим место сразу после заучивания; наблюдается в процессе запоминания, особенно, если есть логические связи. Реминисценции наиболее типичны для дошкольного и младшего школьного возраста, но проявляются фактически в любом возрасте.

Показатели, характеризующие процесс воспроизведения: время воспроизведения (интервал между стимулом и ответной речевой реакцией); скорость воспроизведения (длительность интервалов между словами на фонограмме).

Уровни воспроизведения информации: узнавание, припоминание, собственно воспроизведение.

Узнавание - это воспроизведение объекта при его повторном восприятии; может осуществляться как непроизвольный или произвольный процессы. Феномен “джамас вю» -когда человек испытывает чувство знакомости объекта. Феномен “дежа вю”- ложное чувство знакомости.

Вопроизведение может быть произвольным (есть цель и волевое усилие; процесс воспроизведения в осознанное мнемическое действие) и непроизвольным(без цели и волевых усилий, образы и мысли возникают в сознании человека сами собой, по ассоциациям). В некоторых случаях оно имеет форму персевераций. Припоминание - сознательное воспроизведение, связанное со значительными волевыми усилиями по поиску информации, называется.

Непроизвольное воспроизведение - это воспроизведение

18.Забывания –это процесс памяти, приводящий утрате четкости и уменьшению объема закрепленной в памяти информации и заключающийся в невозможности ее воспроизвести, а в некоторых случаях даже узнать то, что входит в содержания прошлого опыта субъекта. Формами забывания являются: невозможность узнать,припомнить или воспроизвести, ошибочное узнавание, припоминания или воспроизведение ранее запечатленной в памяти информации. Функция данного процесса охранительная(поскольку забывание защищает сознания человека от информационных нагрузок. Различают: полное забывание(информация не воспроизводится даже при повторном восприятии);-частичное забывания(человек воспроизводит не всю информацию,воспроизводит ее с ошибками,узнает но воспроизвести не может.И в зависимости в течении какого времени имеются проблемы с воспроизведением инф.различают длительное и временное забывание. Степени забывания:1.первый уровень- воспроизводящая память(после заучивания человек достаточно легко воспроизводит заученное)2.второй уровень- опознающая память(воспроизведение затруднено,но легко опознается)3.третий уровень- облегчающая память(ни воспроизведения ни узнавания).Скорость забывания определяются объемом и степенью трудности. Факторы влияющие на забывания:- отрицательно влияющая деятельность следовавшая за заучиванием,-отрицательно влияющая деятельность предшествующая заучиванию, возраст человека,- различные физические и психические травмы, -темп передачи информации,- эмоциональная окрашиваемость,- значимость для человека содержания информации и др. Эффект Зейгарник суть его состоит в том,что незавершенные задачи воспроизводятся быстрей и лучше чем завершенные. Теории забывания: -1.Теория «исчезновения следов»(причиной забывания отсутствие упражнений,обращенной информации).2.Теория «вытеснения следов памяти»(если новой информации не поступает, забывания не происходит).3.Теория забывания как потери доступа к информации предполагает,что в действ. человек не чего не забывает, но утрачивает «ключ»к иформ., обеспечивающий его поиск,из-за чего не имеет доступа к ней.4.Теория забывания как интерференции информ. -все что усвоено сохр.в памяти, пока не поступит новая информация близкая по содержанию к усвоению ранее.5.Мотивационная теория забывания может быть интенциональным,т.е.связано со значением и ценностью данной инф.для субъекта.

21.Формы и типы памяти человека, их характеристика. Функции памяти в целостной психике человека. Формы памяти: 1.непроизвольная-нет цели и волевого усилия в запоминании.2.произвольная-есть цель усилия. 3.непосредственная-не использование каких-то психологических орудий средств. 4опосредованная-опора на психологическое орудие, облегчающее запоминание. Типы памяти: 1. мгновенная -0.5 с. 2.кратковременная – 15-20 с. долговременная- не ограничена. Функции памяти в целостной психике человека 1Функция отражения(память формирует вторичные образы предметов и объектов мира, отражая не мир, а первичные образы, полученные когда-то человеком. Образ памяти- отражение отражения).2Функция регулятивная(память регулирует поведение человека в опоре на прошлый опыт).3Функция коммуникативная(процесс обмена информацией).4Функция креативная (творческая память способна создавать).5Функция обеспечения самотождественности человека(постоянство я).6Функция интегративная(память является сквозным процессом, который пронизывает всю психологическую триаду).7Функция ориентировочная(благодаря памяти мы можем ориентироваться в пространстве).

 

 

20,Виды памяти и их особенности: Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность в среднем около 20 секунд (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточ- ной точностью многообразных сложных движений. Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма. непроизвольная и произвольная. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи. Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Эйдетическая память - особый вид памяти, происходит от греческого слова»эйдос»-образ. Сущность эйдетической памяти заключается в том, что человек способен буквально видеть»на экране сознания» отсуствующий объект, ранее. Поэтому эйдетические образы занимают промежуточное положение между образами восприятия и представлениями памяти. представления они похожи тем, что возникают в отсуствие объекта, на образы восприятия- детализированной наглядностью, создающей иллюзию»живого созерцания».По данным немецкого психолога Э.Йенша,расцвет способности к эйдетизму приходится на возраст 10-15 лет, в дальнейшем эта способность быстро угасает

 

 

22. Модель оперативная память понимается как своего рода «синтез» информации, хранящейся как в кратковременной так и долговременной памяти и необходимой для обеспечения «здесь и сейчас» осуществляемой человеком деятельности. Современная модель оперативной памяти была разработана в 1974 году А.Бэддели и К.Хитчем и названа ими рабочей памятью. Рабочая память-это блок памяти, в котором циркулирует информация, необходимая для осуществления текущей деятельности и присутствующая в сознании. Согласна их представлениям, под рабочей памятью понимается мультимодальная система хранения и переработки информации. Она состоит из 3 компонентов:центрального исполнительного процессора и двух подчиненных ему систем.Одна из них специализирована на переработке вербальной информации, вторая к переработке визуально-пространственной информ.Для удержания информации, оформленной в зрительной модальности, используется зрительно-пространственный блокнот. Центральный администратор может помещать информацию в любую из подчиненных систем, извлекать из них информацию, переводить ее из одной системы в другую и обеспечивать хранение информации необходимой для управления как ходом достижения цели деятельности,так и подчиненными системами. Спомощью сознания человек имеет возможность делать объектом осознания и запоминания функционирование собственной памяти называется метапамятью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: