МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ «10 СЛОВ»




МЕТОДИКА «ОПОСРЕДОВАННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

(по А.Н.Леонтьеву)

Процедура тестирования

Перед ребенком на столе раскладывают все 25 предметных картинок. Ему говорят: «Сейчас я назову слово, а ты попробуй подобрать к нему картинку из тех, что лежат перед тобой, такую, которая тебе чем-то напоминает это слово, как-то с ним связана». Детям 8-11 лет можно сразу дать полное объяснение задания, то есть ребенку говорят: «В конце нашей беседы я снова покажу тебе те картинки, которые ты подберешь к словам, и попрошу, глядя на них, вспомнить, какие слова я тебе называл(а)».

Для детей 6-7 лет не имеет смысла сразу давать полную инструкцию, так как это усложняет понимание задания, а иногда и пугает ребенка, и он начинает бояться, что не запомнит слова. В этом случае задача опосредования уходит для него на второй план, что нежелательно.

Далее рекомендуется разобрать конкретный пример. Обычно для этого берется первое слово из последовательности: обед (см. протокол). Ребенку объясняют: «Тебе нужно запомнить слово «обед», Здесь нет картинки, на которой нарисован обед, но ты можешь подобрать картинку, которая напоминает «обед», имеет к нему отношение. Часто дети выбирают картинку с изображением батона (хлеб). Тогда психолог говорит: «Хорошо, правильно, а почему ты выбрал эту картинку?». Если объяснение правильное (например, «хлеб едят за обедом), можно считать, что ребенок понял инструкцию. После этого можно продолжить исследование, уже не сопровождая его обучающей помощью. Ребенку просто называют слова из протокола по порядку и просят подбирать к каждому слову подходящую по смыслу картинку.


Если ребенок легко справляется с подбором картинок для запоминания, и этот выбор понятен психологу, можно попросить ребенка объяснить одну-две логические связи, чтобы оценить их качество. Если же ребенок испытывает затруднения при подборе картинок, или логика его подбора не очевидна, то рекомендуется спрашивать ребенка о причине каждого выбора для того, чтобы оценить причины затруднений в опосредовании и качество установленных логических связей. Если дети сами стремятся проговаривать вслух причину подбора той или иной картинки, не нужно им препятствовать, так как проговаривание облегчает им задачу подбора адекватной картинки.

Все картинки, выбранные ребенком для опосредования, откладываются в сторону. Результаты выборов заносятся в протокол, то есть, напротив каждого слова в соответствующей графе вписывается название картинки. В графу «объяснения при опосредовании» вписываются комментарии, которые ребенок дает при выборе той или иной картинки. Если выборы не представляют принципиального интереса, а достаточно правильны и стандартны, то можно просто ставить знак «+». Обязательно фиксируются трудности и отказы от опосредования, сомнения, нетипичные объяснения.

Проверку качества запоминания материала рекомендуется проводить минимум через 30 минут, для детей от 7 лет—через 45 минут, от 10—через 1 час. В протоколе следует указать, спустя какое время проводилось воспроизведение.

В графе «воспроизведение» знаком«+»фиксируются все правильные ответы. Знаком «-» отмечаются отказы от воспроизведения или неправильные ответы, рядом с которыми вписываются слова-ошибки.

В графу «объяснения при воспроизведении» вписываются комментарии, которые некоторые дети дают спонтанно при воспроизведении («раскручивая логическую связь между словом и картинкой как бы «обратно»), а также те, которые являются ответами на соответствующие вопросы психолога. Естест­венно, вписываются комментарии, которые могут быть важны при оценке результатов исследования. Если ответ однозначно правильный или неправиль­ный, можно просто ставить соответственно знаки «+»или«-».

Внизу протокола отмечается общее количество правильно воспроизведенных слов.

 

ПРОТОКОЛ

к методике «Опосредованное запоминание» (по А.Н. Леонтьеву)

 

Имя испытуемого

Дата рождения

Возраст на момент обследования

Дата проведения обследования

Учреждение образования №

Логопедическое заключение

№ п/п Слова для запоминания Подобранные картинки Объяснения при опосредовании Воспроизведение Объяснение при воспроизведении
  Сад          
  Сила          
  Свет          
  Одежда          
  Ночь          
  Ошибка          
  Птица          
  Встреча          
  Школа          
  Молоко          
  Работа          
  Игра          
  Праздник          
  Мышь          

ПРОТОКОЛ

к методике «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия)

 

Имя испытуемого

Дата рождения

Возраст на момент обследования

Дата проведения обследования

Учреждение образования №

Логопедическое заключение

№ предъявления лес хлеб окно конь Брат Вода стул гриб игла мед привнесения Итого
                         
                         
                         
                         
                         

 

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ «10 СЛОВ»


Стимульный материал

В данном варианте методики мы предлагаем 2 набора слов:


Й набор


дом лес стол кот игла мёд брат вода хлеб гриб


2-й набор зуб окно зима слон шарф торт река стул роза сын

Обращаем внимание на то, что слова в предлагаемых последовательностях тщательно подобраны по определенным критериям: они короткие (1-2 слога) и не имеют явных ассоциативных связей с предыдущим и последующим словом. Такие наборы слов пригодны для многократного использования, поскольку по прошествии небольшого отрезка времени (2-3 недели) почти полностью стираются из памяти,

Методика снабжена специальными протоколами исследования.

Процедура тестирования

Инструкция: «Сейчас я назову тебе 10 слов, а ты постарайся их запомнить. Столько, сколько сможешь. Называть слова можно в любом порядке (как запомнишь)». Если ребенок чувствует себя неуверенно, боится, то можно добавить: «Не волнуйся, с первого раза никто не запоминает все слова».

Затем психолог четко, не спеша, называет последовательность из 10 слов. После этого он просит ребенка назвать слова, которые тот запомнил, и отмечает правильные ответы в протоколе, ставя знак«+» в соответствующей графе.

При любом результате 1-го воспроизведения ребенка следует похвалить, а если он ничего не запомнил, можно сказать, что так бывает, но нужно попробовать запомнить слова еще раз.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: