Практическая работа №6
Цель работы – научиться выявлять неисправности при проверке схемы герметичного компрессора с однофазным конденсаторным двигателем со встроенным датчиком температурной защиты.
Герметичный компрессор с однофазным конденсаторным двигателем (с двумя обмотками) имеет низкий пусковой момент. Он работает без пускового конденсатора или пускового реле, но имеет рабочий конденсатор. В электросхеме нет наружного защитного реле перегрузки, так как внутри корпуса компрессора смонтирован более чувствительный датчик температурный защиты. Такого рода электросхема используется в комнатных кондиционерах. Для проверки данной схемы выполняют следующие операции.
Рисунок 1 – Электрическая схема герметичного компрессора c однофазным конденсаторным двигателем и встроенным датчиком температурным защиты
Км – компрессор; ДТЗ – датчик температурной защиты; РТ - реле температуры; РК – рабочий конденсатор; РО - рабочая обмотка электродвигателя; ПО – пусковая обмотка электродвигателя; 1-8 – клеммы
1. Проверяют подачу напряжения к агрегату. Проверку продолжают, если подается номинальное напряжение. Если напряжение не соответствует номинальному значению, то исправляют эту неполадку.
2. Отключают агрегат от сети.
3. Если используется вентиляторный электродвигатель, то отсоединяют от него один из проводов.
4. Цепи электросхемы проверяют при помощи омметра.
5. Проверяют цепь между точками 1 и 2. Если цепь замкнута, то проверку продолжают. Если контакты реле температуры разомкнуты, то замыкают контакты, вращая рукоятку реле температуры. Если при вращении рукоятки реле температуры не удается замкнуть цепь, то реле заменяют.
|
6. Проверяют цепь между точками 2 и 3. Если цепь замкнута, то продолжают проверку. Если цепь разомкнута, то восстанавливают поврежденный провод или затягивают клемму.
7. Отсоединяют провод от клеммы пусковой обмотки двигателя (точка 4). Проверяют сопротивление между точками 3 и 4. Сравнивают величину измеренного сопротивления обмотки двигателя с данными завода-изготовителя компрессора. Если величины совпадают, то продолжают проверку. Если цепь разомкнута или величина сопротивления обмотки не совпадает с данными завода-изготовителя, то отсоединяют провод от точки 5 (клемма рабочей обмотки). Проверяют цепь между точками 4 и 5. Если цепь неисправна, то можно предположить, что повреждена пусковая обмотка двигателя и следует заменить компрессор. Кроме того, если цепь разомкнута компрессора, то могут быть замкнуты контакты встроенного датчика температурной защиты. Охлаждают корпус до температуры ниже 50ºС или пока рука может лежать на корпусе без неприятных ощущений. Повторно проверяют цепь между точками 3 и 4. Если цепь разомкнута, то датчик неисправен и следует заменить компрессор.
8. Отсоединяют провод от клеммы рабочей обмотки двигателя (точка 5). Проверяют сопротивление между точками 3 и 5. Сравнивают величину измеренного сопротивления обмотки двигателя с данными завода-изготовителя компрессора. Если величины совпадают, то продолжают проверку. Если цепь разомкнута или величина сопротивления обмотки не совпадает с данными завода-изготовителя, то проверяют цепь между точками 4 и 5. Если цепь замкнута, то можно предположить, что разомкнуты контакты встроенного датчика температурной защиты. Охлаждают корпус до температуры ниже 50ºС или пока рука может лежать на корпусе без неприятных ощущений. Повторно проверяют цепь между точками 3 и 5. Если цепь разомкнута, то встроенный датчик неисправен и следует заменить компрессор.
|
9. Проверяют цепь между точками 3 и 8. Если цепь разомкнута, то продолжают проверку. Если цепь замкнута, то обмотка двигателя пробита на корпус. Компрессор следует заменить.
10. Переключают омметр на шкалу R×100000. Проверяют цепь между точками 6 и 7. Если имеется отклонение стрелки омметра, то продолжают проверку. Если нет отклонения стрелки, то рабочий конденсатор неисправен и его следует заменить на аналогичный.
11. Переключают омметр на шкалу R×1. Проверяют цепь между точкой 6 и 7. Если цепь разомкнута, то продолжают проверку. Если цепь замкнута, то рабочий конденсатор неисправен и его следует заменить на аналогичный.
12. Восстанавливают соединения всей проводки. Присоединяют отрезки провода длиной 150 мм к каждой клемме рабочего конденсатора емкостью 130 мкФ. Касаются свободным концом одного провода точки 4 (клемма пусковой обмотки двигателя), а другого провода – точки 5 (клеммы рабочей обмотки). Включают ток. Если компрессор запускается немедленно, отсоединяют оба провода от точек 4 и 5. Если компрессор продолжает работать, необходимо использовать электросхему для затрудненного пуска. Если компрессор не включается или перестает работать при отсоединении проводов, то продолжают проверку.
13. Измеряют величину тока, протекающего через провод, который присоединен к клемме нулевого провода (точка 3), во время работы компрессора. Сравнивают её с величиной тока при заклиненном роторе двигателя по данным завода-изготовителя. Если они совпадают, то компрессор имеет механические неполадки и его следует заменить.
|
Контрольные вопросы для защиты работы:
1. Какие необходимо выполнить действия в начале проверки?
2. В каком случае реле температуры считается неисправным?
3. Что проверяют между точками 2 и 3?
4. В каком случае пусковая обмотка электродвигателя считается неисправной?
5. Какие необходимо выполнить действия для выявления неисправности рабочей обмотки электродвигателя?
6. Какие необходимо выполнить действия для выявления неисправности датчик температурной защиты?
7. В каком случае обмотка двигателя считается пробитой на корпус?
8. На основании каких признаков рабочий конденсатор считается неисправным?
9. Какие необходимо выполнить действия при восстановлении всей проводки?
10. В каком случае применяется электросхема для затрудненного пуска?
11. С какой целью омметр переключают на шкалу R×1?
12. Какие необходимо выполнить действия для выявления механических неполадок компрессора?