Решение задачи с использованием первого концептуального подхода




Контрольное задание №10

Определение гибкости продуктового портфеля предприятия

Постановка задачи

Руководство предприятия озабочено проблемой внезапных изменений на рынке, которые могут ухудшить финансовые показатели его хозяйственной деятельности. Для принятия стратегически важных решений, связанных с оптимизацией структуры продуктового портфеля, необходимо оценить уровень его гибкости по отношению к наиболее опасным для предприятия факторам влияния внешней среды. Стратегический портфель фирмы, обладающий малой гибкостью, лишает фирму возможности маневра в неблагоприятных внешних условиях, снижает её «потенциал прочности», делает уязвимой в конкурентной борьбе.

Объемы реализации по продуктам портфеля предприятия в отчетном году представлены в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Объемы реализации по продуктам портфеля

№ продукта Наименование продукта Объем реализации, тыс.руб.
  Фотоаппараты для России  
  Фотоаппараты для развивающихся стран  
  Фотоаппараты для Западной Европы  
  Кинокамеры для России  
  Кинокамеры для развивающихся стран  
  Видеокамеры для России  
  Оптические приборы для армии и флота  
  Оптические приборы медицинские для России  
  Оптические приборы для промышленности  

 

Рекомендации к решению

Оценку гибкости продуктового портфеля предприятия можно провести, используя два концептуально самостоятельных, дополняющих друг друга подхода:

1. по степени концентрации продаж;

2. по реакции продуктов, входящих в портфель предприятия, на факторы влияния внешней среды.

Первый подход основан на предположении о том, что высокая концентрация доходов от продаж одного или небольшого числа продуктов, большая их доля в общем объеме реализации предприятия говорит о потенциальной опасности такого портфеля, низком уровне его гибкости. При формировании на рынке негативных тенденций, связанных с падением продаж этого продукта, предприятие может сразу потерять значительную долю дохода, а это, в свою очередь, может привести к кризисной ситуации на предприятии.

Второй подход связан с определением экспертами наиболее опасных факторов влияния внешней среды, которые с большой долей вероятности могут начать «работать» в ближайшем будущем.

Затем продуктовый портфель предприятия анализируется на реакцию по отношению к каждому из этих факторов, делается вывод о взвешенной реактивности портфеля по отношению ко всей группе анализируемых факторов влияния.

Использование первого подхода сводится к следующей очередности шагов.

1. Рассчитать долю каждого продукта в общем объеме реализации предприятия;

2. Отсортировать продукты портфеля предприятия по убыванию их доходности;

3. Построить накопительную гистограмму реализации продуктового портфеля в соответствии с полученной сортировкой;

4. Сделать вывод о гибкости портфеля. Сделать это можно, придерживаясь следующих ограничений:

а) если 60-70% дохода формируется 20% и менее продуктов портфеля, то портфель жесткий, его гибкость весьма низка;

б) если 70-85% дохода предприятия формируется 50-60% продуктов предприятия, то портфель обладает средним уровнем гибкости;

в) если каждый продукт портфеля приносит в общий объем реализации примерно одинаковую долю – портфель можно считать гибким.

 

Использование второго концептуального подхода сводится к следующей последовательности шагов.

1. Экспертная комиссия, состоящая из разноплановых специалистов (технологов, маркетологов, финансистов, управленцев…) формируют список потенциально возможных угроз и возможностей, формируемых внешней средой, которые с большой вероятностью могут возникнуть и окажут влияние (положительное или отрицательное) на хозяйственную деятельность предприятия;

2. Сформированный список сортируется по убыванию значимости для предприятия в данных конкретных условиях функционирования. Затем выбираются несколько наиболее значимых из них и проводится анализ реактивности продуктового портфеля по отношению к выбранным факторам влияния внешней среды. Каждый анализируемый фактор, формируемый средой окружения предприятия, должен быть охарактеризован количественно, а именно, оценивается сила влияния каждого фактора, вероятность того, что он начнет «работать» в ближайшем будущем, а также время, в течение которого он будет оказывать влияние на предприятие.

Сила влияния фактора внешней среды может оцениваться экспертной оценкой в баллах, лежащей в интервале от -10 (сильное отрицательное влияние) до +10 (сильное положительное влияние).

Вероятность того, что фактор начнёт оказывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия в ближайшее время, должна оцениваться экспертами в долях единицы (от 0 до 1 в зависимости от актуальности рассматриваемого фактора).

Время влияния фактора на деятельность предприятия также оценивается экспертами и дается в годах (например, выпуск товара заменителя будет сказываться на деятельности предприятия в течение 3 кварталов, за это время оно модернизирует свою продукцию и восстановит конкурентоспособность. Время оказалось равным 0,75 года).

Вся полученная экспертным методом информация сводится в табл.4.4, а затем в соответствующих ячейках таблицы проставляются расчетные итоговые оценки, по которым и делается вывод о гибкости портфеля. Итоговая оценка рассчитывается как произведение оценок силы влияния фактора, вероятности возникновения и времени влияния.

где итоговая оценка влияния j -ого фактора на i -ый продукт портфеля;

- сила влияния j -го фактора внешней среды на i -ый продукт

- вероятность того, что j -ый фактор начнет действовать на i -ый продукт в ближайшее время;

- время влияния j -го фактора на i –ый продукт портфеля.

Если тот или иной фактор оказывает одинаковое по направленности влияния воздействие на все или большую часть продуктов, то по отношению к данному фактору портфель жесткий. В противном случае, когда влияние на разные продукты портфеля разнонаправленное – портфель гибкий.

3. Для получения сводной оценки гибкости портфеля, необходимо полученные в табл.4.4 итоговые оценки влияния каждого фактора j на каждый продукт портфеля откорректировать по уровню значимости оказываемого влияния. Дело в том, что доля продуктов в общем объеме реализации разная, а значит и их влияние на результаты работы предприятия так же различное. Корректировку можно производить по формуле

Затем рассчитается средняя оценка влияния данного фактора j на весь продуктовый портфель предприятия .

,

где n – количество продуктов в портфеле предприятия.

И, наконец, может быть рассчитана оценка влияния всех рассматриваемых факторов на продуктовый портфель предприятия в целом. Для этого просуммируем средние отрицательные оценки по всем j –ым факторам влияния внешней среды и поделим сумму на общее количество факторов влияния.

,

где - общая оценка влияния факторов на продуктовый портфель;

- суммарная величина отрицательных средних оценок по всем факторам влияния среды окружения;

m – общее рассматриваемое число факторов влияния.

В процедуре определения окончательной оценки степени влияния на продуктовый портфель предприятия выбранной системы факторов участвуют только оценки , имеющие отрицательные значения. Если влияние фактора на портфель положительное, то этот фактор либо напрасно включен в рассматриваемую систему (он не опасен для портфеля), либо портфель сбалансировано на него реагирует и в данный временной период этот фактор не создает для предприятия угрозы.

Пример расчета откорректированных оценок и приводится в табл.4.5.

Вывод о степени гибкости продуктового портфеля предприятия можно сделать опираясь на следующие интервальные оценки:

если - портфель гибкий;

если - портфель обладает слабо выраженной жесткостью;

если - портфель средней жесткости;

если - портфель жесткий.

 

Решение задачи с использованием первого концептуального подхода

1. По данным об объеме реализации продуктового портфеля предприятия в отчетном году (табл. 4.1) вычисляем общий объем реализации

- общий объем реализации, тыс. руб.;

- объем реализации каждого i-ого продукта.

= 2500+649+130+2405+448+100+348+686+400=7666 тыс.руб.

  1. Рассчитаем долю каждого продукта в общем объеме реализации

Так доля первого продукта составит

Для остальных продуктов расчет ведется также.

Результаты расчетов сведены в табл. 4.2. При этом результаты округлений корректируются так, чтобы сумма долей оказалась равной 1.

Таблица 4.2

Доли участия продуктов портфеля в общем объеме реализации

№ продукта                  
Доля в общем объеме реализации 0,33 0,08 0,017 0,31 0,063 0,013 0,045 0,09 0,052  

 

3. Отсортируем продукты по убыванию их доли в общем объеме реализации портфеля, рассчитаем накопленный объем реализации. Данные представлены в табл. 4.3.

Таблица 4.3

Сортировка портфеля по убыванию доли в общем объеме реализации

№ продукта                  
Доля в общем объеме реализации 0,33 0,31 0,09 0,08 0,063 0,052 0,045 0,017 0,013
Накопленная доля реализации 0,33 0,64 0,73 0,81 0,873 0,925 0,97 0,987  

 

4. Построим накопительную гистаграмму (рис.4.1), опираясь на данные табл.4.3.

5. Проанализируем полученное распределение по интервальным ограничениям. Продукты №№ 1,4, 8 и 2 формируют примерно 80% дохода предприятия. Четыре указанных продукта из девяти составляют примерно 44% состава портфеля. Можно сделать вывод о том, что продуктовый портфель может считаться средней гибкости.

Руководству предприятия, видимо, следует предпринять шаги к росту гибкости портфеля, что обезопасит его от влияния форс-мажорных ситуаций на рынке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: