Художник Дмитрий Гутов о творчестве и идеях Глазунова




ДОКЛАД

По дисциплине: «Обществознание»

Тема: «Жизнь и творчество Ильи Глазунова. Русский мир. История России в творчестве художника.»

 

 

Студент группы ПТН-О-19

Димитров М.Э.

 

 

п. Электроизолятор

 


 

Биография Ильи Глазунова

Илья Глазунов родился 10 июня 1930 г. в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) в семье ученого-историка Сергея Федоровича Глазунова и Ольги Константиновны Глазуновой. В 1942 г. во время блокады Ленинграда родители и почти все ближайшие родственники Глазунова погибли, сам он был эвакуирован в Новгородскую область. Вернулся в Ленинград в 1944 г., поступил в художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА) им. И. Е. Репина.

Глазунов окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (ныне – Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина) в 1957 г., учился в мастерской Бориса Иогансона.

В 1956 г. Глазунов стал лауреатом международного художественного конкурса в Праге за портрет участника Движения Сопротивления, чехословацкого журналиста Юлиуса Фучика. В 1957 г. состоялась первая персональная выставка Глазунова в Центральном доме работников искусства в Москве.

В качестве дипломной работы в институте Глазунов представил картину "Дороги войны", на которой было изображено отступление советской армии в 1941 г., однако работа была отклонена ученым советом. Получив за диплом "тройку", был распределен преподавателем рисования и тригонометрии в Ижевск, затем в Иваново, однако вскоре вернулся в Москву.

С 1958 г. большую поддержку художнику оказывал поэт Сергей Михалков. В 1960-е гг. Глазунов много путешествовал, создавал портреты политических деятелей в СССР и за рубежом. В 1964 г. выставка работ Глазунова, организованная в одном из служебных помещений Манежа, была закрыта по требованию Московского отделения Союза художников.

В 1964-1972 гг. возглавлял патриотический клуб "Родина", был одним из инициаторов создания в 1965 г. Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). В 1967 г. был принят в члены Союза художников СССР.

С 1978 г. преподавал в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. В 1981 г. по поручению Министерства культуры РСФСР организовал в Москве Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором. В 1986 г. основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, является бессменным ее ректором. В 2009 г. академии было присвоено имя Ильи Глазунова.

В 1990-е гг. участвовал в реставрации зданий Московского Кремля, был художественным руководителем работ по реставрации Александровского и Андреевского парадных залов Большого Кремлевского дворца и оформлению интерьеров 14-го корпуса Кремля. В 2004 г. была открыта Московская государственная галерея Ильи Глазунова, в которой выставлены более 300 работ художника, подаренных им Москве.

Глазунов является автором более трех тысяч произведений. Наиболее известные монументальные полотна художника – "Мистерия XX века" (1978), панно в штаб-квартире ЮНЕСКО "Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию" (1980), "Вечная Россия" (1988), "Рынок нашей демократии" (1999). Широко известен в России и за рубежом как портретист, создавал портреты отечественных и иностранных общественных деятелей, актеров, политиков и др. Автор иллюстраций к произведениям Федора Достоевского, Александра Куприна, Михаила Лермонтова и других русских писателей. Создавал художественное оформление к постановкам Большого театра, Берлинской оперы и Одесского оперного театра.

Народный художник СССР (1980). Лауреат Государственной премии РФ (1997). Полный кавалер Ордена "За заслуги перед Отечеством" (1995, 2000, 2005, 2010), также награжден орденом Трудового Красного Знамени (1985). Имеет государственные награды ряда зарубежных стран, золотую медаль ЮНЕСКО "За вклад в мировую культуру и цивилизацию" (1999).

Действительный член Российской академии художеств, член Королевских академий художеств Мадрида и Барселоны.

Автор книг воспоминаний "Дорога к тебе" (1965-1966) и "Россия распятая" (2005).

Был женат на Нине Виноградовой-Бенуа (1933-1986). Двое детей, оба художники: Иван, Вера.

В последние годы его спутницей была Инесса Орлова.

 

Художник Дмитрий Гутов о творчестве и идеях Глазунова

Илья Глазунов оказался художником, заполнившим собой огромное вакуумное поле. Можно сказать, что, подобно богам Эпикура, он пребывает в меж мировых пространствах. С одной стороны, есть профессиональная среда историков искусства, которая его просто не замечала. Студенту искусствоведческого факультета на экзамене по русскому искусству ХХ и ХХI веков приходится запоминать десятки имен художников — имя Глазунова там не могло и не может встретиться никогда. В том сообществе, где годами изучают грамоту академического рисунка, законы перспективы, цветовой гармонии, анатомии, композиционного построения, технику лессировок, творчество его не обсуждается. Под словом «реализм» здесь понимается нечто иное, к чему полотна Глазунова не могут иметь никакого отношения.

Более доброжелательно к Илье Сергеевичу настроены самые радикальные авангардистские круги: они видят в нем бессознательный вариант отечественного поп-арта. Коллажную работу с образами массовой интеллигентской культуры, или вариант того, что называется Bad Painting («плохая живопись»), или концептуального художника, доведшего до логического конца принцип: идея — все, исполнение не имеет значения.

При всем отличии этих двух подходов, ценящих мастерство в любом понимании этого слова, в природе существует и иной полюс, где до всех перечисленных тонкостей никому нет дела. Там несметное количество людей, не прошедших цеховой муштры и не имеющих ни малейшего представления о господствующих критериях, хочет видеть в искусстве отражение своей жизни, своих представлений о судьбах мира, о трагедиях истории и — шире — о прекрасном и возвышенном. Разрыв между этим широким зрителем и узкими специалистами по искусству (в силу причин, о которых здесь не место говорить) в ХХ столетии стал колоссален. Живопись Ильи Глазунова, порвав с одним из полюсов, впитала в себя всю энергию второго.

Её самобытность определяется удивительной, запредельной гармонией разработанных в ней идей и формой их воплощения. Илья Сергеевич нащупывает свой собственный стиль в 1960-е годы, вместе со своими сверстниками-художниками ища способ избавиться от всего, что напоминало хоть отдаленно сталинский соцреализм. Глазунов доводит свои находки до совершеннейшей чистоты в 1970-е — именно тогда его искусство окончательно кристаллизуется, и в этом смысле он навсегда остается художником именно тех лет. То, что захватывало тогда советскую интеллигенцию, каталогизируется им с невероятной дотошностью. Чтобы понять и содержательный, и образный ряд его картин, надо оказаться в небольшой московской квартире середины 1970-х годов, где образованный хозяин держит на стене иконостас из портретов (перефотографированных из труднодоступных книг) близких ему по духу людей: Столыпина, Николая I, Достоевского, Леонтьева и далее по списку. Где собираются предметы старого крестьянского быта, привезенные из далеких деревень, олицетворяющие «лад», утраченный золотой век. Где фотографии взорванных храмов соседствуют с вырезанными из журналов «бесами», в число которых могли попасть все нарушители общественного спокойствия от декабристов до большевиков.

Весь глубочайший реализм Глазунова заключается в портретировании сознания этой среды, вытащенной его кистью на божий свет. Для чуткого слуха уже тогда было понятно, что именно среди этих стен вызревает новое идейное будущее — с его представлением о бесконечном зле Октябрьского переворота, любовью к монархии, отвращением к гниющему Западу и религиозными исканиями. Должно было пройти совсем немного по историческим масштабам времени, чтобы эти идеи стали окончательно господствующими.

Соединив лубок с «Миром искусства», огромные глаза домонгольской иконописи с отсветами экспрессионистических пожаров, непосредственность наивного искусства с воспоминаниями о советской художественной школе 1950-х годов, и наполнив все это огнем неподдельной страсти, Глазунов выработал свой неповторимый язык; язык намного более понятный, чем тот на котором любят говорить специалисты, — и был услышан.

Но мир, воспетый им с такою чудной силой, сегодня переживает свой зенит и, похоже, начинает клониться к закату.

Что ждет в будущем музей Ильи Сергеевича Глазунова, находящийся прямо напротив ГМИИ? Когда улягутся все страсти, когда все острейшие вопросы, будоражившие умы в середине 1970-х, будут переформулированы, и в жизнь вступит совсем новое поколение, для которого 1990-е — это уже далекий ХХ век, тогда опять вспомнят про важность профессиональных оценок. Тогда музей войдет органической составной частью в Музейный квартал, и молодые искусствоведы будут работать над его новой экспозицией.

Собственное мнение.

Я считаю, что Глазунов является одним из лучших художников своего времени, потому что у него много работ, которые ценятся. Так же способствовал развитию изобразительного искусства по средствам обучения студентов-будущих художников мастерству в своей академии, которая является одной из лучших в стране, еслине в мире.

Если анализировать его работы моим не профессиональным взглядом, то можно прийти к некоторым выводам.

Хочу начать свой анализ с картины, которая мне больше всех понравилась. Картина из цикла “Русь”. На картине изображены два человека. Один старец и один юноша. Они находятся радом друг с другом. Выражения лиц серьёзные, печальные, взгляд куда-то вдальбудто сквозь зрителя. Тёмные одежды сливаются – являются единым тёмным пятном на светлом фоне, что акцентирует внимание на главных героях. Что можно сказать о них по внешнему виду? Судя по всему, это священнослужители, так как цвет и фасон соответствуют, так же присутствует атрибутика (кресты). У старца в руке палка, что могло бы значить, что им предстоит долгий путь, ведь людям в пожилом возрасте сложно передвигаться на дальние расстояния без помощи или подручных средств. Линия горизонта находится практически на середине работы. Позади героев весенний пейзаж в постельных тонах, свежий, холодный. Тает снег, на ветках ещё нет листьев, лёд в водоёме ещё не до конца растаял. Небо залито огненными цветами, что повествует о какой-то беде, пожаре. Множество искусно выполненных фактур, заставляет верить в этот огонь, дым. В небе контраст тёмного, горящего, опасного и свежего, чистого. На этой светлой части неба – облаках изображены птицы. Не спокойные птицы, пролетающие косяком или стаей, а птицы беспорядочно взлетевшие, создающие ощущение паники. Главные герои – путники, вынужденные покинуть своё привычное место обитания, дом, село, город. Конкретной информации картина не даёт, я не знаю точно откуда и куда они направляются, но я знаю, что герои миновали опасность и борются с тяжёлой судьбой.

Рассмотрим ещё одну картину “Дороги войны”. Дипломная работа «Дороги войны», на которой была изображена отступающая в 1941 году Красная армия, получила низкий балл. Холст был уничтожен как не соответствующий советской идеологии, но спустя годы автор сделал точную копию картины. Эта картина определила его дальнейший путь.Вскоре художник обосновался в Москве.Эта картина довольно достоверно отображает драматическую обстановку военного времени: когда вражеские войска активно наступали и оккупировали огромные территориястраны; когда небыло еще ни победы под Сталинградом, ни Курской дуге и в душе царили ужас и тревога за свое будущее,будущее своих детей; когда главным было - спастись в этой страшной сумятице и не попасть под оккупацию,где жизнь обесценивалась до нуля. Вот такую дорогу - дорогу войны, отступления и надежда изобразил всвоем произведение Глазунов. Работа художника полностью отвечает морально-нравственным принципам,принципам правды и настоящего реализма.

В картине присутствует сильно заметный контраст, который сразу бросается в глаза. Динамику дают общее движении толпы и диагональных линий светлых и тёмных тонов. Линии прослеживаются: светлая полоса неба в правом верхнем углу; затем следует тёмная полоса, хмурая – является фоном для толпы; толпа – светлая полоса, за исключением трёх лиц в тени; последняя полоса соответственно тёмная, те самые три лица. Я ассоциирую эти полосы с чередой хороших жизненных обстоятельств (светлая полоса) и негативных происшествий, проблем (тёмная полоса). В лицах людей видны ужас, тревога и надежда. При этом каждый персонаж выражает свои эмоции неповторимые и особенные. Как например, со светлой полосы переднего плана женщина с ребёнком на руках выражает тревогу, страх перед будущим и прошлым; с той же полосы в центре композиции находится улыбающийся мужчина, который вряд ли пережил меньше, чем остальные на картине; перейдём к тёмной полосе, где находится скорбь (девочка над телом старика, предчувствие скорой гибели), в конце полосы находится женщина в чёрном платке с взглядом по которому можно понять что она потеряло самое важное в её жизни.

В целом картина оставляет позитивное впечатление, т.к. сохраняется гармония, как и в жизни; препятствия, боль, проблемы сменяются хорошими, светлыми моментами или даже успехами, что даёт надежду в самые тёмные дни.

Таким образом, Илья Сергеевич Глазунов – деятельная личность, весомый художник, что вызывает уважение. Он внёс вклад в развитие изобразительного искусства, что безусловно оставит след в истории России.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: