Методики отслеживания взаимоотношений в отряде




1. «Волшебная палочка». Положите на стол в центре круга вол­шебную палочку. Объявите, что при ее помощи можно любого участ­ника тренинга превратить в кого угодно и во что угодно. Любой уча­стник может встать со своего места, взять палочку и, коснувшись лю­бого участника, со словами: «Превращаю тебя в..., потому что...», пре­вратить его во что угодно. После того как все участники превращены, а некоторые и не по одному разу, прервите игру и продолжайте тре­нинг. Отметьте в своем блокноте, кого превратили во что-то хорошее, а кого — во что-то неприятное. Запишите, кого превращали несколько раз, а кого ~ лишь однажды.

Через несколько часов раздайте участникам по листку бумаги и по­просите написать, кто во что был превращен. Следите за тем, чтобы участники не списывали друг у друга. Анализируя записки, Вы сможете сделать интересные выводы на основе наблюдения, кто и чьи превращения запомнил, а чьи начисто забыл.

Вариант этой игры: можно предложить участникам не превращать других, а превращаться вместе с ними. Анализируя результаты, мы сможем сделать вывод о симпатиях и антипатиях участников тренинга.

2. Всем участникам игры раздаются листки бумаги с написанными по вертикали числами от 1 до 20. Затем тренер в быстром темпе зачи­тывает отдельные слова, а участники должны после каждого слова очень быстро записать в соответствующей строке имя того участника тренинга, с которым ассоциируется это слово. Затем тренер собирает записки, подсчитывает, кто сколько раз был упомянут. Слова, которые зачитывает тренер, могут быть объединены в несколько подгрупп, со­держание которых зависит от того, что же тренер хочет измерить. Логично предположить, что слова типа «айсберг», «доспехи», «сумерки» будут ассоциированы с людьми закрытыми и замкнутыми, а «август», «медвежонок», «подушка» — с людьми мягкими, добрыми. Для удобства подсчитывания, а также для того, чтобы участники не заметили тенденций в подборе тренером слов, целесообразно, при нали­чии, скажем, четырех групп слов, слова первой группы ставить на 1, 5, 9, 13, 17 места, слова второй группы на 2, 6, 10, 14, 18 места и т. д.

3. «Бюрократ». По окончании занятий тренер объявляет, что пора расходиться, но для этого сначала нужно написать заявление. Каждый участник пишет на отдельном листе бумаги заявление следующего со­держания: «Прошу Вас отпустить меня с занятий в связи с окончани­ем рабочего дня». Затем свои заявления авторы должны подписать у кого-нибудь из участников тренинга, у того, кого автор сочтет нужным попросить выступить в роли начальника. Каждый просит кого-нибудь подписать ему заявление, а тот, к кому обратились с такой просьбой, может подписать, а может и отказать. В этом случае он ставит резо­люцию: «Не разрешаю», и подписывается.

Главное правило игры: тот участник, чье заявление оказывается подписанным, уже не имеет право подписывать чье-то заявление, и поэтому подписать свои заявления удастся только половине участников. Оговорите, что подписать заявления самим себе не разрешено!

После окончания игры все те, чьи заявления несут на себе вожделенную резолюцию, идут отдыхать, а те, кто так и не смог прорваться сквозь тенета бюрократизма, задерживаются на одну-две минуты, по­могают Вам расставить столы и стулья. Если у кого-то из них появилось чувство досады и обиды, снимите это чувство. Для того, чтобы сделать это, нужно показать человеку возможность объяснения проис­шедшего с ним как совсем не затрагивающее его честь, самолюбие и достоинство, указать направление его рассуждениям, следуя которым,
человек сможет увидеть случившееся с ним в выгодном для него свете. Скажите как бы мимоходом, что, по Вашим наблюдениям, настоящим руководителем и лидерам труднее всего бывает получить подпись в этой игре, и виной этому их стремление к оказанию другим помощи даже за свой собственный счет; умение уступать в мелочах, внутреннее благородство и т. д. И механизмы психологической защиты возьмутся за дело. Анализ подписей на заявлениях может натолкнуть тренера на инте­ресные размышления. Анализируются следующие параметры: кто к кому обратился, кто кому подписал, кто кому не подписал.

Террористы». Тренер предлагает поиграть в воздушных терро­ристов. Для игры группа делится на четыре подгруппы по 3 человека в каждой. Первая подгруппа играет со второй; третья с четвертой; затем первая играет с третьей, а вторая с четвертой; и на третьем этапе пер­вая играет с четвертой, а вторая с третьей.

На первом этапе 1-я и 4-я группы ~ террористы, а 2-я и 3-я — экипаж самолета. Террористы захватывают самолет и приказывают экипажу изменить курс. И тут между воздушными пиратами начина­ются разногласия: они хотят лететь в разные страны. Кто из участни­ков тренинга в какую страну хочет лететь, оговаривается заранее, т. е. перед началом игры каждый участник сообщает, куда он будет уго­нять самолет в бытность свою террористом, и тренер заносит это в бланки.

Таким образом, в каждом противостоянии есть 4 заинтересованные стороны: а) экипаж, который хочет лететь по своему маршруту, б) первый террорист, который хочет лететь на Багамы; в) второй терро­рист, которому по душе Тринидад и Тобаго; г) третий террорист, ко­торый стремится к земле суверенной Урюпинской области. На выясне­ние отношений выделяется 5 минут, и участники обсуждения должны сказать, куда же именно летит их самолет. Если они не пришли к еди­ному мнению, то все получают по 2 штрафных очка, если победило мнение одного из террористов, то он получает два очка, другие терро­ристы по 0,5 очка, а члены экипажа 0 очков. Если принимается мне­ние экипажа, то члены экипажа получают по 1 очку, а каждый терро­рист по 0,5 очка. Любой не согласный с итогом обсуждения террорист может взорвать самолет, при этом он получает 1 штрафное очко, а все остальные по 0,5 штрафных очка. Результаты заносятся тренером в таблицу 1.

Затем начинается второй этап игры: первая подгруппа играет с третьей, а вторая — с четвертой. Террористы становятся летчиками, а летчики — террористами. Правила проведения этапа те же.

После пятиминутного обсуждения и подведения итогов проводится 3-й этап игры: первая подгруппа встречается с четвертой, а вторая с третьей. По жребию определяется, кто будет террористом, а кто — экипажем самолета, и этап проводится по тому же сценарию.

После окончания этапа предложите всем участникам сесть в круг и разделиться на две равные по численности части: Союз тер­рористов и Ассоциация летчиков. На обсуждение вопроса — 3 ми­нуты, затем записываете, кто есть кто, предлагаете летчикам разде­литься на две команды по три человека в каждой, а террористам — на две группы захвата по три человека. Предложите договориться, кто с кем будет играть. Все результаты заносятся в таблицу 1. По­том проводится 4-й этап игры, который в точности повторяет лю­бой из трех предыдущих этапов.

Затем подводятся итоги игры, объявляются победители (те, кто набрал больше очков). Можно на этом завершить игру, а можно попросить участников на листках бумаги написать, кто, по мнению каждого, был лучшим террористом, кто был лучшим летчиком, в тройке с какими двумя участниками каждому хотелось бы захваты­вать самолет в игре, в тройке, с какими двумя участниками хотелось бы противостоять, нападению в качестве экипажа самолета. Сведите эти данные в таблицу 2.

Результаты игры дадут Вам богатый социометрический материал и предоставят обширную пищу для размышлений. Как- продолжение игры, Вы можете провести дискуссию (если, скажем, Вы проводите тренинг общения или ведения переговоров), какие психологические качества помогали убедить других принять Вашу точку зрения (пулеметы и фугасы, естественно, к психологическим качествам не относятся, хотя их психологическое воздействие ощутимо).

Игры подобного рода способствуют структурированию группы, являются удобной формой для проведения турнирных боев. «Террористы» — игра общего характера, но, оставив схему и заменив сюжет с гангстерского на какой-нибудь иной, можно проводить тур­нирные бои на требующемся вам материале. Депутатам можно пред­ложить смоделировать предвыборные дебаты, преподавателям — се­минарское занятие и т. д.

 

 


ТАБЛИЦА 1

Т/Э — террористом или членом экипажа был участник на этом этапе игры. Балл (Б) — сколько баллов набрал участник на данном этапе игры. Страна — название го­сударства, в которое участник будет пытаться угнать самолет.

ТАБЛИЦА 2 '•' ' < >

Место для схематического изображения структуры группы: каждый участник обознача­ется кружочком со вписанной в него фамилией, и от его кружочка идут зеленые стрелки к тем, кого он считает лучшим в игре, и красные, с кем бы он хотел играть в одной команде.

6. Несложная разогревающая игра, несущая и социометрическую нагрузку. Предложите участникам тренинга разделиться на группы в два-три человека для того, чтобы за несколько минут подготовить сценку: «Мы встретились через месяц после окончания тренинга и очень рады встрече». Спектакль, подготовленный каждой микрогруп­пой, должен длиться не более 1 минуты. Когда все подготовятся, пред­ложите сыграть придуманное. Если в тренинге используется видеока­мера, то сделайте запись, которую можно будет показать как-нибудь утром в качестве приветствия. Тренер должен запомнить составы подгрупп. Члены подгрупп, кроме сформировавшихся по остаточному принципу, скорее всего испытывают друг к другу симпатию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: