С нарушением органами исполнительной власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан.





Основание возникновения изменения и прекращения правоотношени

( юридический ) факт.

Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то ,что оно выступают в качестве частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти а не права государственных или не государственных организациях их должностных лиц поэтому административные правоотношения между гражданами и соответствующего органа наделенного государственно - властными полномочиями , могут складываться в связи :

1.С реализацией гражданами принадлежащим им по закону прав в сфере исполнительной власти ;

2.С выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере исполнительной власти;

3.С нарушением гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере;

С нарушением органами исполнительной власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан.

Основные права и обязанности граждан России в сфере исполнительной власти составляют часть прав свобод и обязанностей , закреплённых в Конституции РФ и конкретизированных в законах и других правовых актах .

На пример граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как не посредственно , так и через своих представителей.( ст. 32 ).

Граждане России имеют право обращаться лично ,а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления ( ст.33).

Каждый, кто законно находится на территории России ,имеет право свободно передвигаться , выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться (ст.27).

Также граждане имеют ещё целый ряд прав и обязанностей ,которые закреплены в Конституции РФ и других законодательных актах.

КоАП установлен определённый процессуальный порядок, который является важной гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной ответственности за их не правомерные действия в сфере исполнительной власти. Например : Российская Федерация гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ст.45).

Указам Президента от 1 ноября 1993 года утверждено Положение о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации (САПП. 1993 год №45 . ст.4325). Комиссия образована с целью усиления гарантий соблюдения прав Российских граждан. Комиссия может получать материалы, проводить проверки, посещать любые государственные органы учреждения и организации . Она составляет ежегодные доклады ,ставит вопросы и вносит предложения , рассматривает обращения граждан, расследует случаи нарушения прав участвует в работе органов СНГ и разработки международных соглашений.

Административно- правовое положение граждан может быть различным .

Оно определяется объемом и характером их административной правосубъектности , которую образуют административная правоспособность и дееспособность. Чтобы приобрести права и нести обязанности в сфере исполнительной власти , то есть быть участником административных правоотношений , гражданин ,как и другие субъекты административного права , должен располагать административной правоспособностью .Под ней понимается фактическая , обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности административно - правового характера. Она возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Ст. 19 Конституции провозглашает равенство всех граждан перед законом и судом , что гарантируется государством.

Граждане обладают равным объёмом административной правоспособности в хозяйственной ,социальной, культурной и административно - политической сферах . Однако это правоспособность может быть частично или временно ограничена в случаях и в порядке , определённых законодательством . Например, не все граждане по состоянию здоровья ,согласно Закону от 11 февраля 1993 года “ О воинской обязанности и военной службе” ( Ведомости .1993.№9 ст.325), могут быть зачислены на действительную срочную военную службу (ст. 20 ).

Уголовный кодекс предусматривает в качестве меры наказания возможность лишения права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью в течении соответствующего срока , а также лишения воинского или специального звания .Ст.24 КоАП предусмотрена возможность временного лишения гражданина специально предоставленного ему права, например, права управления транспортными средствами. Законом РСФСР от 17 мая 1991 года “О чрезвычайном положении” (Ведомости. 1991. №22. ст. 773 . ) предусмотрена возможность введения чрезвычайного положения, правовой режим которого выражается в возможности ограничения некоторых прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия.

Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности , под которой понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Тем самым административная дееспособность выступает как способность гражданина реализовать соответствующую правоспособность.

Административная дееспособность, как правило возникает по достижении гражданином 18 -летнего возраста, а в ряде случаев - раньше, в частности с 16 лет.

Граждане, как правило , обладают равной административной дееспособностью , однако по состоянию здоровья некоторые из них могут быть признаны частично или полностью не дееспособными и недиктоспособными. Дееспособные граждане могут осуществлять субъективные права и обязанности, вступив в конкретные административные правоотношения и быть стороной , обязанной выполнять требования, исходящие от органов исполнительной власти, или стороной ,реализующей принадлежащие ей права. Конкретные административные правоотношения возникают как по собственной инициативе граждан,так и в порядке одностороннего волеизъявления другой стороны , наделенной конкретными полномочиями.

Ст.18 Конституции определено, что права и свободы человека и граждане являются непосредственно действующими. Однако на практике это не всегда соблюдается .Есть ряд областей жизни, где проявились наиболее грубые и частые нарушения прав человека. Это беззащитность беженцев и вынужденных переселенцев, факты не своевременной выплаты заработной платы, издание незаконных нормативных актов на различных уровнях управления; это ограничения с выбором места жительства и прописки; превышения власти правоохранительными и силовыми структурами. Всё острее становится проблема правового положения Российских граждан и русско-язычного населения в некоторых странах ближнего зарубежья. Недостаточно чётко в законодательных актах прописываются предусмотренные Конституцией обязанности и ответственность государства по обеспечению прав граждан, особенно в вопросах контроля за соблюдение правоохранительного законодательства. Не изжиты рецидивы издания закрытых нормативных актов, касающихся прав и свобод. Принципиальные аспекты гражданства регламентируются Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утверждённым Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 года в редакции Указ Президента РФ от 27.12.93 года.( Собрание актов Президента и Правительства РФ 1994 год №4 ст.302).

 

7. Виды органов исполнительной власти.

 

Виды органов исполнительной власти

Система органов исполнительной власти многообразна. Огромная территория страны, 89 различных по многим факторам субъектов РФ (экономические, социальные, географические условия регионов и территорий и т.п.) - все это неизбежно сказывается на решении организационных проблем, связанных с построением такой системы государственного управления хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством, какова могла бы с наибольшей эффективностью способствовать реформированию жизни России.
Критерии, в соответствии с которыми действующие органы исполнительной власти могут быть разделены на определенные классификационные группы, различны. Их может быть достаточно много, если принимать во внимание все возможные оттенки характеристики той или иной группы таких органов. Поэтому предлагается наиболее значимая, т.е. имеющая принципиальное значение, их классификация.
1. Исходя из федеративного государственного устройства Российской Федерации, на первый план выдвигается территориальный масштаб деятельности исполнительных органов. В соответствии с данным критерием из их единой системы выделяются:
а) федеральные органы исполнительной власти;
б) органы исполнительной власти субъектов Федерации.
Последняя группа наиболее разнообразна, так как включает в свой состав соответствующие органы республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
Территориальный масштаб деятельности имеет ряд иных организационно-правовых выражений как применительно к федеральным органам исполнительной власти, так и к аналогичным органам субъектов Федерации. Так, федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы (управления, отделы и т.п.), действующие на территории субъектов Федерации, но не входящие в систему исполнительных органов республик, краев, областей и т.п. Кроме того, отдельные федеральные органы создают межтерриториальные исполнительные органы, действующие на территории нескольких субъектов Федерации (например, органы военного управления).
Органы исполнительной власти субъектов Федерации по своей организационной сути также можно характеризовать как территориальные, поскольку их компетенция ограничена территорией данного субъекта. Однако, учитывая, что в составе этих субъектов есть государства (республики) и административно-территориальные единицы (т.е. собственно территории), для их общей характеристики стал все чаще использоваться термин "региональное управление".
В качестве одного из проявлений территориального принципа построения системы органов исполнительной власти иногда называют образование местных исполнительных органов. Однако ни Конституция РФ, ни федеральное законодательство не содержат никаких упоминаний о такого рода органах. Даже территориальные органы, которые образуются федеральными органами исполнительной власти в субъектах Федерации, подобным образом не характеризуются.
Тем не менее в ряде конституций республик, входящих в состав Российской Федерации, прямо предусматриваются органы местной государственной власти и управления, т.е. исполнительные и распорядительные органы (конституции республик Ингушетия, Кабардино-Балкария, Коми, Татарстан, Адыгея, Башкортостан, Хакасия). Например, в ст. 94 Конституции Республики Коми записано: "Местная администрация - орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий государственное управление; она входит в систему исполнительной власти республики". Статья 108 Конституции Республики Башкортостан предусматривает два вида местной власти: местное государственное управление (в районах и городах) и местное самоуправление. В других случаях это почти одновременно органы исполнительной власти и местного самоуправления (г. Москва).
Так или иначе, но в подобных случаях налицо (и вполне обоснованное) стремление прежде всего республик обеспечить входящие в их состав административно-территориальные единицы соответствующими звеньями исполнительной власти.
Однозначного решения вопроса о судьбе такого рода органов пока не предложено, в силу чего в ряде случаев в систему органов исполнительной власти включаются исполнительные органы системы местного самоуправления. Между тем органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ (ст. 12) и федеральным законодательством не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, конструировать местные органы исполнительной власти на базе существующих исполнительных органов местного самоуправления невозможно.
2. Исходя из установленного порядка образования органов исполнительной власти выделяются:
а) исполнительные органы, формирование которых в соответствии с п. "г" ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению Российской Федерации. Имеются в виду федеральные органы исполнительной власти.
На федеральном уровне все основные вопросы образования органов исполнительной власти сконцентрированы в руках Президента РФ. Указом Президента "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 г. установлено, что создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства РФ <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

Кроме того, на федеральном уровне решаются вопросы образования федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в субъектах Федерации территориальных органов и назначения соответствующих должностных лиц (ст. 78 Конституции РФ);
б) исполнительные органы, формирование которых в соответствии со ст. 73 Конституции РФ и соответствующих статей республиканских конституций, уставов краев, областей и т.п. отнесено к ведению субъектов Федерации (ст. 63 Конституции Республики Бурятия; ст. 22 Устава (Основного закона) Оренбургской области).
На республиканском уровне порядок образования органов исполнительной власти в деталях различен. Решающую роль здесь играют высшие должностные лица республик, главы государств, президенты - главы исполнительной власти (ст. 54 Конституции Республики Ингушетия; ст. 85 Конституции Республики Коми).
В краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах порядок примерно такой же. Например, губернатор Ставропольского края формирует исполнительный орган - Правительство края, являясь одновременно его председателем (ст. 63 Устава - Основного закона Ставропольского края); Глава администрации Читинской области формирует аппарат областной администрации (ст. 38 Устава - Основного закона Читинской области) и т.п. В ведении московских властей (мэрия, правительство) находится формирование органов исполнительной власти - отраслевых и функциональных органов городской администрации (ст. ст. 52, 54 Устава - Основного закона г. Москвы).
В настоящее время федеральным законодательством внедрено единообразное официальное наименование органов исполнительной власти для всех субъектов Федерации. Это - высший исполнительный орган государственной власти субъекта, возглавляемый высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации). Тем не менее конкретное наименование такого органа и его руководителя определяется конституцией (уставом) субъекта Федерации. Теперь эти руководители (президенты, губернаторы и др.) избираются законодательными (представительными) органами субъектов Федерации по представлению Президента РФ в порядке, установленном законом <*>.
--------------------------------
<*> См. Федеральный закон от 11 декабря 2004 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 4950.

3. Органы исполнительной власти можно различать и по характеру компетенции. С этих позиций выделяются:
а) органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по основным вопросам их деятельности. Это - Правительство РФ, правительства республик, входящих в состав Российской Федерации, а также правительства (администрации), созданные в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах. Во многих случаях на региональном уровне ими руководят губернаторы;
б) органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении порученных им сфер отраслевой деятельности. Как правило, это - федеральные и республиканские министерства, иные отраслевые исполнительные органы;
в) органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые в порученной им сфере деятельности координируют деятельность иных исполнительных органов. Как правило, это - министерства и службы, а также аналогичные органы субъектов Федерации;
г) органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют различного рода разрешительные, контрольные, надзорные и регулятивные функции в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные службы).
4. По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. К числу первых относятся правительства, а также администрации субъектов Федерации, если это прямо зафиксировано в их статусе.
Так, наиболее важные вопросы глава администрации Архангельской области выносит на рассмотрение возглавляемого им консультативного органа - Совета администрации области. Члены совета назначаются главой администрации (ст. 27 Устава Архангельской области). Уставом Псковской области предусмотрено образование Коллегии администрации области (ст. 40).
Вопросы здесь решаются по принципу большинства голосов. Единоначальными являются, как правило, все остальные исполнительные органы, прежде всего министерства, службы, агентства. Единоначально может действовать и соответствующая администрация. Единоначалие тесно переплетается с началами коллегиальности на уровне обсуждения ведущих вопросов. Для этих целей, например, в министерствах создаются коллегии, различного рода консультативные и иные советы.
5. В качестве критерия классификации исполнительных органов применяется также способ их создания. С таких позиций можно различать:
а) исполнительные органы, образуемые в установленном порядке. Таких органов большинство как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов (например, образование министерств и иных исполнительных органов руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъекта);
б) в отдельных случаях используется способ избрания. Однако он не распространяется на тот или иной исполнительный орган, а относится к тем должностным лицам, которые возглавляют соответствующий исполнительный орган. Так, в соответствии с Федеральным законом от 11 декабря 2004 г., названным выше, высшее должностное лицо субъекта Федерации (президент, губернатор) избирается по представлению Президента РФ законодательным органом субъекта Федерации.
6. Разнообразны организационно-правовые формы органов исполнительной власти:
а) правительства (Российской Федерации, входящих в ее состав республик, городов федерального значения, а также в отдельных краях, областях);
б) министерства (федеральные, региональные);
в) службы (только федеральные);
г) федеральные агентства (только на федеральном уровне);
д) администрации или мэрии (в субъектах Федерации, не являющихся республиками);
е) департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы - структурные подразделения органов исполнительной власти либо самостоятельные органы управления в субъектах Федерации (см., например, ст. 69 Устава - Основного закона Тамбовской области).

 

 

8. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

 

Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации
1. Президент Российской Федерации:
1) определяет цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации;
2) издает нормативные правовые акты в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
4) устанавливает порядок представления ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации;
5) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
6) в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
7) устанавливает режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в период мобилизации и в военное время;
8) устанавливает порядок организации работ по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
9) предоставляет (приостанавливает) право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации гражданам или отдельным категориям граждан.
2. Президент Российской Федерации кроме полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет и иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, не урегулированные настоящим Федеральным законом.

Президе́нт Росси́йской Федера́ции — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над нею, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы[1][2]. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации[3]. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Полномочия Президента Российской Федерации

На основании четвёртой главы конституции президент России осуществляет следующие полномочия:

§ назначает, с одобрения Государственной думы, председателя Правительства Российской Федерации;

§ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

§ принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

§ представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;

§ по предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;

§ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;

§ формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

§ утверждает военную доктрину Российской Федерации;

§ формирует администрацию президента Российской Федерации;

§ назначает и освобождает полномочных представителей президента Российской Федерации;

§ назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

§ назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В соответствии с требованием конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;

§ назначает выборы Государственной думы в соответствии с конституцией и федеральным законом;

§ распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных конституцией;

§ назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

§ вносит законопроекты в Государственную думу;

§ подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию президентом РФ в течение семи дней и обнародованию;

§ обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства[19][20];

§ Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;

§ Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

§ Президент Российской Федерации может отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

§ осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

§ ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

§ подписывает ратификационные грамоты;

§ принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей;

§ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе;

§ решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

§ награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

§ осуществляет помилование.

В процессе осуществления своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы[21] и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

 

 

9. Центральные органы федеральной исполнительной власти.

 

 

В настоящее время в России существует несколько организационно-правовых форм центральных органов федеральной исполнительной власти:

1) министерство РФ;

2) государственный комитет РФ; комитет РФ, федеральная служба, российское агентство;

3) инспекции, комиссии, центры при Правительстве РФ;

4) иные органы.

Как правило, центральные органы федеральной исполнительной власти образуются Президентом РФ и наделены специальной компетенцией, они руководят порученными им отраслями или сферами управления и являются отраслевыми межотраслевыми (функциональными) или смешанной компетенции.

Центральные органы подчинены непосредственно Правительству (некоторые подчинены непосредственно Президенту). Руководители центральных исполнительных органов назначаются Президентом РФ. Правовой основой их деятельности служат законы, акты Президента и Правительства, а также специальные положения о каждом из центральных органов, которые утверждаются Президентом РФ или Правительством.

Правительство РФ устанавливает предельную численность работников центральных аппаратов министерств, государственных комитетов и других центральных органов исполнительной власти, размеры ассигнований из бюджета на их содержание.

Как правило, каждый центральный орган федеральной исполнительной власти возглавляет определенное ведомство, выполняет функции его центра, штаба, обеспечивает выполнение всех производственных и наряду с ними экономико-экологических, социальных задач, состоящих перед ведомством. Обычно центральный орган построен по следующей схеме:

1) руководство; 2) производственные структурные подразделения; 3) штабные подразделения, занимающиеся внутриорганизационной деятельностью в рамках ведомства.

Федеральные административные ведомства могут быть общефедеральными и совместными

1. Общефедеральные представлены отраслями и сферами деятельности, которые полностью находятся в ведении федеральных органов (Министерство обороны, Министерство путей сообщения, Государственный таможенный комитет и др.).

2. Совместные федеральные ведомства созданы для упорядочения деятельности в тех отраслях и сферах управления, которые являются предметами совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Центральные органы совместных ведомств руководят подведомственными отраслями частично непосредственно, а в основном через республиканские, областные, краевые, окружные, городские органы.

 

 

10. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы.

 

Прохождение государственной службы — это длящийся процесс, который для государственных служащих, замещающих должности ка­тегорий «Б» и «В», выражается в последовательной смене этих долж­ностей начиная с момента поступления на службу и до увольнения с нее. В течение этого временного отрезка реализуется административ­но-правовой статус государственного служащего.

Прохождение государственной службы регулируется двумя видами правовых актов. Они различаются между собой по характеру вызывае­мых ими правовых последствий.

Первый из них составляют нормативные правовые акты, устанавли­вающие общий для всех граждан России порядок (правила, условия) прохождения государственной службы. Второй вид правовых актов — это индивидуальные акты, представ­ляющие собой один из видов юридических фактов, т. е. таких факти­ческих обстоятельств, которые порождают, изменяют или прекращают государственно-служебные отношения для одного конкретного граж­данина.

Согласно Федеральному закону от 31 июля 1995 г., право поступле­ния на государственную службу имеют граждане России не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессио­нальное образование и отвечающие другим установленным для них требованиям. Общие положения о равенстве прав граждан на замещение государ­ственной должности не исключают некоторых специальных ограни­чений. После представления требуемых документов поступление гражда­нина на государственную службу оформляется приказом по государст­венному органу о назначении его на государственную должность госу­дарственной службы.

Различаются три варианта назначениявпервые или вновь поступаю­щих на государственную службу в зависимости от характера замещае­мых ими должностей.

Согласно Указу, присвоение федеральному государственному слу­жащему квалификационного разряда производится по замещаемой им государственной должности соответствующей группы на основе ква­лификационных требований.Решение о присвоении федеральному государственному служаще­му квалификационного разряда оформляется актом Президента или приказом либо иным актом руководителя органа. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку и личное дело служащего.

Государственная служба прекращается при увольнении государст­венного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию. Помимо оснований, указанных в ст. 29—37 КЗоТ, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя го­сударственного органа в случаях:

достижения государственным служащим предельного возраста, ус­тановленного для замещения государственной должности государст­венной службы;

прекращения гражданства РФ;

несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для го­сударственного служащего;

разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну;

возникновения других обстоятельств, ограничивающих нахожде­ние на государственной службе.

Сведения о прохождении гражданином государственной службы содержатся в его личном деле. Оно ведется кадровой службой соответ­ствующего государственного органа и при переводе государственного служащего передается по новому месту его государственной службы. Особенности государственной службы в отдельных государствен­ных органах определяются федеральными законами. Это касается военной службы, государственной службы в органах внутренних дел, в федеральных органах налоговой полиции, таможенных органах, дип­ломатической службы, государственной и иной службы казачьих об­ществ.

 

11. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение и классификация.

 

Правовые акты — основная продукция государственной администрации, это самая большая по объему и разнообразию разновидность юридических актов. Как и представительные органы, субъекты исполнительной власти могут издавать нормативные акты. Наряду с судами, они принимают юрисдикционные акты.

Правовые акты управления составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления. Акты управления издаются органами исполнительной власти, однако они также принимаются и государственными органами, относящимися к другим ветвям государственной власти,- органами законодательной и судебной властей.

Под правовыми актами органов исполнительной власти и местной администрации понимаются односторонние юридически властные предписания, влекущие юридически значимые последствия и обязательные к исполнению. Правовые акты управления являются наиболее распространенной юридической (административно-правовой) формой реализации задач, целей и функций исполнительной власти, публичного управления (государственного управления и местного самоуправления).

Юридическое значение административных актов заключается в том, чтобы показать их правовую роль в юридической практике не только органов государственного управления и местного самоуправления, но и органов законодательной (представительной) и судебной властей. Раскрытие юридического значения актов управления позволит ответить, например, на вопросы о том, для чего нужны акты управления в системе практического управления, могут ли они содействовать улучшению механизма правового регулирования и др. В результате чего можно будет выделить следующие аспекты юридического значения административных актов, которые:

1) выступают в качестве юридических фактов;

2) будучи нормативными актами, устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, регулируют одинаковым образом для неограниченного круга лиц общественные отношения, определяют порядок управления, возможность назначения административных наказаний;





Читайте также:
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...
Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.065 с.