Требования к условиям получения общего образования представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых для реализации основных образовательных программ, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения общего образования.
7.1. Кадровое обеспечение — укомплектованность кадрами, имеющими необходимую квалификацию.
В процессе разработки и введения государственных образовательных стандартов второго поколения, выявления динамики потребностей личности, общества и государства в образовании формируется социальный заказ системе педагогического образования, выражающийся в требованиях к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.
Требования к компетентности педагога определяются функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности, и могут конкретизироваться по ступеням общего образования в соответствии с возрастными особенностями ученика, типом и видом учебного заведения, особенностями педагогической теории, лежащей в основе организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.
7.2. Финансово-экономическое обеспечение — параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения, обеспечивающие переход от финансирования затрат учреждений общего образования к финансированию результатов их деятельности.
7.3. Материально-техническое обеспечение — общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды), соответствующей Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и Строительным нормам и правилам.
|
Требования к материально-технической сфере ресурсного обеспечения включают в себя параметры и характеристики:
— санитарно-гигиенических условий процесса обучения (температурный, световой режим и т.д.);
— комфортных санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, туалетов, мест личной гигиены и т.д.);
— пожарной и электробезопасности, охраны труда, выполнения необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
— образовательной среды, адекватной развитию ребенка (эстетические условия, оформление школы, кабинетов, пришкольной территории).
7.4. Учебно-материальное обеспечение — требования к комплектности и качеству учебного и учебно-наглядного оборудования.
7.5. Информационное обеспечение — обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио-и видеоматериалов.
Нормативным сопровождением стандарта, является пакет документов, регламентирующих условия реализации основных образовательных программ с учетом достижения целей, устанавливаемых государственным образовательным стандартом:
· Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, Строительные нормы и правила.
|
· Перечни рекомендуемой учебной литературы.
Документ содержит список таких элементов, которые необходимы для реализации образовательной программы общего образования.
· Перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений. Номенклатура этого документа адекватна требованиям стандарта и обеспечивает потребности реализации основных образовательных программ.
· Перечни необходимых информационных ресурсов, в том числе ИКТ.
· Требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений.
Данный документ может содержать также требования к экспертизе (аттестационные листы или карты) каждого учебного кабинета, на основании которых можно проводить оценку предметных кабинетов не только по показателям полноты комплекта оборудования, но и по параметрам эргономико-дидактической приспособленности материальных условий кабинета к реализации государственного образовательного стандарта.
Установление четкой взаимосвязи и взаимообусловленности планируемых результатов освоения основных образовательных программ, организации и содержания образовательного процесса, его ресурсного обеспечения позволяет создать систему эффективного управления качеством образования в общеобразовательном учреждении.
.