ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Макет
(ВАРИАНТ №2)
Москва 2007
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………3
2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ……………………………………………………………..4
3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ …………………………………..5
4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФГОС …………………………………………………6
4. 1. Стандарт как общественный договор …………………………………….…………..6
4. 2. Назначение и функции стандарта …………………………………………….……….7
4. 3. Деятельностный подход в построении стандарта ………………………………..9
4. 4. Статус федерального государственного образовательного стандарта общего образования ………………………………………………………………………….11
5. ПРИНЦИПЫПОСТРОЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ …………………12
6. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ…………………………………………………………………………………….13
6. 1. Соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса..………….………..13
6. 2. Разделы основной образовательной программы для каждой ступени общего образования ……………………………………………………………………………..……….……13
7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ………………………………………………….……19
8. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ…………………………………………………………..………22
8. 1. Общие требования к результатам образования…………………………….…….…22
8. 2. Требования к результатам начального образования ……………………….……25
|
8. 3. Требования к результатам основного общего образования…………….……..27
8. 4. Требования к результатам среднего (полного) образования…………………..28
9. ЧТО ДАЕТ ВВЕДЕНИЕ СТАНДАРТА………………………………………..…….…..29
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: ребенку должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Федеральные государственные образовательные стандарты – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование.В ст. 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».
Введение федеральных государственных образовательных стандартов соответствует также ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В контексте прав человека образовательный стандарт является документом, который создает важные условия осуществления права на образование и который по своему содержанию должен соответствовать как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностью.
|
Федеральные государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативного правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании».
В основе стандарта лежит новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений подразумевает принятие обеими сторонами взаимных обязательств (договоренностей). В этом контексте стандарт — средство обеспечения стабильности планируемого уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития.
Стандарты первого поколения выполнили задачу сохранения единого образовательного пространства обеспечивающего академическую мобильность учащихся, но, вместе с тем, стали фактором консервации школьного образования, направленного на реализацию прежних целей и задач школы.
В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Важнейшее значение приобретают социальные эффекты, производимые образованием - эффекты консолидации общества и формирования гражданской идентичности (национальной, общероссийской, общечеловеческой), снижения рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями.
|
Появление новых вызовов времени требует модернизации образования в целом, школьного образования в частности.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Основными пользователями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования являются:
· педагогические коллективы общеобразовательных учреждений;
· обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся;· органы управления образованием, руководители общеобразовательных учреждений;
· объединения специалистов и работодателей в сфере образования;
· организации, обеспечивающие разработку примерных основных образовательных программ по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
· органы, обеспечивающие финансирование общего образования;
· уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие аттестацию педагогических кадров и обучающихся, лицензирование, аккредитацию ОУ и контроль качества в сфере общего образования;
· уполномоченные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль соблюдения законодательства в системе общего образования;
· органы исполнительной власти, учреждения и организации, осуществляющие охрану здоровья, социальную защиту и безопасность участников образовательного процесса.
ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ
Основная общеобразовательная программа – совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса и обеспечивающей выполнение ФГОС с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и воспитанников.
Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.
Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Фундаментальное ядро общего образования – система ключевых положений научной картины мира и ценностных ориентиров приемлемого социального поведения, актуальных для современной ситуации цивилизационного развития в сочетании с национальными приоритетами.
Планируемые результаты освоения основных образовательных программ – система операционализированных личностно ориентированных целей образования, показателей их достижения и критериев оценивания, выстроенных в логике традиционной (предметной) структуры школьных программ.
Дополнительная образовательная программа – программа, направленная на реализацию потребностей и запросов обучающихся (воспитанников) помимо деятельности в рамках основной образовательной программы. Её организационно-педагогическая структура может отличаться от структуры основной образовательной программы, согласовываясь с последней в области целеполагания и спектра конкретных образовательных задач.
В настоящем «Макете» используются следующие сокращения: ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт; ФГОС ОО - федеральный государственный образовательный стандарт общего образования; ООП – основная образовательная программа; БУП – базисный учебный план; УУД – универсальные учебные действия, ОУ – образовательные учреждения.