Разделы основной образовательной программы для каждой ступени общего образования




6. 2. 1. Пояснительная записка, которая устанавливает Требования к определению целей образования.

Основная образовательная программа должна определять:

ü Основные цели общего образования;

ü Основные цели образования для каждой ступени школьного образования;

Цели образования определяют результаты, достижение которых школа может гарантировать (при условии выполнения участниками образовательного процесса своих обязанностей) и результаты, к которым школа стремится, но достижение, которых зависит не только от школы, но и от других институтов социализации.

Цели образования формулируются в терминах, раскрывающих возможности учащихся в решении проблем и противоречий, значимых для их развития.

6. 2. 2. Основное содержание образовательных программ

Основное содержание образовательных программ включает общие положения, содержащиеинтегральное описание содержания образования без дифференциации по учебным предметам и их группам. Для этого сформулированы цели общего образования, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательной школы и соответствуют выявленным потребностям личности, общества и государства в общем образовании.

Начальное образование

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Ранее главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание образования на первой ступени реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения (математика, окружающий мир, художественный труд). При этом значительное внимание уделяется развитию эмоциональной привлекательности процесса учения, укреплению познавательного интереса, как ведущего фактора успешности образовательного процесса. Современные тенденции развития российского образования, необходимость интеграции России в мировое сообщество обусловили введение в начальной школе изучения иностранного языка и информационных технологий. Включение информационных технологий связано с необходимостью использования их как средства повышения эффективности познавательной и практической деятельности учащихся при изучении всех учебных предметов.

 

Основное общее образование

Основное общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся – формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

Содержание обучения в 5-6 классах должно реализовать принцип преемственности с начальной школой, обеспечить адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы. В этой связи вводятся интегрированные предметы: математика, естествознание, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности, обеспечивающие подготовку к изучению систематических курсов.

В процессе освоения содержания основного образования создаются условия для формирования у обучающихся умения организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.

Изучение систематических курсов естественнонаучных (физика, химия, биология) и общественных (география, история, обществознание) дисциплин нацелено на формирование у обучающихся умения объяснять явления действительности, выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, выявлять причинно-следственные связи, оценивать их значимость.

Для формирования у обучающихся умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей вводятся систематические курсы литературы, истории и обществознания, искусства, продолжается изучение иностранных языков.

Для усвоения обучающимися ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности – навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыков сотрудничества способствуют все учебные предметы, и в большей степени русский язык, математика, информатика, иностранный язык и основы безопасности жизнедеятельности.

В основной школе с одной стороны, завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам, а с другой - создаются условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене или иного варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного общего среднего образования.

 

Среднее (полное) общее образование

(разработка 2008 г.)

6. 2. 3. Базисный учебный план

Базисный учебный план включает учебную и внеучебную деятельность, является нормативным правовым документом, в котором представлен перечень учебных предметов, и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам, и содержит инвариантную обязательную для освоения всеми обучающимися и вариативную часть.

Базисный учебный план выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его освоению, при определении требований к организации образовательного процесса, при расчете бюджетного финансирования, и в качестве одного из основных механизмов его реализации.

В основной образовательной программе определено соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, которая определяется образовательным учреждением. В связи с этим вариативная часть базисного учебного плана состоит из часов, которые должны быть в обязательном порядке реализованы по желанию участников образовательного процесса (школы, ученика и его родителей), и эти часы входят в учебную (урочную) нагрузку, а также часов, отводимых на внеучебную деятельность.

В базисный учебный план включена рубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 часов в каждом классе. Базисный учебный план определяет основные направления деятельности учащихся во второй половине дня.

За счет указанных в базисном плане часов общеобразовательное учреждение реализует программу социализации учащихся, воспитательные программы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: