Раздел 1. Система научно-исследовательской работы студентов




Исследовательская работа студентов в вузе является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных творчески мыслить и в перспективе решать проблемы, стоящие перед профессионалом. Научная работа студентов при этом выступает органической составной частью целостной системы подготовки специалистов с высшим образованием.

В основу организации научно-исследовательской работы студентов положены следующие принципы:

1. Сочетание обязательных (при подготовке дипломной работы) и добровольных научных работ студентов;

2. Максимальная самостоятельность научного студенческого сообщества при деятельной поддержке кафедр и факультетов;

3. Сочетание дидактических (обучающих) функций студенческой научной работы с практическим вкладом в НИР “большой” науки и практических нужд института.

Научно-исследовательская работа студентов выполняется сверх (вне) учебных планов и предполагает не “ученический” уровень изысканий, а научную и общественную значимость ожидаемых и получаемых результатов. Другими словами, результаты НИРС должны иметь теоретическую и практическую значимость. Значительная часть научно-исследовательских работ студентов на факультетах и кафедрах сводится к овладению ими специальными знаниями и исследовательскими приемами. В то же время НИРС не является частью учебного процесса, хотя и взаимодействует с ним. Эффективность НИРС обусловлена, с одной стороны, мерой ее взаимодействия со всеми компонентами учебного процесса, с другой – ее организацией как системы, обладающей спецификой целей, результатов и логикой развертывания во времени. Научно-исследовательская работа студентов осуществляется как система усложняющихся задач, решение которых приводит к неуклонному обогащению исследовательского опыта, личностного и профессионального самоопределения.

Цель НИРС

Основная цель НИРС – формирование высококвалифицированного, творчески мыслящего специалиста, способного самостоятельно решать стоящие перед ним задачи.

 

Основные задачи НИРС:

1. Развитие у студентов склонностей к научно-исследовательской деятельности, осуществление органичного единства обучения и эвристической подготовки к творческому труду.

2. Создание предпосылок для воспитания, формирования и самореализации личностных творческих способностей.

3. Расширение теоретического кругозора и научной эрудиции.

4. Обеспечение наиболее эффективного профессионального отбора способной, одаренной и талантливой молодежи для дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре, пополнения научных и педагогических кадров.

5. Популяризация научных знаний и достижений среди студентов.

Основной базой для организации и проведения НИРС являются кафедры и факультеты, лаборатории и центры, студенческие дискуссионные клубы. Во всех случаях научная работа студентов строится в соответствии с основными направлениями научных исследований факультетов и является важным показателем качества их работы.

 

2. Темы студенческих исследований. Темы студенческих исследований соответствуют разным по направленности учебных и творческих интересов научным направлениям факультетов ЮРГИ.

 

3. Направления прикладных научных исследований. - Юридический факультет -120001 теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. 120008 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право.

- Факультет экономики – 080005 – экономика и управление народным хозяйством.

- Факультет рекламы – 080005 – экономика и управление народным хозяйством (маркетинг).

- Факультет практической психологии – 190001 – общая психология, психология личности, история психологии.

- Факультет философии – 090013 – философская антропология, философия культуры.

- Факультет дизайна – 170006 – техническая эстетика и дизайн.

В рамках общеинститутских программ соответственно научным направлениям факультетов, в связи со специализацией и направленностью теоретических и практических интересов профессорско-преподавательского состава сложились следующие темы НИР:

Этапы исследований вносятся в план научной работы и утверждаются в начале года на заседании Ученого Совета. Ученый совет определяет характер и приоритеты исследований.

 

Формы научно-исследовательской работы студентов:

§ Работа студенческих научно-исследовательских кружков, проблемных творческих групп, выполняющих исследования по вопросам, связанным с научными интересами студентов, преподавателей и кафедр в целом.

§ Участие в научных конференциях, выступление с докладами и сообщениями по материалам исследований.

§ Участие в научных и научно-методических исследованиях, проводимых кафедрами института.

§ Участие в международных программах.

§ Представление материалов научно-исследовательской деятельности на конкурсы различного уровня (внутривузовский, региональный, всероссийский и т.д.).

§ Исследовательская работа, проводимая по индивидуальному плану.

Творческая работа на факультете дизайна.

Включает участие в выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях; создание каталогов, внедрение дизайнерских разработок в производство. Творческими являются разработки, которые отмечены дипломами, представлены на выставках или внедрены в производство и документально зарегистрировано их авторство.

 

Практические этапы участия студентов в НИРС:

На младших курсах преобладает клубная форма НИРС, наиболее удобная для решения задач, возникающих на первом этапе приобщения обучаемых к научной деятельности. Студенческий дискуссионный клуб или кружок объединяет студентов, проявляющих интерес к одной и той же дисциплине и имеющих, как правило, примерно одинаковый уровень подготовки. Дискуссионный клуб преследует цель введения студентов в круг понятий и проблем дисциплины или дисциплин, сообщения им минимума знаний, необходимых для последующего овладения исследовательскими приемами. В работе клуба доклады преподавателя органически сочетаются с обсуждением научной литературы и с анализом итогов выполненных студентами заданий исследовательского характера. Занятия в клубах (кружках) предполагают либо более широкое ознакомление с проблематикой науки, либо более глубокое изучение некоторых частных проблем, чем это предусмотрено программой соответствующей учебной дисциплины.

На старших курсах также работают клубы (кружки), но деятельность студентов строится по иной схеме. Студенты, занимающиеся в этих кружках, уже усвоили минимум сведений по интересующей их учебной дисциплине. В этих условиях существенно возрастает роль самостоятельной творческой работы, промежуточные и конечные результаты которой становятся предметом обсуждения на заседаниях кружка. Студенты сопоставляют и делают критический анализ имеющихся научных концепций, собирают и обрабатывают эмпирический материал, осваивают приемы обобщения полученных сведений, т.е. овладевают методологией и логикой научного исследования.

Наряду с кружковой формой организации НИРС широко распространена работа проблемных групп, занятых разработкой какой-либо одной, общей для всей группы проблемы. Проблемные группы, как правило, являются самостоятельными организационными единицами. Как правило, проблемная группа состоит из 3-5 человек. Участники проблемной группы либо коллективно решают одну проблему, либо распределяют между собой частные аспекты проблемы. Для выступления на заседаниях проблемной группы могут быть приглашены ведущие преподаватели института, работающие в данной области. Проблемная группа может состоять из студентов разных курсов.

Очень важной формой НИРС является индивидуальная работа научного руководителя со студентами. Преподаватель может руководить одной или несколькими студенческими научными работами. Начинать индивидуальную работу со студентами, обнаружившими исследовательские склонности, необходимо уже на младших курсах.

Результаты студенческих исследований оформляются в виде докладов и сообщений, с которыми авторы могут выступать на студенческих научных конференциях ЮРГИ, на межвузовских конференциях молодых ученых и студентов. Доклады, представляющие серьезный научный интерес, оформляются впоследствии в виде студенческих научных работ и могут быть представлены на конкурс студенческих научных работ или Всероссийский открытый конкурс на лучшую работу студентов.

Лучшие доклады и сообщения студентов могут быть рекомендованы к публикации в сборнике студенческих работ института.

При выполнении всех видов научных работ студентам предоставляется возможность широкого использования материальной базы и производственных площадей кафедр, преимущественного права пользования фондами библиотеки, работы в сети Internet.

Актуальность и значимость научно-исследовательской деятельности как части освоения образовательно-профессиональной программы возросла в связи с открытием магистратуры – образовательной ступени высшего уровня образования, направленной на повышение теоретического уровня студентов и формирование у них умений навыков научно-исследовательской работы. Магистратура удачно совмещает в себе как разнообразные формы организации учебного процесса, так и научную деятельность магистрантов:

§ научные семинары в качестве форм аудиторной работы;

§ студенческие исследовательские лаборатории в качестве форм самостоятельной работы студентов-магистрантов;

§ защиты рефератов в качестве форм промежуточной аттестации.

Первоочередная задача магистратуры – подготовка преподавателей профессиональной школы (высшей и средней специальной), готовых осуществлять поиск и современную обработку информации, профессионально интерпретировать и текстуально оформлять научные результаты. Важно также учитывать, что магистратура – это база для подготовки не только преподавателей, но также и будущих ученых, уровень общей и профессиональной подготовки которых должен быть адекватен стремительно меняющимся требованиям формирующегося информационно-образовательного общества. Поэтому в магистратуре необходима координация научно-исследовательской работы студентов в соответствии со сложившимися в институте основными научными направлениями. Формами такой координации могут выступать:

§ создание банка данных по магистратуре, где собраны сведения по магистерским диссертациям, с целью оперативного взаимодействия с магистрантами;

§ взаимодействие руководителей магистерских диссертаций с руководителями основных научных направлений, что необходимо для создания единого информационного поля, посредством которого магистранты будут взаимодействовать с ведущими преподавателями института.

Таким образом, несмотря на определенные различия в формах организации, в соотнесении с учебным планом и в ряде конкретных задач, научно-исследовательская работа студентов служит одной общей цели – формированию высококвалифицированного, творчески мыслящего специалиста, способного самостоятельно решать стоящие перед ним задачи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: