Опыт берет дорого, зато объясняет доходчиво




Фоторепортаж после литературно-музыкального творческого вечера тольяттинского поэта, члена Союза писателей России, кавалера Гоголевской медали ЮНЕСКО и давнего друга библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»

 

«Жизненный опыт, - говорил известный философ Томас Роберт Дьюар, - это то, что ты приобретаешь, когда ищешь что-то совсем другое». По трезвом размышлении не все назовут такое приобретение удачным - тут многое зависит от суммы разочарований, которую приходится платить. Некоторые даже утверждают, что опыт - хороший учитель, что он - та школа, в которой человек узнает лишь то, каким дураком он был раньше.

К счастью, есть и другие, кто убежден: опыт - это не то, что происходит с человеком, а то, что делает человек с тем, что с ним происходит. К их числу, безусловно, относится тольяттинский поэт Александр Воронцов, творческая встреча с которым прошла 26 января 2020 года в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант». Литературно - музыкальный вечер состоялся в рамках национального проекта «Культура» и назывался просто «Поэтический калейдоскоп Александра Воронцова».

В проведении бенефиса поэта участвовали Алла Волченко и Галина Алферова, артисты народного Литературного театра им. Пушкина, Геннадий Ганюшкин, заслуженный гармонист России, Нина Алтарева и Татьяна Сизова, самодеятельные поэтессы, Надежда Сергеенко, декламатор. Галина Демасюк, тольяттинская исполнительница, спела песню «Родники», написанную на стихи нашего бенефициара. Другие стихи поэта прозвучали в авторском исполнении, в исполнении чтецов и в записи в виде песен Валерия Новского, Марины Мещеряковой, Юрия Андрюшина, Екатерины Печкуровой и Раисы Нидвига. Среди них - «Бессилен, кажется, понять я…», «Певица», «Три огня», «Нежность», «За окном», «Ах, Россия!»…

Что нужно для стихов?

 

«Что нужно для стихов, -

Спросила ты меня, -

Запас ажурных слов,

Или запал огня?»

Я воспарил - ага!

Хорошенький вопрос!

Стихам нужны снега,

А к ним - еще мороз.

Еще нужны грачи,

Над ними – небосвод.

Еще нужны ручьи,

А лучше – ледоход!

Ещё нужны леса

И волны спелой ржи,

А где-то – голоса,

И марево дрожит.

Еще бы пламенел

Боярышника куст…

Да чтобы много дел,

Да чтобы много чувств.

 

Но сначала немного биографии.

Александр Свиридович родился 14 июня 1939г. в Богучарском районе Воронежской области. Его отец - Свирид Стефанович- погиб на фронте в октябре 41-го. Семья пережила фашистскую оккупацию, голодные военные и послевоенные годы. Но мать, Евдокия Никитична, не только вырастила Сашу и двух его сестёр Иру и Клаву, но и смогла дать им хорошее образование.

После службы в Советской Армии Александр поступил в Харьковский политехнический институт, но завершил высшее образование во Всесоюзном заочном машиностроительном институте.

Поколесив по нашей необъятной стране, Александр Свиридович в апреле 1970-го бросил якорь в славном городе Тольятти, где и обитает до сих пор. В феврале 1962-го он женился на Люсе Афанасьевой, сестре своего армейского сослуживца и друга. У Воронцовых есть сын, дочь, три внучки и внук.

Стихи Александр Воронцов начал писать в юности, но всплеск его творческой активности пришёлся на тольяттинский период жизни. Издано 8 стихотворных сборников, сборник песен, двухтомную многожанровую книгу и публицистическое эссэ. Все они есть в фонде библиотеки «Фолиант»: «Ты понимаешь, я - не идол…» (1999), «Дымок» (2002), «Неизъяснимая нежность моя» (2004), «Трубач» (2005), «Что помнится крепче» (2009), сборника песен «Сердце не знало оков» (2009), двухтомника «Вначале была жизнь» (2013), «Метеорит» и «Дорожные мотивы» (2014). В архиве электронных документов библиотеки имеется также авторская аудиокнига «Дымок», в которой собрано около 600 стихотворений и порядка 150 миниатюр.

Александр Воронцов - член Союза писателей России и кавалер Гоголевской медали ЮНЕСКО. Кроме того, его имя включено в антологию «Писатели Самарского края» в числе ста лучших писателей 19-21-го веков. Анализ творчества поэта нашел свое отражение в дискуссионном учебно-методическом пособии «Современная русская литература: читаем, полемизируем», выпущенном кафедрой русского языка и литературы Тольяттинского государственного университета.

Новые стихи А. Воронцова его поклонники могут услышать на поэтических вечерах в библиотеке «Фолиант», в литературной гостиной «Культурного Центра Автограда», в музее Рерихов, Центре-музее им. Высоцкого в Тольятти…

Так что же движет человеком при обращении к поэзии? Счеты с историей? С врагами? C любимыми женщинами? Cо своей судьбой? Посмотрим…

На мой взгляд, Александра Воронцова невозможно причислить ни к какому современному направлению в поэзии: он стоит особняком, сам по себе. Поэт - воин, поэт - провидец, поэт - мудрец. Впечатление, остающееся после прочтения его стихов, - это сплошная сила и уверенность умного человека.

 

Умру - и начнут судачить,

Что ел я и сколько пил,

И сколько наделал чудачеств,

И скольких я женщин любил.

Откуда дешевый этот

Мещанский ваш интерес –

К художникам и поэтам

С аршином портняжным лезть?

Ну что же вы не подбили

На счетах иль ЭВМ,

Сколько душевной силы

Отдано в ткань поэм?

А сколько сердец отогрето,

Затянутых, было, в ледок,

А сколько раздарено света,

Сочтете вы? Я - не смог!

(«Счет»)

Все стихи - отличные! Разные, многоплановые - картинки природы, юморески, зарисовки, элегии, посвящения… Все они - воздушные, прозрачные, не сюжетные, но совершенно необыкновенные! Творческую манеру Воронцова трудно спутать с чьей-нибудь еще, потому что он в четырех строчках умеет вместить всю вселенную, и любой читатель тут же ощутит его, авторское, состояние.

Сгорел. Угас. Огонь растрачен -

Не в этом суть,

А в том, что он звездой горячей

Закончил путь!

(«Метеорит»)

 

Он - подлинный лирик: созерцание, философское размышление, страсть. И в то же время - очень конкретный характер, выраженный в авторском голосе, в авторском взгляде, почти всегда обращенном в небо. Читая новый сборник, замечаешь, сколько в нем «полетных» стихотворений:


Полечу, долечу! Только крылья мне дай!
Улечу за тобою в заоблачный край!
Потому, что в заоблачной той вышине -
Вижу нежный твой образ, что сердцу так мил,
Невозможно назад возвратиться уж мне!
Слышишь, я в облака за тобой воспарил!
(«В небе»)

Поэтический мир Воронцова подвижен и гармоничен, он воспринимается как дневник душевных состояний. Природа, женщина, красота, поэтический порыв и напряженная мысль сплетаются в нем в цельную картину. А увидят ее лишь глаза, устремленные в том же направлении - к небу.

Помимо этого, автору свойственна ясность поэтического языка. Он сосредоточен на содержании, а не на формальных экспериментах и витиеватости - погоня за новыми неожиданными рифмами или ритмическими кульбитами его мало интересует. Он успешно продолжает традиции русской классической поэзии, предпочитая стройные метры - разболтанным и точные рифмы - приблизительным. И это неспроста. Строгая форма как нельзя лучше подходит к ясным мыслям и неторопливому, несбивчивому глубокому дыханию. А разные интонации делают пространство стихов объёмнее и многослойнее.

Опыт берет дорого, зато объясняет доходчиво

С Александром Свиридовичем очень интересно говорить о жизни, о непростых проблемах современного мира, о коллизиях и драмах нашего бытия и, конечно, о литературе, которой он служит самоотверженно. На трудные вопросы умеет ответить умно, часто ответы его неожиданны и порой парадоксальны, но всегда интересны и сдобрены весомой долей юмора.

Мне опять дана отсрочка,

Непонятно только, кем.

Есть отсрочка – ну и точка!

Удовольствуюсь и тем.

Потопчу еще землицу,

На канате попляшу,

Погляжу в родные лица,

Покричу: «Ура! Дышу!»

Позабуду я, конечно,

Боли колкие в груди,

И покажется, что вечность

Вновь маячит впереди.

И опять – на ловлю строчки,

И опять – на ловлю тем…

Есть отсрочка – ну и точка!

Удовольствуюсь и тем.

(«Отсрочка»)

 

Простота житейской мудрости и непостижимость философии жизни - эти вещи становятся для него ядром существования, центром тяжести и противовесом одновременно. И все это - в пространстве одного стихотворения, где грустную линию подведения итогов то и дело пересекают острые лучи счастья.

 

Я жил и в городах, и селах,

Такого в жизни повидал!

И потому я стал веселым,

И потому люблю печаль.

 

Уже с первых страниц любой его книги можно услышать, почувствовать, вспомнить вкус подлинной гармонии нашего мира. Мира, в котором боль и радость в равной степени присущи человеку. Они как знание, передающееся из поколения в поколение. Суть этого знания в поиске собственного пути. Он и есть - неотъемлемая часть жизненного опыта.

 

Прости меня - я всё прожил…

Прожил себя, прожил судьбу!

И даже медную трубу,

И напряженье жил –

Я всё прожил…

Но я ведь жил!

(«Прости меня»)

Кроме того, в поэзии Воронцова постоянно звучит мотив памяти, тонко прочувствованная связь прошлого и настоящего, невозможность отделить себя от истории своей страны. Эта связь - словно собранная мозаика человеческого существования, из которой нельзя выбросить ни кусочка.

 

Юг воронежского края,

Неглубокий чернозем,

Сторона моя родная,

Ненаглядный окоем!

(«Память»)

Кажется, что поэт вполне реально видит те невидимые обывателю нити, которые идут от одного человека к другому. Некоторые из этих нитей задевают лишь на время, а некоторые связывают людей на века. Но все они длятся во времени какой-то период и тем самым продолжают круговорот жизни.

В сборнике «Дорожные мотивы» через смешные высказывания внуков, через жужжанье шмеля и красоту волжских закатов Александр Воронцов, подобно Пьеру Безухову, вдруг понимает, что все это - в нем самом. И мысль о бесконечности вселенной и о конечности своего земного бытия его уже не пугает, а дарит счастливое ощущение бессмертия.

 

Невесел. На то есть причины:

Ушла из груди благодать,

Ведь роль пожилого мужчины

Мне выпало нынче играть.

Ах, жизнь-режиссер беспощадный,

Зря тратишь таланты со мной:

Не то я родился нескладным,

Не то чересчур молодой.

 

Жить без оглядки

 

Один из лейтмотивов сборника «Метеорит» - сопротивление. Оно - основа жизненной схемы, собственной и личной, без оглядки на чужие, возможно, и лучшие планы человеческой жизни. Неприятие чуждых ориентиров, определение на ощупь своего пространства и прочное осознание собственной правоты - вот нехитрый на первый взгляд житейский багаж, которым поэт щедро делится с нами. Не бесконечный монолог придворного поэта, не полубредовые причитания царского шута, не смелые частушки скомороха, а обращение во весь голос несгибаемого оппозиционера.

 

Иногда лишь на бумаге,

Иногда и наяву

Были, были передряги…

Странно: всё ещё живу.

Почему-то рикошетом,

Почему-то всё в отскок,

А ведь целили при этом

Не куда-нибудь – в висок.

Всё под сердце норовили

Припечатать поточней.

Топоры мелькали, вилы –

А ведь жив до этих дней!

(«Причина»)

 

Его стихи честные, безыскусственные. Их лирический герой и есть обобщенный образ человека, борющегося за убеждения.

 

Кого?

«Не спрашивай, по ком звонит колокол…» Э. Хемингуэй

 

Недавно колосья мне кланялись низко,

Стояли ядрёны, усаты, густы.

А нынче рядами стоят обелиски,

А нынче густыми рядами кресты.

 

Кто здесь похоронен? – прохожих спросил я.

Ответили тихо, с надрывом в душе:

На кладбище новом хоронят Россию –

На старом погосте ей тесно уже.

 

А что ж не спасалась? А как же Мессия?

Что проку в Мессии – уж сколько годов

Бороться за жизнь утомилась Россия,

А смерти отдаться – не надо трудов!

Вон, слышишь, без отдыха колокол зв о нит,

А медные трубы трепещут, трубя.

На кладбище новом Россию хоронят,

Так, значит, хоронят меня и тебя!

 

Недавно колосья мне кланялись низко,

Стояли усаты, ядрёны, густы.

А нынче - рядами стоят обелиски,

А нынче - рядами кресты и кресты.

 

Александр Воронцов сознает, что его стихотворные советы не прочтет правящая элита… Но сам он может работать только в постоянной борьбе, в противодействии, в преломлении трудностей, в переламывании ситуации в свою пользу.

Он постоянно задает вопросы, многие остаются без ответа.

Он говорил –

Мы не прислушались.

Предупредил –

Мы не послушались.

Не верили,

Что слово – олово.

Теперь беда на наши головы…

Теперь мы просим:

«Подскажи,

Унас ведь смута!»

Мы просим очень,

А он тихонько так

Лежит –

Уста сомкнуты.

(«Пророк»)

 

Поэт ставит задачи, которые невозможно решить… Отстаивает возможность преображения: отчаяния - в надежду, мрака - в проблеск, греховности - в покаяние, грязи - в чистоту. Не понимать, что Воронцов любит свою Родину и свой город так же, как любят своих непутёвых детей, значит, быть абсолютно глухим от рождения. Он страдает от боли за них…

И что получается в итоге? Хрупкость, но в то же время незыблемость вещей, дел, событий как точка отсчета, как начало нового времени. Отсутствие определенности и одновременно оглушающая ясность, приходящая, словно ответ на задачу, которую для себя Александр Воронцов решил. Решил по-своему. В мире относительных ценностей он защищает ценность абсолютную, в мире избирательных свобод - свободу истинную, безусловную.

 

Ты понимаешь, я - не идол,

Насквозь живой, не истукан:

Я роскошь плоти женской видел

И слышал, как звенит стакан.

Но я платил сердцебиеньем

За каждый жест невинных рук,

Но я взрывался вдохновеньем

В ответ на сердца чистый стук.

Но я делил огонь геенны

С любым, кто совесть замарал,

С любым невинно убиенным

Я честно вместе умирал.

И возвращался в жизнь с рассветом,

Чтоб вновь сжигать короткий век…

Быть может, я слыву поэтом,

Но я не идол – человек.

(«Ты понимаешь, я - не идол…»)

Высокий, непокорный дух поэта, без сомнения, оставит след в памяти читателей, а для кого-то его гражданские стихи, возможно, станут отличными подсказками в определении своего жизненного направления.

 

Любви все возрасты покорны

 

Казалось бы, что нового мы можем рассказать об одном из самых сильных человеческих чувств? Пожалуй, что ничего. Но Александр Воронцов точно знает, что основа всей жизни - любовь, в самом ее простом и высоком значении. Ему свойственна глубокая искренность личностных переживаний. Они - основа мироощущения лирического героя, точные проводники между жизнью и поэзией.

Вот почему он умеет с помощью всего лишь нескольких строк так передать эмоции и внутренние чувства, что любой читатель тут же целиком погружается в мир эротических ощущений. Вот почему его любовная лирика - тонкая, но страстная, - не только достойна перечитывания, она сама запоминается и находит отклик в любом тонко чувствующем человеке.

И кто знает, может быть, хорошее стихотворение, прочитанное в нужный момент, поможет вам разобраться в собственных чувствах. Возможно, именно в стихах Александра Воронцова вы найдете строчки, которые сможете прочесть любимому человеку...

«Вспоминай!» - какое слово!

В нём ноябрь, и в нём же – май.

Повторяю снова, снова:

«Не забудь же, вспоминай!»

И когда дождём в окошко

Осторожно постучу,

Вздрогнешь, словно пламя в плошке:

«Как увидеться хочу!»

И когда весёлой веткой

Я хлестну твоё окно,

Ты подумаешь: «Хоть редко,

Но заходит всё равно!»

За окном – звезда и вечность,

Да ещё собачий лай…

Мы увидимся, конечно,

Вспоминай лишь, вспоминай!

(«Вспоминай!»)

Не каждые стихи хочется выучить наизусть, а эти хочется!!!

 

Тетрадь с заданием рано сдавать на проверку!

Что сказать в заключение? Александр Воронцов - творец с собственным видением мира, человек думающий, индивидуальность. Не так уж много среди нас ярких самобытных личностей; людей, живущих с ответственностью перед временем; наставников, много делающих для становления молодых пишущих авторов; поэтов - профессионалов, для которых слово ПОЭЗИЯ - не совокупность заученных технологических действий в соответствии с библиотечными книжками по обучению стихосложению, а единственная и подлинная ЛЮБОВЬ.

А потому давайте уже, Александр Свиридович, ложитесь костьми, но выдавайте и впредь свои лучшие стихи! Миссия творца еще не выполнена!

Это сказано совсем не в упрек - просто людей, находящихся с поэтом на одной волне, достаточно много. Взяв в руки его поэтические сборники, поклонники получат и огромное удовольствие, и богатую пищу для изощренного ума. Еще не один вечер они проведут за чтением его стихов. И, может быть, тогда время, потраченное мною на написание этого очерка, не окажется проведенным впустую.

 

P.S. https://vk.com/album-46420619_270180405 - вот в этом фотоальбоме - «Поэтический калейдоскоп А. Воронцова» - можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные 26.01.20 в библиотеке «Фолиант» в ходе литературно-музыкального творческого вечера тольяттинского поэта, члена Союза писателей России, кавалера Гоголевской медали ЮНЕСКО А.С. Воронцова.

 

26.01.20. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; 40 лет Победы, 114, e-mail: rossinskiye@gmail.com, 30-78-00

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: