Краткосрочная каникулярная дополнительная
Общеобразовательная программа
Технической направленности
«Страна Инженерия»
Возраст обучающихся: 8-12 лет
Срок реализации программы: 8 часов
Составитель:
Лебедева Евгения Юрьевна,
педагог дополнительного образования
р.п. Саргатское, 2019 г.
Пояснительная записка.
В период перехода современного общества от индустриальной к информационной экономике, от традиционной технологии к гибким наукоёмким производственным комплексам исключительно высокие темпы развития наблюдаются в сфере робототехники. По последним данным сегодня в мире работают 1 миллион 800 тысяч самых различных роботов - промышленных, домашних, роботов-игрушек. Век накопления знаний и теоретической науки сменяется новой эпохой - когда всевозможные роботы и механизмы заполняют мир. Потребности рынка труда в специалистах технического профиля и повышенные требования современного бизнеса в области образовательных компетентностей выдвигают актуальную задачу обучения детей основам робототехники.
Актуальность данной программы обусловлена возможностью привлечь внимание детей к техническим наукам и к техническим видам творчества, актуализировать знания детей о достижениях в сфере робототехники, машиностроения и освоения космоса, как отечественными учеными, так и зарубежными.
Направленность краткосрочной каникулярной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Страна «Инженерия»» - техническая.
Программа реализуется в каникулярное время на базе МБОУ ДО «Центр детского творчества», что дает возможность усвоить материал в более непринужденной обстановке.
|
Продолжительность работы по краткосрочной каникулярной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей программе) «Страна «Инженерия» составляет – 5 дней.
Программа реализуется в очной форме обучения с использованием разнообразных видов деятельности.
В процессе реализации программы принимают участие педагоги дополнительного образования, волонтеры МБОУ ДО «Центр детского творчества».
Формы организации занятий: групповая, коллективная, парная.
Формы организации обучения: лекционная, игровая.
Трудоёмкость программы:
Программа рассчитана на 8 часов обучения, продолжительность одного занятия 60 минут.
Занятия по данной краткосрочной программе проводятся 5 раз в неделю в первой половине дня.
Условия набора и добора обучающихся:
Занятия проводятся для детей, посещавших занятия объединения «Конструкторского бюро «Тесла» в течение 2018-2019 учебного года, а так же для детей, которые хотели бы посещать эти занятия в 2019 – 2020 году.
Освоение данной программы необходимо для расширения знаний учащихся о мире робототехники, машиностроения и освоения космоса. В программу включен материал, который не вошел в освоение основной дополнительной программы «Конструкторского бюро «Тесла».
Количество обучающихся – 20 -25 человек.
Цель программы:
Формирование у обучающихся младшего школьного возраста устойчивой мотивации к освоению технических наук путем их знакомства с достижениями в области робототехники, машиностроения и освоения космоса.
Задачи:
1. Знакомить с достижениями в области робототехники, машиностроения и освоения космоса, с известными учеными этой области отечественными и зарубежными.
|
2. Способствовать развитию способности к работе с лекционным материалом, к самостоятельному поиску информации.
3. Воспитывать чувство коллективизма при работе в группе.
Планируемые результаты
Обучающиеся, освоившие программу приобретут следующие личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностные:
- проявление творческой активности и мотивации к деятельности;
- готовность к профессиональной самореализации и самоопределению.
Метапредметные:
- умение работать в группе;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение самостоятельно искать необходимую информацию по предложенной теме.
Предметные:
-знание об основных событиях в развитии отечественной и зарубежной робототехники, машиностроения, освоения космоса
- знакомство с самыми известными представителями, работавшими в этом направлении.
Учебно-тематическое планирование (8 часов).
№ | Название тем учебных занятий | Количество часов |
История робототехники в лицах и механизмах | ||
Создание моделей автомобиля и их соревнования | ||
История машиностроения – от колеса до «Тесла» | ||
Космос – далекий и близкий | ||
Квест – игра «От кубика до робота» | ||
Итого | 8 ч. |
Содержание программы:
1. История робототехники в лицах и механизмах. Анкета по робототехнике. [Приложение 1] Робот – рыцарь Леонардо да Винчи; Робототехника древности. Талос - первый робот в истории? Происхождение видов; Кто придумал слово «Робот»; Турок – шахматный автомат. (2 часа)
|
2. Создание моделей автомобиля и их соревнования. Практическое занятие. Работа в командах. Конструирование модели автомобиля на базе набора Lego Wedo 2.0.; соревнования. (2 часа)
3. История машиностроения – от колеса до «Тесла». История возникновения колеса и его значение. Виды автомобилей. Ранние автомобили. Популярные современные автомобили. Машины будущего. (2 часа)
4. Космос – далекий и близкий. История освоения космоса. Достижения ученых. Известные космонавты. Законы физики в условиях невесомости. Видеоэкскурсия в Государственный музей истории космонавтики в Калуге. (1 час)
5. Квест – игра «От кубика до робота». Игра по станциям, актуализирующая полученные знания. (1 час) [Приложение 2]
Контрольно-оценочные средства
1. Анкетирование учащихся для выявления уровня знаний по робототехнике, а также уровня их заинтересованности. Проводится на первом занятии. [Приложение 1]
2. На каждом занятии проводится рефлексия при помощи сигнальных карточек, а так же доски вопросов, ответы на которые будут даны на следующем занятии.
3. Наблюдение за каждым участником образовательного процесса в ходе реализации программы.
Условия реализации программы (Таблица 1)
Таблица 1
«Перечень оборудования и инвентаря для реализации программы»
№занятия | Презентационные материалы | Дидактические материалы | Материально-техническое обеспечение |
1. | Мультимедийная презентация (М/М) «История робототехники в лицах и механизмах» | Сигнальные карточки, доска вопросов. Тестирование по робототехнике | ПК, проектор |
2. | Проект «Гоночный автомобиль» в ПО Lego Wedo 2.0 | Сигнальные карточки, доска вопросов. | ПК, проектор, планшеты, наборы Lego Wedo 2.0, флажки, ленты для ограждений |
3. | М/М презентация «История машиностроения – от колеса до «Тесла» | Сигнальные карточки, доска вопросов. | ПК, проектор |
4. | М/М презентация Космос – далекий и близкий. Видеоэкскурсияв Государственный музей истории космонавтики в Калуге | Сигнальные карточки, доска вопросов. | ПК, проектор |
5. | Листы заданий, образец | ПК, проектор, планшеты, наборы Lego Wedo 2.0, шары с гелием, скотч, одноразовые стаканчики, нитки, маркеры, листы А4, |
Список литературы:
1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
2. Кружок робототехники, [электронный ресурс]//https://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-
3. В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//https://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
4. А.Н. Давидчук «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» Москва «Просвещение» 2016
5. А.Н. Давидчук Развитие у дошкольников конструктивного творчества
Москва «Просвещение» 2018
6. Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» «ЛИНКА-ПРЕСС» Москва 2018
7. ЛуссТ.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO». Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Москва 2016
Приложение 1
Тестирование по робототехнике
1- 4 класс
1. Назови части робота:
ОТВЕТ:
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. |
2. Сопоставь роботов с их тенью
1. 2. 3.
4. 5.
А. B. C.
D. E.
ОТВЕТ:
3. Как называется серия популярных игрушек, которые первоначально создавались американской компании «Hasbro»?
1. Трансформеры
2. Андроиды
3. Автоботы
4. Автобот Оптимус Прайм - это:
1) Трактор
2) Грузовик
3) Танк
5. Выбери того, кто неверно помещен в множество
6. Героем, какого фильма является робот R2D2?
ОТВЕТ__________________________________
7. Найди слова из списка:
1.РОБОТ
2. АТМОСФЕРА
3. КАПИТАН
4. АВТОПИЛОТ
5. МУСОР
6. КОСМОС
7. ПРОГРАММА
8. ЕВА
9. МИКРОСХЕМА
10. ЗАГРЯЗНЕНИЕ
11. ЗЕМЛЯ
12. ВОЗДУХ
13. ВАЛЛИ
8. Перечисли источники энергии робота:
ОТВЕТ:____________________
9. Назовите имя робота-сгибальщика из популярного мультсериала «Футурама».
ОТВЕТ:____________________
10. Валли встретил Еву и решил познакомиться.
Выбери из списка те свойства, которые являются ОБЩИМИ для Валли и Евы
o умеет летать
o белого цвета
o умеет говорить
o помогает людям
o является роботом
o умеет переносит предметы
o имеет внутренний отсек
o имеет программу
Спасибо за участие!!!!
Ответы
1- 4 класс
1. Назови части робота:
ОТВЕТ:
1. | датчик-камера |
2. | корпус |
3. | гусеницы |
4. | основная микросхема |
5. | манипулятор |
2. Сопоставь роботов с их тенью
ОТВЕТ:
С | |
Е | |
В | |
D | |
A |
3. Как называется серия популярных игрушек, которые первоначально создавались американской компании «Hasbro»?
Трансформеры
4. Автобот Оптимус Прайм - это:
2) Грузовик
5. Выбери того, кто неверно помещен в множество
ОТВЕТ:
6. Героем, какого фильма является робот R2D2?
ОТВЕТ «Звездные войны»
7. Найди слова из списка:
8. Перечисли источники энергии робота:
ОТВЕТ: аккумулятор, батарея, солнечная батарея
9. Назовите имя робота-сгибальщика из популярного мультсериала «Футурама».
ОТВЕТ: Бендер (полное имя Бендер Сгибальщик Родригес (мекс. Bender Bending Rodríguez), также Гибочный модуль № 22 (Bending Unit #22) — промышленный робот, предназначенный для сгибания металлических балок
10. Валли встретил Еву и решил познакомиться.
Выбери из списка те свойства, которые являются ОБЩИМИ для Валли и Евы
o умеет летать
o белого цвета
o умеет говорить
o помогает людям
o является роботом
o умеет переносит предметы
o имеет внутренний отсек
o имеет программу
Приложение 2
Место проведения – МБОУ «Центр детского творчества»
Организатор – педагог дополнительного образования Лебедева Е.Ю.