Харитонов М.С. Этика Альберта Швейцера и индийская мысль. Запад-Восток. Исследования. Переводы. Публикации. М.:Наука, 1988.





Развитие этической мысли этого региона шло в особых социокультурных условиях, среди которых выделяются следующие:

- культ прошлого и жесткий контроль за соблюдением традиций;

- настороженное отношение ко всему новому и принятие его только в рамках сложившихся традиций;

- подчиненность индивида социальной группе, ее нормам, обычаям;

- преобладание идеалов коллективизма, обусловленное страхом «потерять себя», не вписаться в социальную общность;

- нивелировка личности, подчинение ее интересам социума;

- усложненная система ритуалов и церемоний.

Примером воплощения этих социокультурных парадигм могут служить этические учения Индии и Китая, стран, дольше других сохранявших свою самобытность.

Окончательно они оформились в середине I тыс. до н.э., хотя возникли значительно раньше.

 

 

Этика Древней Индии.

В Древней Индии в VI в. до н.э. на основе религиозного учения сформировалось нравственно-этическое учение брахманизма. Основополагающей идеей этого учения стало представление о Брахме как абсолютной божественной первооснове всего сущего и «атмане» как его индивидуальном проявлении. Брахма рассматривается как активное творческое начало, мировая душа, духовная субстанция, из которой все порождается и во что все превращается. Духовная сущность человека представляет индивидуальное проявление Брахмана – «атман».

« Смысл существования человека состоит в том, чтобы на основе праведной жизни получить возможность объединить индивидуальную душу «атман» с Мировой душой – Брахмой.
В достижении этой цели брахманисты видят величайшее благо и высшее назначение. Как и всякая религиозно-нравственная концепция, этика брахманизма на первое место выставляет религиозные ценности: уважение и почитание богов и их служителей, брахманов, содержание брахманов, принесение богам жертвоприношений, культивирование добродетелей смирения, ненасилия и покорности. Чувственные радости жизни признаются чем-то ненастоящим, от чего необходимо воздерживаться и отказываться во имя будущей жизни.»

(Швейцер Альберт. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика. Перевод с нем. Ю.В.Дубровина.)

Наряду с религиозными добродетелями брахманизм культивировал и целый ряд общечеловеческих нравственных норм: почитание предков и сохранение обычаев, уважение к родителям и вообще старшим, гостеприимство, доброжелательное отношение ко всему живому, правдивость, благочестие, щедрость, воздержание от гнева и стремлений к удовольствиям. Нравственный идеал древней индийской этики – аскет, нищенствующий странник, достигший высшей цели – освобождения.

Проблема смысла жизни как этическая составляющая древнеиндийской философии состоит в истинном выборе и понимании добра и зла. Добро – все, что способствует постижению брахмана, преодолению майи и слиянию с Абсолютом, а зло – все, что препятствует этому.

«Общая мысль буддийской философии, заключающаяся в том, что мир лишь на поверхности разобщен, оказалась очень важной для философии Швейцера. Она привела его к серьезному этическому выводу: целостность личности, живущей в глубокой связи с миром, наполняет жизнь человека непоколебимой устойчивостью, светом и радостью.»

(Швейцер Альберт. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика. Перевод с нем. Ю.В.Дубровина.)

Основу буддийскойэтики составляет тема человеческих страданий. Эта тема базируется на представлениях о мире как иллюзии. Освободить человека от страданий Будда стремился без применения насилия, за счет прекращения цепи перевоплощений. В проповеди Будда сформулировал «четыре благородные истины»:

1) жизнь полна страданий;

2) причина страданий – жажда полноты жизни, приковывающая человека к колесу сансары;

3) можно прекратить страдания и достичь нирваны;

4) есть путь, ведущий к этой цели (восьмеричный путь спасения, суть которого – освобождение от зла, поскольку зло рождает только зло, от добра же рождается добро), но для того чтобы вступить на этот путь, надо избавиться от иллюзорных представлений о положительной значимости земных благ и страстей, заслоняющих от человека «истинную реальность».

Этические представления ориентированы на достижение душевного успокоения, просветления, освобождение от страданий и сансары. Всего этого можно достичь в состоянии нирваны. К достижению нирваны призван подготовить восьмеричный путь. Он включает:

1) истинное воззрение – освобождение от заблуждений, усвоение четырех истин Будды;

2) истинное намерение – принятие благородных истин, отрешение от привязанности к миру, дурных намерений, вражды к людям;

3) истинную речь – воздержание от лжи;

4) истинные поступки – отказ от уничтожения живого (принцип ахимсы), ненасилие;

5) истинный образ жизни, истинное поведение – зарабатывание на жизнь честным путем, отказ от воровства;

6) истинное усилие – бдительность, искоренение дурных мыслей;

7) истинное памятование – постоянное повторение всего ранее усвоенного, праведная мысль о том, что все преходящее;

8) истинное сосредоточение – правильное сосредоточение, духовное самопогружение.

Этот путь открывает истину о верной серединной дороге, т. е. «серединный путь» – путь избегания крайностей и нравственного самосовершенствования личности.

Традиционный для всего древнеиндийского мышления смысложизненный вопрос о спасении души рассматривает джайнизм. В основе решения данного вопроса лежит идея противопоставления материального и идеального. Так, душа (джива) есть воплощение духовной сущности и должна стремиться к освобождению от материальности (аждивы). Путь спасения определяется «тремя драгоценностями»: совершенной верой; совершенным знанием; совершенным поведением. Вера джайнов отличается фанатизмом, абсолютным неприятием и нетерпимостью к другим учениям, проповедует крайний аскетизм, суровость и монашеский образ жизни, который определяется пятью основными обетами: запретом убивать, лгать, воровать, прелюбодействовать и владеть собственностью. Последователи этого этического учения придерживаются принципа ахимсы – неповреждения жизни, т. е. надо воздерживаться от причинения вреда не только людям, но и животным и растениям.

 

Этика Древнего Китая.

Одним из определяющих специфику китайской философии качеств является ее универсальная этизированность, т.е. не просто превалирование этической проблематики, но и последовательное рассмотрение всех основных философских тем с точки зрения морали, стремление к созданию целостного антропоцентричного мировоззрения в виде своеобразной "моральной метафизики". Сфера этического для китайских философов всегда была не только наиболее важной, но и предельно широкой.
В традиционной китайской культуре предмет этики оставался неотделимым от синкретического комплекса норм и ценностей этикета, ритуала, обрядов, обычаев, неписаного права и т.п.
Эквивалентом веры, которая лежит в основе других религий, была выдвинутая Конфуцием на первый план социальная этика с ее ориентацией на моральное усовершенствование личности в пределах освященных авторитетом древности норм.

Известный философ Конфуций (551-479гг до н.э.) - основатель конфуцианства. Характерной чертой учения Конфуция является антропоцентризм. Его почти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет мало внимания духам и потустороннему миру, хотя и считает небо не только частью природы, но и высшей духовной силой в мире, а жертвоприношения предкам - важнейшим выражением почтения к ним. Однако в центре его внимания - проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Конфуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры, - который прежде всего должен обладать «жэнь» - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления «жэнь» - справедливость, верность, искренность и т.д. Особое место заняла концепция «сяо» - сыновней почтительности, уважения к родителям и старшим вообще. Конфуций считал «сяо» основой «жэнь» и других добродетелей и самым эффективным методом управления страной (ибо страна - это большая семья). Наконец, Конфуций придавал большое значение «юе» - музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил «ли» этикету, т.е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком иерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция «чжен мин» - выпрямления (исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их названием.

 

 

Заключение.

 

Таким образом, краткий экскурс в область истории этических учений позволил нам не только увидеть тот неослабевающий интерес, с которым обращались и обращаются к моральным проблемам выдающиеся умы прошлого и настоящего, но и убедиться в сложности и неоднозначности подходов к их решению, с чем постоянно сталкивается и современный человек. Вместе с тем история этических учений является отражением и выражением истории самой морали, нравственной культуры человечества.

 

Список используемой литературы.

1. Харитонов М.С. Этика Альберта Швейцера и индийская мысль. Запад-Восток. Исследования. Переводы. Публикации. М.:Наука, 1988.

2. Швейцер Альберт. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика. Перевод с нем. Ю.В.Дубровина.

 





Читайте также:
Что такое филология и зачем ею занимаются?: Слово «филология» состоит из двух греческих корней...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.017 с.