Проблема существования зла




Предвидение проблемы Богом. Бог сотворил всех разумных существ нравственно свободными, потому что любовь не может процветать в условиях отсутствия свободы. Творение было наделено способностью либо любить своего Творца и быть преданными Ему, либо отвергать Его авторитет. В условиях нравственной свободы было возможно возникновение мятежа, но Бог не лишил творение права делать выбор. Он предпочел осознанную любовь свободных в выборе существ любви запрограммированных живых роботов. Бог желает, чтобы сотворенные Им существа служили Ему по любви и оказывали Ему почтение, которое проистекает из разумного понимания Его характера. Он не находит никакого удовольствия в вынужденном служении, поэтому всем Он дарует свободу воли, чтобы ангелы и люди могли добровольно служить Ему.

От начала Бог и Христос знали об отступничестве сатаны и о грехопадении человека. Бог не предопределил существование греха, но Он предвидел его возникновение и предусмотрел план избавления от страшной катастрофы. На небесных советах, еще до сотворения мира, Отец и Сын договорились, что если человек окажется неверным Богу, Христос, единый со Своим Отцом, займет место нарушителя и примет на Себя то наказание, которое по справедливости должно постичь грешника. Апостол Павел говорит об этом плане как о тайне, «о которой от вечных времен было умолчано » (Рим.14:24). Эту «тайну благовествования » (Еф.2:7) возвещал апостол и проповедовал «премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков » (1 Кор.2:7). В наше время мы называем этот план спасения благой вестью или евангелием. Очевидно, что восстание, которое вспыхнуло сначала на небе среди ангелов, а затем переместилось на землю, и в которое оказались вовлеченными люди, не застало Бога врасплох.

Падение Люцифера. До тех пор, пока все сотворенные существа признавали справедливость закона любви, во всей Вселенной царила совершенная гармония. Исполнение воли Творца приносило радость небесному воинству. В отражении Его славы и прославлении Его имени они находили высшее удовольствие. Но Люцифер злоупотребил свободой и всеобъемлющей любовью, дарованной Богом всем существам. Грех зародился в том, кто после Христа был возвеличен Богом превыше всех, кто обладал наивысшим могуществом и славой среди небожителей. Люцифер, которого Исайя называет «денницей (дневной звездой), сыном зари » (Ис.14:12), святой и непорочный был первым среди осеняющих херувимов.

«Так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями… Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез. 28:12-15).

Постепенно Люцифер взрастил в себе стремление к самовозвышению, он захотел присвоить все привилегии Бога, в особенности поклонение и славу. В Писании сказано: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою » (Иез.28:17). Несмотря на то, что слава, окружающая его, исходила от Бога, этот могущественный ангел начал смотреть на неё, как на собственную. Он не ценил почестей, высоких даров, поэтому не испытывал благодарности к своему Творцу. Обольщенный своими достоинствами и тем высоким положением, которое занимал, он страстно желал стать равным Богу. Князь ангелов собирался оспорить верховную власть Сына Божьего, подвергнуть сомнению мудрость и любовь Божью, он хотел улучшить правление Божье и усовершенствовать Его закон, хранителем которого и являлся. Он стал верить в то, что полностью реализоваться он сможет только тогда, когда на его пути не будет Бога.

Господь никого не оставил в сетях мнимой справедливости. Он предостерег всех ангелов и Люцифера о последствиях нарушения Божьего закона, но Люцифер не хотел смиряться, наоборот, он еще сильнее ожесточился. Весь свой незаурядный ум он направил на осуществление своего плана. Люцифер устремился возбуждать дух недовольства среди ангелов. Он вызывал недоверие к закону и характеру Бога. Так Люцифер стал противником Бога или сатаной. Ложью и хитростью он возбудил недовольство и ненависть к закону Божьему у третьей части ангелов. В той смуте, которую вызвал сатана, он обвинил Бога, принципы Его правления, несовершенство Божественной власти.

Бог сотворил всё совершенным, без изъянов и недостатков. Он не творил зла и не является родоначальником греха. Причины для греха не было. Объяснить причину согрешения – значит, оправдать грех. Находить извинение греху непростительно. Сатана имел всё, что Бог мог дать ему, за исключением Божества. Люцифер жаждал власти Бога, но не хотел иметь Его характера. Стремясь к достижению этого, он встал на путь нарушения закона, на путь мятежа и саморазрушения.

Притязания сатаны. Что же могло вызвать недовольство Люцифера в совершенной, лишенной недостатков Вселенной? Приведем библейские тексты, из которых будет понятна суть его, по крайней мере, четырех притязаний.

а. Закон Божий. Псалмопевец Давид воспевает: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце » (Пс.39:9). Из приведенного текста становится ясным, что воля Бога выражена в Его законе. Согрешением диавола является умышленное нарушение воли Творца, восстание против Него как Личности. Когда в Писании говорится, что «сначала диавол согрешил » (1 Ин.3:8), мы можем из этого заключить, что Люцифер поставил под сомнение необходимость подчиняться нравственным заповедям Божьим, отверг Божественный авторитет, подчинение Творцу, открыто избрал путь нарушения Его заповедей, в которых выражена Его воля.

б. Характер Бога. Закон Божий является отражением Его характера. Сущность характера Бога отметил апостол Иоанн в словах «Бог есть любовь » (1 Ин. 4:16). Свою силу и всемогущество Бог использует только во благо творению, Он не творит зла. Его власть основана на любви и бескорыстна. Требования и ограничения закона не сказываются пагубно на творении, не ограничивают его свободу, всегда преследуют интересы подданных.

Поставив под сомнение закон, Люцифер бросил тень сомнения на характер Бога. Сатана полагал, что закон не нужен высокоорганизованным ангелам, они могут руководствоваться во всех действиях собственной мудростью, следовательно, закон навязан ангелам и ограничивает их свободу, а Бог руководствуется скрытыми мотивами, на самом деле Он не такой, каким Себя выдает. В действительности Бог не любит Свое творение, Он деспотичен и Его требования невыполнимы. Требуя послушания и покорности от сотворенных Им существ, Он ищет только самовозвышения и стремится к утверждению Своей безраздельной власти. Он никогда не будет делать то, что требует от других, Он требует поклонения только Себе, хотя Люцифер заслуживает этого не в меньшей степени, чем Сын Божий. Лишь посредством хитрой лжи о Божественном характере и правлении сатане удалось убедить часть ангелов бросить свой жребий вместе с ним.

Уместно вспомнить слова Иисуса, которыми Христос обвиняет Люцифера в преступлениях против нравственного закона: «Он [дьявол] был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он – лжец и отец лжи » (Ин.8:44). Этими словами Иисуса Иоанн передал сущность характера сатаны, зачинщика восстания и источника зла.

в. Зависимость творения. Поскольку Бог есть источник и податель жизни, из этого следует, что жизнь всех сотворенных существ зависит от Него. Но Люцифер желал быть независимым от своего Творца, сбросить иго послушания и покорности, оспорить Божественное правление. Быть независимым от Бога – это первичный грех творения, это истинное желание Люцифера, которое он прикрывал притязаниями на закон Божий и Его характер.

Попытка первого грешника освободиться от власти Бога отражена в пророчестве Исаии: «А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему » (Ис. 14:13,14). Все мысли Люцифера были сосредоточены на себе самом. Он отверг самоотверженную любовь и возжелал служить и поклоняться себе самому. Восставшее творение говорит: «Спасибо, Господи, за жизнь, которую Ты дал мне. Более Ты мне не нужен, я не хочу быть подотчетным Тебе, я сам способен распорядиться своей жизнью».

г. Божественная справедливость и милость. По-видимому, сатане казалось, что он нашел внутреннее противоречие в Божественном характере. По его мнению, нельзя быть одновременно справедливым и милосердным. По закону «возмездие за грех – смерть » (Рим. 6:23), поэтому Бог не имеет права дарить грешнику благодать, прощение и вечную жизнь. Сатана описывается в Священном Писании как «клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь » (Откр. 12:10). Несправедливо проявлять милость к нарушителям закона. Правосудие и милость – взаимоисключающие вещи, мог утверждать Люцифер.

Война на небе. Недовольство Люцифера тем, что он не обладал такой же властью и положением, как и Сын Божий Иисус Христос, переросло в восстание против Божьего правления и, наконец, в войну. Библия так повествует об этом: " И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. " (Откр. 12: 7-9).В разговоре с учениками Иисус" сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию " (Лук. 10: 18). Вместе с сатаной на землю была низвержена третья часть ангелов, его сторонников: " Хвост его (дракона) увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю " (Откр.12: 4).

Почему Бог не уничтожил зло в зародыше. Поскольку Люцифер заявил, что его единственное желание – улучшить уставы Иеговы, Бог допустил, чтобы была раскрыта подлинная суть его требований и предполагаемых изменений в Божественном законе. Осудить сатану должны были его действия. Поскольку Бог может принять только служение, основанное на любви, а не на страхе, Он не мог сразу уничтожить зло в его зародыше. Если бы Бог сразу уничтожил сатану, тогда небожители и обитатели других миров, не будучи готовыми осознать истинную природу греха и его последствий, могли бы не понять справедливости Божьей. Уничтожение сатаны не положило бы конец сомнениям небожителей, но усилило бы их. В таком случае все служили бы Богу не из чувства любви, но из страха. Подобными методами нельзя было уничтожить влияние сатаны и рассеять дух восстания. Недаром говорится: "Насильно мил не будешь". Во имя благополучия всей Вселенной Бог предоставил сатане возможность полностью осуществить свои планы. Любящий и всемогущий Бог допустил, чтобы зло расцвело махровым цветом и принесло плод. Только после того, как всей Вселенной будет явлена любовь и милость Божья, возвышен Его закон, когда станут явны дела сатаны, только тогда восторжествует справедливость Бога, и сатана и его последователи будут уничтожены. Зло не вечно, оно существует, доколе не перешло предел, установленный ему Богом.

Утверждение, что добро не может существовать без зла, что эти две противоположности вечны, не соответствует действительности. Как тепло может существовать без холода, как свет может существовать без темноты, так и любовь может существовать без зла. Зло – это нарушение или недостаток любви и добра, само по себе оно не может существовать, оно паразитирует на добре, а вот добро самодостаточно. Поясним сказанное на примере. Представим добро как некое прекрасное творение художника – полотно. Зло представим как дыру в этом полотне, появившуюся в результате того, что кто-то бросил камнем в великолепную картину. Картина может существовать без дыры, а вот дыра без картины нет.

В духовной сфере злом является грех. Библия раскрывает понятие греха как вражду против Бога и преступление против Его закона. Апостол Иоанн дает такое определение греха: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие » (1 Ин.3:4).

Теодицея. Богословско-философские доктрины, имеющие целью согласовать идею благого Божьего промысла о мире с наличием в мире зла, получили общее название «теодицея» (дословно Бог – справедливость). Термин введен христианским ученым Г.В.Лейбницем в 1710 году, а сама проблема теодицеи, проблема оправдания Бога, была поставлена еще в древности, в частности, Эпикуром, и состоит в следующем: как совместить наличие в мире зла с представлениями о том, что мир сотворен и направляется всемогущим и всеблагим Богом? Оправдать Бога – означает доказать Его справедливость и доброту, несмотря на существование греха.

Один из вариантов логической формулировки теодицеи можно представить следующим образом:

На первый взгляд, существует внутреннее логическое противоречие в совместном принятии следующих четырех посылок:

1) Бог существует.

2) Бог всеблагой.

3) Бог всемогущ.

4) Зло существует.

Если принять любые три из них, то, по всей видимости, следует отбросить четвертую.

· Если Бог существует, желает всеобщего добра и достаточно могуществен, чтобы достичь всего, чего желает, то зла не должно быть.

· Если Бог существует и желает только добра, но зло существует, то Бог не достигает всего, чего желает. Значит, Он не всемогущ.

· Если Бог существует и всемогущ, и зло также существует, то Бог желает существования зла. Значит, Он не всеблагой.

· Наконец, если «Бог» - это существо, которое и всемогуще, и всеблагое, и, тем не менее, зло существует, то такой Бог не существует.

Возможны пять решений так логически сформулированной теодицеи:

1) Атеизм – отрицание посылки 1 (т.е. Бог существует).

2) Пантеизм – отрицание посылки 2 (т.е. Бог всеблагой).

3) Древний политеизм и современный деизм – оба отрицают посылку 3 (т.е. Бог всемогущ). Древний политеизм ограничил могущество Бога расщеплением Его во множество маленьких божков, одних добрых, других – злых. Некоторые течения современного деизма делают, по сути, то же, но в другой форме, сводя Бога к существу, живущему во времени и подверженному несовершенству, развитию, и обладающему лишь ограниченной силой.

4) Идеализм – отрицание реального зла. Он проявляется в разных формах (индуизм, йога, «христианская наука», основанная Мери Бейкер Эдди, множество течений Новой Эры), и все они утверждают, что зло – это иллюзия непросветленного человеческого сознания.

5) Наконец, библейский теизм (ортодоксальное христианство, иудаизм, ислам) признает все четыре посылки и отрицает наличие логического противоречия между ними.

Неизменность Бога и Его закона. Господь совершенен, поэтому Он не нуждается в изменении. Он постоянен и неизменен. Он так говорит об этом: «Я – Господь, Я не изменяюсь » (Мал.3:6); «у Которого нет изменения и ни тени перемены » (Иак.1:17). «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться » (Числ. 23:19). По своему характеру «Бог есть любовь » (1 Ин. 4:8). Любовь, которая изливается на других, любовь, которая жертвует всем ради других, является неизменной чертой Его характера, выражением Его Божественной сущности.

Закон Божий является выражением Его воли и характера, по своей сути это закон любви. Отвечая на вопрос законника: «Какая наибольшая заповедь в законе? », Иисус сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки » (Мф.22:36-40). На каменных скрижалях, вытесанных Моисеем, Господь собственноручно написал закон Божий. На первой скрижали Он написал заповеди с 1 по 4 о любви к Богу, на второй – с 5 по 10 о любви к ближнему.

«Закон Господа совершен » (Пс.18:8). Изменять совершенное – только портить. Поэтому закон Божий, как и Сам Господь, неизменен. Иисус Христос, придя на землю, не двусмысленно заявил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить » (Мф. 5:18). Если бы Бог пожелал изменить закон, Он смог бы это сделать, не отдавая Сына Своего единородного на смерть. Однако Иисус Христос не предал забвению грехи рода человеческого, Он взял их на Себя и ответил на требование закона: «возмездие за грех – смерть » (Рим. 6:23). Господь исполнил закон на Голгофском кресте, приняв на Себя наказание за людские грехи, спасая грешников. Пролив Свою Кровь, Сын Божий утвердил авторитет закона. Все десять заповедей остались неизменными. (Изложение закона Ветхим и Новым Заветами приведено в приложении II). И впредь закон будет неизменен, «доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона » (Мф. 5:18).

Сравнивая закон, как он записан в Ветхом Завете и в Новом Завете, мы видим, что остались неизменными все десять заповедей. Новым, более глубоким, стало понимание заповедей не на уровне поступка, а на уровне помышления. Кое-где сатане удалось одержать победу в войне против закона Божьего. Некоторые христиане утверждают, что Христос отменил закон, пригвоздив его ко кресту (на самом деле ко кресту был пригвожден обрядовый закон). Другие христиане считают закон частично измененным, будто бы изменению подверглись вторая и четвертая заповеди. Но нарушивший одну из заповедей считается виновным в нарушении всего закона (Иакова 2:10). Те христиане, которые соблюдают закон неизменным, подвергаются насмешкам, гонению со стороны официальной церкви, объявляются сектантами, законниками, будто бы они зарабатывают спасение соблюдением закона. Однако человек не зарабатывает спасение, соблюдая закон. Спасение дается ему как великий дар от Спасителя – Иисуса Христа. Человек соблюдает заповеди из любви к Богу.

Бог есть любовь. Люди желают любви, говорят о ней, складывают стихи и песни, поют о ней. Но человеческая любовь несовершенна, потому что имеет своим основанием чувства и эмоции, а они изменчивы. Только любовь Господа агапе неизменна, как и Сам Бог. Грешнику не нужно зарабатывать любовь Бога, любовь есть Его сущность, она возведена Им в принцип. Человеку нужно обменять свои грехи на праведность Иисуса Христа, принять из Его рук дар жизни вечной не как воздаяние за свои дела, но как дар. И делается это верой.

Соблюдение субботы. В последнее время, когда теория эволюции штурмует весь интеллектуальный мир, люди особенно остро нуждаются в убедительной вести о творении. Эта весть, называемая трехангельской, содержится в Откр. 14:6,7. «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод ».

Божья весть последнего времени призывает все человечество вновь признать Бога Творцом неба и земли и поклониться Ему. Основанием для поклонения Богу служит тот факт, что Он сотворил нас. Бог достоин поклонения потому, что Он сотворил мир. Если мы появились не в результате творения, а в результате эволюции, то вся жизнь – это космическая случайность, ставшая возможной благодаря стечению обстоятельств, и тогда нет абсолютно никаких причин для поклонения Богу.

Бог дает нам субботу как вечный символ Его творческой силы и власти. От сотворения земли Бог благословил день седьмой – субботу – и освятил его (Быт.2:3). Четвертая заповедь Закона повелевает нам: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота – Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море, и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его. » (Исх. 20:8-11).

Суббота еженедельно напоминает нам, что мы не принадлежим самим себе. Она призывает нас вернуться к своим корням. Суббота свидетельствует о том, что мы не являемся продуктом времени и случайности. Она помогает нам не забыть, что мы дети Божьи. Она призывает нас к близким и глубоким взаимоотношениям с Ним. (М.Финли, с.273). Соблюдая субботу, мы уступаем Богу место Творца и занимаем отведенное нам место творения. Так наш покой в седьмой день становится актом поклонения.

Разумный выбор. Блез Паскаль французскийматематик, физик, литератор и религиозный философ - сделал разумный вывод, рассудив так:

"Если Бога нет, а я в Него верю,

я ничего не теряю.

Но если Бог есть, а я в Него не верю,

я теряю всё"

Вывод. Слово Божье показывает нам, что Бог не является причиной или источником зла. Зло зародилось в Люцифере, ставшем противником Бога. Главные нападки сатаны были обрушены на закон Бога, отражавший характер Законодателя. Дьявол не мог смириться с существованием закона. Он заявлял, что закон ограничивает свободу небожителей, и поэтому главной целью поднятого им восстания является упразднение этого закона. Однако Бог, установивший закон и возвысивший его наравне с Собой, рассуждал иначе. Счастье всех небожителей обуславливалось их полным послушанием этому закону. Закон – защитная стена для послушных. Десять заповедей нужно воспринимать не как запреты, а как защиту от зла, порождаемого преступлением Закона.

Вопросы:

 

1. Где зародился грех? Была ли причина для его зарождения?

2. Почему Бог не уничтожил зло в зародыше?

3. Возможно ли одновременное существование Бога и зла?

4. Изменились ли 10 заповедей закона Господа к настоящему времени?

5. Каким образом мы можем признать Бога Творцом?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: