Типологический анализ издания
Аудиторная модель (по характеру аудитории)
Общероссийские СМИ:
· «массовые» издания, программы, аудиториякоторых включает значительнуючасть населения, проживающего на всей территориистраны. Существуют СМИ универсальные но тематике и функциям, или специализированные по этим признакам;
· «качественные» издания, программы, адресованные представителям элиты, лицам умственного, организаторского труда. Эти СМИ также бывают универсальными или специализированными. В их числе и деловые СМИ, обеспечивающие коммуникации между представителями бизнеса;
· СМИ, специализированные по отдельным аудиторным группам в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в других отраслях производства, образования, культуры, быта, адресованные представителям различных профессий и т.п. Они тоже могут быть универсальными по функциям и тематике или специализированными. В их числе и широко распространяемые в современных условиях корпоративные СМИ;
· СМИ бульварного типа. Они ориентируются в значительной мере на психологию толпы, на ее потребности и интересы. А также «желтая» пресса, ориентирующаяся на более низкие уровни массовой психики;
· для возрастных групп: детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых;
· для женщин и/или мужчин;
· для родителей;
· для малых групп (семья, землячество, клуб и др. сообщества);
· для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.);
· для членов и актива различных партий, молодежных и др. организаций;
· для групп населения, выделяемых по другим признакам.
СМИ различных внутрироссийских и межнациональных общностей:
|
· для населения федеральных округов;
· для этнических общностей, населения республик, автономных областей и национальных округов;
· СМИ краевых, областных, городских, районных территориальных общностей;
· для аудитории низовых СМИ (работников отдельных предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта, учреждений науки, культуры, вузов и др.);
· для межэтнических, межтерриториальных групп, адресованные населению одного или нескольких экономических районов и другим общностям людей;
· транснациональные, глобальные СМИ (аудитория объединяет группы населения различных стран, в том числе страны Европы (Евроньюс), Азии, Африки, Америки, мировое сообщество).
Содержательная модель (по характеру, типу информации)*
- журналистская, публицистическая информация;
- художественная информация;
- научная информация, в том числе научно-исследовательская, научно-техническая, научно-производственная, научно-методическая;
- научно-популярная информация;
- учебно-образовательная информация;
- информация органов политического, правового, экономического, производственно-технического и др. видов управления;
- информация субъектов нравственного и иного воспитания, в том числе семейного, дошкольного, школьного, вузовского и др.;
- информация субъектов пропагандисткой, агитационной деятельности, ПР-деятельности различных государственных инегосударственных структур, в том числе политических партий, движений, различных экономических, идеологических, общественных организаций;
- статистическая информация;
- справочная информация;
- другая информация.
По функциональной дифференциации каждого тина информации.
|
Журналистскую информацию можно дифференцировать по функциональному основанию, выделяя:
- событийную, новостную информацию;
- аналитическую информацию;
- расследовательскую информацию;
- художественно-публицистическую информацию.
По тематической структуре каждого типа информации.
В сфере журналистской информации мы выделяем:
- универсальную информацию;
- экономическую информацию;
- политическую информацию;
- правовую информацию;
- информацию по темам культуры;
- другую информацию.
Пo жанровой структуре каждого типа информации.
В сфере журналистской информации выделяются:
- репортаж;
- интервью;
- корреспонденция;
- статья;
- очерк;
- фельетон;
- другие жанровые формы.
Функциональная модель (Целевое назначение издания)
Целевое назначение изданий