Задачи практики по психологии
· Теоретические знания приблизить к жизни, к практической работе;
· приобретение профессиональных и личностных качеств будущего специалиста;
· приобрести умения в области психологической диагностики;
· изучение индивидуальных и возрастных особенностей детей;
· исследование межличностных отношений, психологического климата детской группы, социометрического статуса членов группы;
· определение стратегии и тактики сплочения группы и повышения статуса отверженных, пренебрегаемых участников;
· выработка у студентов творческого исследовательского подхода к психологической деятельности, приобретение ими навыков анализа свого труда, формирование потребности в саморазвитии;
· овладение умениями научно-исследовательской работы по психологии.
Содержание практики по психологии
· на 5 курсе специалитета и 4 курсе бакалавриата – изучение коллектива учащихся и составление его социально-психологической характеристики.
Организация деятельности студентов
Требования к организации практики определяются государственным образовательным стандартом подготовки специалиста.
Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки специалиста.
Ожидаемые результаты
Овладение студентами в ходе учебно-исследовательской практики следующими видами деятельности: научно-исследовательской, психодиагностической работы, реализуемых через умения:
- организовывать психолого-педагогическое исследование в соответствии с заданной программой;
- отбирать адекватные диагностические методики для оценки развития основных психических функций, социальных отношений детей, эмоциональной сферы;
- устанавливать контакт с ребенком в процессе тестирования;
- грамотного оформления результатов диагностики: протоколирования наблюдения, собеседования, тестирования; осуществления анализа, обобщения результатов; формулирование выводов;
- целостной оценки особенностей развития основных психических функций, социальных отношений, эмоционального развития детей во взаимосвязи с педагогическими условиями воспитания и развития ребенка в образовательном учреждении, условиями воспитания в семье;
- самоанализа и самокоррекции деятельности в условиях учебно-исследовательской практики.
Формы отчетности
1. Социально-психологическая характеристика школьного коллектива в соответствии с требованиями, предъявленными к ней, на 5 (4) курсе (приложение 1). К характеристике обязательно прилагаются материалы, полученные через анкеты, тесты, беседы и т.п. Главные требования – наличие глубокого анализа материала наблюдений и данных, полученных при проведении методик, и не формальный характер отчета (чтобы видно было своеобразие класса! За идентичные работы автоматически снижется оценка). С целью изучения внутригрупповых отношений следует использовать 4 методики (одна из них – социометрия). Результаты проведенных методик должны быть органично включены в характеристику! Сами тесты с обработкой и результатами должны быть представлены отдельно.
Методики представлены в отдельном файле «Методики для исследования учащихся». Обратите внимание: при обработке результатов социометрии каждый вопрос обрабатываете отдельно, т.е. составляете 3 таблицы, 3 социограммы и делаете выводы отдельно по каждой и общи выводы.
2. Подробный аналитический отчёт о прохождении психолого-педагогической практики с выводами и рекомендациями по её совершенствованию (приложение 2). Главные требования – не формальный характер и конкретные, а не расплывчатые выводы.
Общий объем характеристики и отчета - школьная тетрадь (18 л.). Работа должна быть представлена не в печатном, а рукописном варианте с титульным листом.
Примечание:
- Отчеты студентов по практике представляются в письменной форме на кафедру психологии лаборанту (ул. Чернышевского, д. 25 А, 5 корпус, 219 кабинет).
Сроки: последний день практики и первый день учебы после практики.
В случае необходимости обращайтесь за консультациями. Мой телефон 8-905-003-0013. Пришлите на мой электронный адрес (откуда получили это письмо) расписание уроков по школам с вашими номерами телефонов. Созвонимся и я приду к вам с целью помочь вам.
Удачи! Татьяна Петровна Иванченко.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Содержание практики по психологии:
изучение коллектива учащихся и составление его