По материалам исследователей знаменитого рода известно, что Васнецовы жили более чем в 30 селах.




Зорин СС

Малое Васнецовкое кольцо в Глазовском Уезде

Вятской Губернии

Укан – Пышкет – Святогорское (Красногорское) – Чумой

Виктор Васнецов

Аполлинарий Васнецов

Плох тот народ, который не помнит, не любит и не ценит своей истории. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего родства, детства, юности. В. М. Васнецов.

Братья Виктор Михайлович Васнецов и Аполлинарий Михайлович Васнецовы внесли значительный вклад в русское искусство по формированию визуальной культуры у народов России средствами изобразительного искусства.

Мои выставки в 2018 году посвящены 170 со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова и славному роду Васнецовых, которые занимались не только духовным просвещением, но и обучением Вятского народа.

Большинство живописных полотен В.М. Васнецова написаны на исторические темы русского народа, а храмовая живопись сформировала новый «неорусский»-«васнецовский» стиль религиозной живописи.

Братья Виктор Михайлович Васнецов и Аполлинарий Михайлович Васнецовы внесли значительный вклад в русское искусство по формированию визуальной культуры у народов России средствами изобразительного искусства.

Влияние Васнецова В.М. на формирование визуальной эстетической культуры на народы России был огромный, его эскизы монументально-церковной живописи использовали многие артели художников при росписи храмов, в частности в Вятской губернии.

Монументально-храмовая живопись, монументально-декоративное убранство храмов, иконы и храмовая архитектура была доступна всему населению России, даже в самых глухих и отдаленных краях Российской Империи. В большинстве неграмотный народ познавал библию в «картинках» через восприятие библейских сюжетов выполненных на стенах храмов, убранство храмов – иконостасы. Иконы имелись в каждом православном доме.

А.М. Васнецов талантливый художник – пейзажист, в своих работах отобразил красоту русской природы и в частности очень много написано пейзажей вятской природы. Много работ написаны на исторические сюжеты русского зодчества.

Фамилия Васнецовых необычна для Вятки. Обычные вятские фамилии связаны с окружающим нас миром, явлениями природы или просто произошли от простонародных прозвищ - Шубин, Коровин, Онучин, Лаптев, Карасев, Громов, Сорин и тому подобные. Сам В. М. Васнецов выводил свою фамилию от слова Василий, но никаких документов по этому поводу не оставил. Наиболее вероятно, что фамилия Васнецовых произошла от новгородского собственного имени Васнец и осталось, видимо, от новгородских ушкунцев-разбойников, которые в 1374 году пришли на Вятку.

Не исключено, что эта фамилия могла придти на вятскую землю из новгородских владений через Усть-Вым, Ныроб, Чердынь и Кай.

Род Васнецовых многочисленен. Почти все мужчины этого рода были священнослужители. По исследованиям О. Н. Виноградова, первое документальное упоминание фамилии Васнецовых относится к 1628 году, когда 370 лет назад московские писцы в книге по городу Хлынову сделали запись об Осташке Васнецове. Из нее становится известно, что по берегу реки Вятки от устья Засоры была посадская улица, которая размещалась на месте железнодорожных путей современного речного порта, и что на этой улице был собственный дом Остафья Васнецова. Остафий был купцом, занимался изготовлением серебряных украшений и их продажей. Изготовление серебряных изделий требовало от мастера высокого художественного вкуса. Следовательно, этот далекий представитель фамилии Васнецовых являлся своего рода профессиональным художником. Остафий был довольно богатым человеком, под храмом Вознесения (сейчас на этом месте Центральная гостиница) он имел лавку и платил оброку 4 рубли, что по тем временам считалось очень большими деньгами.

За 1665 год найдено краткое упоминание о том, что в городе Хлынове площадным подьячим служит Ивашко Васнецов. Это упоминание дорого тем, что Васнецовы уже в то далекое время были грамотные. Площадные подьячие служили в приказной избе для написания жалоб от неграмотных людей и должны были написанное свидетельствовать подписями двух грамотных. Ивашко был своего рода адвокатом древних вятичей, помогая оформлять материалы на незаслуженные обиды и притеснения властей.

Из многочисленных записей за 1678 год становится известно, что в пяти дворах города Хлынова живут представители рода Васнецовых: Тимошка Васнецов, его брат Ивашка Федоров сын Васнецов, а главное, здесь упоминается основатель рода известных художников Васнецовых - псаломщик Успенского монастыря Митька Игнатьев сын Васнецов. С него и началась ветвь Васнецовых, служащих по духовному ведомству [28].

Вятский период в биографии и творчестве Виктора и Аполлинария Васнецовых, по исследованию Т. Малышева, определяется со времени их рождения и до осени 1878 года, когда Виктор Михайлович с женой окончательно покинули Вятку и вслед за ними в Москву переехал младший брат Аполлинарий. Непосредственно с Вяткой как губернским городом братья были связаны с момента поступления Виктора в духовное училище и приездом Аполлинария, чтобы повторить путь старшего брата.

Из известных ранних работ В. Васнецова выделяется графика -натурные наброски, портреты друзей Федора Порвицкого, Михаила Кошкарева и композиция на религиозный сюжет Кающаяся Магдалина. Тогда же, по свидетельству В. Васнецова, были сделаны рисунки для собирателя русского фольклора И. Тропинина, который намеревался издать пословицы и поговорки с иллюстрациями. Но альбом был сделан позднее другим издателем, и, тем не менее, уже знаменитый художник не стеснялся этого юношеского труда и охотно дарил своим друзьям в Москве.

Обращается Виктор Михайлович и к религиозной живописи. Его внимание привлекает силой своего воздействия на окружающих образ Христа. Выполненная маслом икона Благословение детей (Христос в окружении детей малого возраста) - его первая живописная работа. Впервые живописные произведения он видел еще мальчиком в сельском храме. Иконопись Предтеченской церкви села Рябово и позднее заслуживала его одобрение - уже маститого профессора живописи.

В годы пребывания в Вятке у В. Васнецова не только складывались основы творчества, но и формировались общественные взгляды. Он отказывается от карьеры священнослужителя и безбедного, привычного существования и собирается поступать в Академию художеств. Еще в семье он был подготовлен к этому решению. Виктор наверняка знал об успехах в живописи прадеда Козьмы Ивановича, видел акварельные картины бабушки Ольги Александровны, он соревновался с отцом Михаилом Васильевичем в мастерстве рисунка и наблюдал работу тетушки Марии Васильевны.

Вятский период для В. Васнецова прерывается в связи с отъездом в Петербург и поступлением в Академию художеств. Юноша-провинциал, оказавшийся в столице без покровителей, после успешной сдачи экзамена по рисунку решил, что поступит без аттестации по наукам. Но оказалось все сложнее. Прежде чем поступать во второй раз, он год проучился в школе Общества поощрения художеств.

Возвращение в Вятку было связано с приездом на могилу отца. Он снова поселяется на родине, чтобы поправить здоровье и помочь младшим братьям, четверо из которых остались сиротами и еще учились.

В 1868 году в Вятку приезжает ссыльный польский художник Эльвиро Андриолли, с которым они познакомились на музыкальных, литературных и художественных вечерах у начальника почтово-телеграфной конторы Д. Я. Далматова.

Брат Виктор видел в Аполлинарии будущего художника, отметив как лучшие пейзажи реалистические, конкретные по мотиву, с тщательной проработкой рисунка изображения родных мест (Рябово, Вахруши, Батариха, Турины, Хлыновка). Некоторые из них он даже собрался показать И. И. Шишкину. В одной из поездок к родственникам Аполлинарий особо отличился, сделав рисунок Деревянная часовня в с. Елгань (музей-квартира А. М.Васнецова в Москве), который можно считать первым свидетельством неравнодушного отношения художника к старинной русской архитектуре.

1871-1872 годы, проведенные Виктором в Вятке, дали много не только Аполлинарию, утвердившемуся в выборе жизненного пути, но и ему. В этот приезд Виктор активно взялся за гравирование досок для печатных изданий. Он видел, как легко, мастерски делал это Андриолли. Яга, Тряпичница, Рюмочка, Могильщик, В гостях, Брюсов календарь, Владыка углов, Последний из могикан, Развлечение - это его лучшие работы в этом жанре.

Из Петербурга на родину в очередной раз братья возвратились в разное время. Аполлинарий задержался на три года в столице, занявшись самостоятельными поисками своего пути в жизни. Виктор, вдохновленный родными местами, написал Вятские леса, Лес за рекой Вяткой. Но самое интересное, что в этот период Васнецов писал икону маслом на холсте с изображением Богоматери, предназначенную для Крестовоздвиженского мужского монастыря в г. Слободском.

В 1878 году братья последний раз посещают Вятку. Тогда Виктором Михайловичем была написана серия портретов родственников художника - братьев Петра и Аполлинария, тещи М. И. Рязанцевой, бабушки жены Т. А. Караваевой и др. В то же время он сделал этюды к картине После побоища Игоря Святославовича с половцами: Берег реки Вятки, Луг в селе Раковка, где находилось имение Рязанцевых.

Под влиянием старшего брата первые пейзажи маслом написал и А. Васнецов. Поехав в Москву вслед за Виктором, он закончил по вятским мотивам три живописных работы Просека, Старая дорога и Вятский пейзаж.

Природа вятской земли с ее первозданной красотой, жизнь народа с традициями, характерными для будней и праздников, вятские села и города с памятниками русской старины, - все это дало братьям представление о родной Руси, о русском доме и наложило отпечаток на все их творчество. Именно в глуши вятских лесов зародилась привязанность к народной сказке и эпосу, а своеобразное искусство вятских умельцев - резчиков по дереву, мастеров глиняной, расписной игрушки, лубочных картинок - пробудило интерес к сказочному творчеству.

Именно в Вятке сформировалось мировоззрение выдающихся русских художников, здесь были заложены основы их творческого метода

Виктор и Аполлинарий Васнецовы - оригинальные художники, каждый по-своему выразившие русский дух, русскую идею. Их искусство живо и сейчас, они оставили богатейшее художественное наследие. Их имена занимают почетное место в истории русского искусства. Они были первыми среди русских художников, раскрывших в своем творчестве всю глубину и красоту народной мудрости, утверждавших гуманизм, глубокую веру в силу и величие своей Родины.

«Вятские» братья Васнецовы - Николай, Аркадий и Александр - внесли большой вклад в развитие родного вятского края, всей своей жизнью показали, что они были не только честными исполнителями обязанностей земских учителей, но были людьми одаренными, творчески реализующими свои способности на благо простого народа, среди которого они жили, чьих детей воспитывали, вкладывая в них лучшие душевные начала.

Каждый из них оставил после себя по научному труду, актуальность которых особенно очевидна в наши дни. Их брат Николай составил «Материалы для объяснительного словаря вятского говора». Аркадий написал книгу «Русский школьник» и был прекрасным резчиком по дереву, а младший Александр собрал и издал сборник вятских песен «Песни Северо-Восточной России». Каждый из них внес свою долю в развитие искусства, унаследованного в течение веков от простого вятского народа.

Биография Васнецовых, их творческая и хозяйственная деятельность связана в Кировской области со многими селами, в которых осталась вечная история об этом знаменитом роде [28;29].

По материалам исследователей знаменитого рода известно, что Васнецовы жили более чем в 30 селах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: